Как Байкалу избежать «диких» туристов и нарастить турпоток

Владимир Путин в ходе недавнего визита на Байкал отметил негативную роль «дикого» турпотока в регион, сказывающуюося на экологии озера. В том, какие меры могут помочь нарастить организованный поток на этом направлении, разбирался «Вестник АТОР».

ПУТИН: «БЕСКОНТРОЛЬНОСТЬ ДИКИХ ТУРИСТОВ ПРИВОДИТ К СВАЛКАМ»

В минувшую пятницу на Байкале побывал Владимир Путин, который провел совещание по вопросам сохранения озера Байкал и экологического развития Байкальской природной территории. Путин назвал туризм «очень перспективной и интересной отраслью экономики региона», приносящей доход и создающей рабочие места.

«Интерес к Байкалу и российских, и иностранных граждан постоянно растёт, до миллиона человек бывает на берегах Байкала за год. Но обратной стороной этого в целом позитивного фактора становятся новые проблемы», - отметил глава государства.

Бесконтрольность так называемых «диких» туристов приводит к стихийным свалкам на берегу и мусору в водоёмах (В. Путин)

По его мнению, «бесконтрольность так называемых «диких» туристов приводит к стихийным свалкам на берегу и мусору в водоёмах», а «стремление предпринимателей по максимуму использовать спрос на байкальские путешествия – часто к игнорированию ими экологических норм». Генеральной прокуратуре дано поручение проверить Байкальскую территорию на предмет «фактов незаконной и экологически вредной деятельности».

Внимание президента к урону, наносимого «дикими» туристами вполне закономерно. Очевидно, что организованный турпоток на Байкал приносит региону гораздо меньше проблем и гораздо больше денег. Как же выглядит сегодня картина с организованным туристическим спросом на Байкал?

РЫНОК НЕ РАСТЕТ

По оценке туроператорского сообщества, внутренний спрос на туры на Байкал мог бы быть существенно больше, чем сегодня, – с учетом значительного туристического потенциала региона. При том, что зарубежные пляжные направления – не конкуренты Байкалу, организованный рынок не растет.

В пресс-службе Национального туроператора АЛЕАН сообщили, что в этом сезоне спрос на направлении увеличился на 10% в сравнении с прошлым годом, однако другие не столь оптимистичны.  

При том, что зарубежные пляжные направления – не конкуренты Байкалу, организованный рынок не растет

Так, в ГК «Мультитур» охарактеризовали текущий спрос на туры на Байкал как «скромный», отметив, что «запросов по Байкалу мало».  

По оценке «Русского Экспресса», интерес к турам на Байкал в этом сезоне сохранился, но «динамики по сравнению с прошлым сезоном не наблюдалось». Директор по внутреннему рынку туроператора Coral Travel Алена Громова также говорит, что интерес к Байкалу «стабилен». 

КТО ЕДЕТ НА БАЙКАЛ. МОЛОДОСТЬ ТУРИСТОВ КАК ЭХО ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОБЛЕМ

По данным АЛЕАН, туристы приезжают на Байкал из разных регионов, основная масса - из центральной части страны и Сибири. Туры на Байкал, как правило, бронируют сильно заранее: в среднем глубина продаж по направлению составляет 2-3 месяца. Эти же тренды подтверждают и в «Русском Экспрессе», и в CoralTravel. У «Мультитур» на Байкал едут туристы преимущественно из Москвы и Московской области. Все туроператоры отмечают, что в основном байкальские туристы – это люди до 40 лет, однако такое демографическое ограничение – скорее вынужденное, чем органическое.

«Относительно молодой возраст туристов связан с тем, что отдых на Байкале не является комфортабельным. Дороги грунтовые, порой труднопроходимые, переезд осуществляется на транспорте высокой проходимости. При посещении некоторых районов Прибайкалья и Бурятии рекомендуется делать вакцинацию. Уровни объектов проживания далеки от уровня привычных москвичам городских отелей. Перелет из Москвы занимает 5,5 часов, переезд на поезде - несколько дней... Для многих людей зрелого возраста или семейных туристов это неприемлемые условия для путешествия», - поясняют в «Мультитур».

Продавая туры на Байкал, надо четко и ясно дать понять клиенту, что его ждет: этого сегодня большинство агентов не делают вообще

Инфраструктурные проблемы байкальского туризма отмечают и другие игроки. «Отдых на Байкале во многом далек от цивилизованного, инфраструктура городов и поселков развита слабо. Нужно всегда заранее предупреждать об этом туристов во избежание дальнейших претензий и последующего негатива», - отметили в «Мультитур».

В пресс-службе компании «Русский Экспресс» согласны с этим. «Байкал - это и нетронутая дикая природа, но и простая и малоразвитая инфраструктура размещения и досуга, с большими расстояниями и плохими дорогами. Продавая такие туры, надо четко и ясно дать понять клиенту, что его ждет. Этого сегодня большинство агентов не делают вообще», - подчеркивают представители туроператора.

БАЙКАЛУ НУЖНА СУБСИДИРОВАННАЯ АВИАПЕРЕВОЗКА

Тормозящим фактором для спроса на Байкал является и высокая общая цена поездки. Туры на Байкал дороги преимущественно из-за стоимости перевозки, которую туристы предпочитают приобретать самостоятельно, покупая у турфирм только наземную программу (размещение, трансфер и экскурсии). Цены у разных операторов на семидневные программы по Байкалу начинаются с суммы 26-27 тыс. р. на человека (например, по маршруту «Иркутск – Кругобайкальская железная дорога – Иркутск – остров Ольхон»), пятидневные – от 20, а трехдневные – от 16 тыс. рублей на человека.

Относительно невысокая стоимость наземных туров, подчеркивают игроки рынка, держится за счет того, что ценовая политика байкальских объектов размещения относительно стабильна: стоимость размещения увеличивается разве что с поправкой на инфляцию. «Сильная конкуренция между принимающими компаниями не дает ценам расти, они остались на уровне прошлых лет», - резюмируют в «Русском Экспрессе» общее мнение других компаний.

На этом фоне доля расходов туристов на то, чтобы добраться до Байкала, выглядит высокой. Так, самые дешевые билеты из Москвы в Иркутск туда-обратно обойдутся в 26-27 тыс. рублей – т.е. доля расходов на авиатранспорт в конечной цене поездки для туриста составят как минимум 50% (в случае семидневного тура) или существенно выше (при пяти- или трехдневной программе). Цены билеты в Улан-Удэ еще дороже – от 35 тыс. рублей туда-обратно на человека.

Минимальные цены на тур для двоих на Байкал на семь дней составят порядка 110 тысяч рублей, если турист летит через Иркутск и около 130 тыс. через Улан-Удэ

Таким образом, минимальные цены на тур для двоих на Байкал на семь дней составят порядка 110 тысяч рублей, если турист летит через Иркутск и около 130 тыс. через Улан-Удэ. И это – при групповом заезде.

«Более сложные и дальние маршруты, чем стандартные недельные туры, могут стоить и 50-75 тысяч на человека в составе группового тура. Индивидуальные же путешествия обходятся еще дороже», - говорят в «Русском Экспрессе».

«Программа субсидирования авиаперелетов очень помогла бы развитию туристского потенциала региона. Цена перелета является серьезным препятствием для развития данного направления. Добраться поездом дешевле, но далеко не все туристы готовы терять 3 – 5 дней на проезд до места отдыха», - говорят в компании АЛЕАН.

При разумной цене на авиаперелет спрос, безусловно, возрастет, считают в ГК «Мультитур». Согласны с коллегами в части необходимости субсидировать авиаперелеты для туристов на Байкал и в Coral Travel, и в «Русском Экспрессе». 

РАСШИРИТЬ РАМКИ АУДИТОРИИ

Эксперты обращают внимание на необходимость скорейшего развития транспортного сообщения и в самом регионе, а также на необходимость развития инфраструктуры объектов размещения и цифровизации байкальского туризма, а также на расширение сети турмаршрутов. Все это, по мнению игроков туристического рынка, позволит привлечь новых туристов, в том числе и семейных.   

«Как и во многих регионах, здесь не хватает хороших дорог, но при здешних расстояних проблема выглядит гораздо более остро. Например, чтобы попасть на любимый всеми остров Ольхон, понадобится целых 12 часов: от Иркутска до парома дорога очень плохая» - отмечают в АЛЕАН.

Сложилась ситуация, когда в отеле кроме как смотреть на Байкал, туристу, по сути, больше не чем заняться

Кроме того, как отмечают в том же АЛЕАН, сложилась ситуация, когда в отеле кроме как смотреть на Байкал, туристу, по сути, больше не чем заняться. «Практически во всех отелях нет бассейнов, что часто важно для отдыхающих. По этим причинам основная масса туристов едут сюда либо на рыбалку, либо на экскурсию, стараясь по максимуму сэкономить на отеле», - поясняют в компании.

По мнению экспертов «Русского Экспресса», существенно помогла бы развитию путешествий в регионе и разработка систем онлайн-бронирования местных перевозок между населенными пунктами.

«Нужны онлайн-карты с обозначениями объектов размещения, онлайн-карты популярных маршрутов. Нужно больше информации, собранной в одном месте, в открытом доступе для любого потенциального туриста. Сейчас же желающим отправиться на Байкал приходиться искать информацию по всему интернету. Ее много, но не достаточно, и складывается она из отзывов тех же туристов, кто уже побывал на Байкале», - говорят представители туроператора. С учетом того, что сегодня байкальская аудитория - это в основном молодых люди, создание цифровых сервисов для них выглядит весьма актуально. 

Существенно помогла бы развитию путешествий в регионе разработка систем онлайн-бронирования местных перевозок между населенными пунктами

Необходимо расширять и спектр продуктов по Байкальскому региону – говорят игроки. Так, в «Русском Экспрессе» обращают внимание на некоторые стереотипные «предустановки» относительно маршрутов по Байкалу.

«У многих туроператоров и турагентов выработался стереотип, что Байкал – это только «Иркутск-Листвянка-Ольхон». Но между тем, крайне интересен и Южный Байкал, прежде всего город Байкальск: небольшой, но с развитой инфраструктурой, позволяющей принимать туристов круглый год. Здесь уникальная природа: только на Южном Байкале встречаются гигантские реликтовые тополя, папоротники-гиганты, и отмечается обилие клубники в июле, что является для Сибири экзотикой. Южный Байкал окружен горами, климат здесь мягкий, влажный, вода прогревается до 18 градусов, протяженные галечные пляжи и множество кристально чистых рек. Летний сезон стартует в июне, максимальный поток - в июле и августе», - рассказали в «Русском Экспрессе».

У многих туроператоров и турагентов выработался стереотип, что Байкал – это только «Иркутск-Листвянка-Ольхон»

Резюмируя позицию коллег по цеху, в АЛЕАН обращают внимание на необходимость развития туристского потенциала байкальского региона всеми возможными способами, потому что пока «для многих людей увидеть Байкал так и остается несбыточной мечтой».

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР