Мировая практика. Как устроен турбизнес во Франции

«Вестник АТОР» продолжает изучать вопросы государственного регулирования и особенности работы туристического бизнеса в различных странах мира. На этот раз в нашем обзоре – Франция.

ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФРАНЦИИ

Во Франции, в отличие от США, где примат отдан законодательству отдельных штатов, главной основой регулирования туристической отрасли является национальное законодательство страны, гармонизированное с нормами ЕС и директивами Еврокомиссии.

Основные законодательные акты, регулирующие туристический сектор Франции, объединены в «Кодекс туризма» (только что вышел в новой редакции 2017 года), состоящий из двух частей: законодательная часть (4 книги, всего 253 статей) и регулятивная часть (4 книги, всего 527 статей).

Книга Iзаконодательной части «Кодекса туризма» касается общих вопросов организации туризма. В ней излагаются положения, касающиеся распределения туристических полномочий между государством и местными органами власти, а также правила, регулирующие деятельность так называемых «общественных групп». В первой книге кодифицированы положения Закона № 92-1341 от 23 декабря 1992 года о разделении полномочий в области туризма.

Книга II кодекса туризма регулирует профессиональную деятельность в области туризма. В ней кодифицирован закон № 92-645 от 13 июля 1992 об условиях осуществления деятельности, связанной с организацией туристических поездок и продажей турпродукта. В ней также содержатся положения, касающиеся посещения музеев и исторических памятников, а также эксплуатации туристического автотранспорта (легковых автомобилей с водителем и автобусов).

Во Франции основой регулирования туристической отрасли является национальное законодательство страны, гармонизированное с нормами ЕС 

Книга III посвящена объектам туристского размещения и требованиям к оборудованию и объектам, непосредственно связанным с туризмом. В ней содержатся положения, касающиеся гостиниц, ресторанов, кафе и баров, кемпингов, площадок для автотуристов с проживанием в трейлерах и других всевозможных объектов туристского размещения.

Книга IV содержит положения, касающиеся финансирования социального туризма и вопросов налогообложения в туризме.

В Законодательную часть также включен Закон от 22 июля 2009 года о развитии и модернизации туристических услуг.

В Регулирующую часть Кодекса включены в полном объеме или частично 33 указа и 14 постановлений, а также положения, ранее содержащиеся в других кодексах, и специальные указы (о Национальном совете по туризму,  о лицензии на организацию отдыха для лиц с инвалидностями, об обязательном предоставлении авиапассажирам данных об авиаперевозчике, о Службе генеральной инспекции туризма).

В силу специфики туристической отрасли, помимо «Кодекса туризма», ряд аспектов ее работы регулируются и другими законодательными актами, в частности Кодексом потребления (в части защиты прав туриста), Градостроительным кодексом (касательно объектов туристского размещения), Коммерческим кодексом (в вопросах коммерческой деятельности) и т.д.

ТУРОПЕРАТОРЫ И ТУРАГЕНТЫ ВО ФРАНЦИИ

С точки зрения французского законодательства туроператоры и агенты имеют одинаковые права и ответственность и законом не дифференцируются: все участники рынка определяются в Кодексе туризма как агенты путешествий (agents de voyages).

Таким образом, любое турагентство может самостоятельно формировать индивидуальные и групповые турпакеты. Под туроператором же понимается, де-факто, турагентство, осуществляющее b2c-продажи пакетных продуктов, сформированных самостоятельно.

Все большее число французских туроператоров продают свой продукт непосредственно потребителю в онлайн-каналах и создают свои розничные сети офлайн-агентств

Традиционно, на протяжении долгого времени французские туроператоры продавали свои турпакеты исключительно через офлайн-розницу – турагентства, которым они выплачивали комиссию. Эта схема остается во Франции преобладающей и сегодня, но ее начинает теснить жесткая конкуренция со стороны сервисов онлайн-бронирования.

Поэтому все большее число французских туроператоров продают свой продукт непосредственно потребителю в онлайн-каналах, а также создают свои собственные дистрибьюторские офлайн-сети из принадлежащих им розничных агентств.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ТУРФИРМ

Во Франции государственная регистрация турфирмы ("агента путешествий"), в том числе физического или юридического лица, желающего осуществлять туроператорскую деятельность (а, как мы помним, агенты также могут делать это) является обязательной. Регистрация удостоверяет, что турфирма соответствует условиям, предусмотренным Кодексом туризма для этого типа деятельности.

Нормы закона от 13 июля 1992 года, был значительно изменены Законом о туризме 2009 года. В частности, ранее существовавшие 4 типа лицензий и разрешений (для туроператоров отдельно, для турагентов, для MICE - отдельно и т. п.) были упразднены и заменены единым режимом регистрации.

Целью реформы было приведение французского законодательства в области туризма в соответствие с нормами Европейского сообщества, которое не допускает эксклюзива отдельного вида компаний на ведение того или иного бизнеса – таким образом, продавать туры могут, например, event-агентства, MICE-агентства, отели и пр. – при условии соответствующей регистрации.  

Обязанности по регистрации и ведению национального реестра туркомпаний ("агентов путешествий") возложены на Atout France (Агентство по развитию туризма во Франции), а именно на ее регистрационную комиссию, специально созданную для этой цели.

Для регистрации турфирме (в т.ч. туроператору) необходимо предоставить данные о наличие финансовых гарантий и страхования гражданско-правовой ответственности 

Заявка на регистрацию направляется в письменной форме или в электронном виде в регистрационную комиссию, вместе с документами, подтверждающими выполнение двух обязательных условий:

1) Наличие финансовых гарантий (по новым правилам, вступившим в силу с 1 января 2016);

2) Наличие страхования гражданско-правовой ответственности турфирмы.

Третье условие, которое касалось «соответствия критериям профессиональной компетентности», было отменено с 1 января 2016 года.

Решение о регистрации или отказе в регистрации принимается в срок, не превышающий одного месяца. При отсутствии решения комиссии по истечении этого срока регистрация считается предоставленной автоматически.

Регистрационный взнос составляет 150 евро. Регистрация должна продлеваться каждые три года. Кроме того, турфирма должна ежегодно предоставлять Регистрационной комиссии подтверждение о действительности своей финансовой гарантии и страхования ответственности.

Заметим, что помимо лицензии, деловая практика во Франции требует, чтобы туроператоры и агенты, занимающиеся пакетными продуктами, обязательно имели лицензию IATA. Для этого компании необходимо предоставить в IATA заявление, копию регистрационного сертификата, копии учредительных документов, выписку из торгового реестра Франции, выписку с банковского счета компании, фотографии офиса, и типовой договор с агентами\агентствами, продающими авиабилеты.

ФИНАНСОВЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ ТУРФИРМ ВО ФРАНЦИИ

Правительственным декретом № 2015-1111 от 2 сентября 2015 г. правила, касающиеся финансовых гарантий для турфирм, были изменены коренным образом. С 1 января 2016 г. гарантия должна покрывать все денежные средства, получаемые туроператором от клиентов (при полной налоговой прозрачности эти данные учитываются соответствующими госорганами).

Соответственно, было упразднено такое понятие, как «минимальная сумма страхового покрытия». Если ранее она составляла 200 тыс. евро, то сейчас размер фингарантий для турфирмы должен быть просто «достаточным», т.е. размер ее должен покрывать абсолютно всю стоимость проданных турпродуктов и иметь, соответственно, некий «запас».

Закон, таким образом, направлен на то, чтобы в случае прекращения деятельности туроператора \ турагента, формирующего пакеты, средства фингарантии не «делились» между туристами из некоего ограниченного по размерам фонда (как это было раньше), а всем туристам была бы компенсирована полная стоимость приобретенных ими турпакетов.

Финансовые гарантии турфирм обеспечиваются банками либо страховыми компаниями, а также Профессиональной ассоциацией солидарности в туризме (APST).

Финансовые гарантии турфирм обеспечиваются банками либо страховыми компаниями, а также Профессиональной ассоциацией солидарности в туризме (APST)

Важно отметить, что законом 2015 года были упразднены и нормы (формулы) расчета финансовой гарантии. Каждый гарант теперь применяет свои собственные методы расчета, самостоятельно оценивая риски для каждой турфирмы индивидуально (исходя из представленных ей документов и бизнес планов).

Соответственно, небольшие фирмы, финансовые риски которых невелики, платят меньше, чем крупные участники рынка. Следует особо отметить, что различные гаранты не имеют права согласовывать между собой их методы расчета фингарантий турфирмам: это рассматривается как картельный сговор, противоречащий законодательству в области конкуренции.

К слову, упомянутая ассоциация APST – самый популярный гарант среди турфирм во Франции, особенно для начинающих и небольших турфирм – т.к. банки и страховые компании, опасаясь повышенных рисков, часто отказывают таким компаниям в финансовых гарантиях.

Членство в Ассоциации подразумевает дифференцированные взносы в гарантийный фонд Ассоциации.  Годовой взнос для членов APST исчисляется следующим образом: для агентств, занимающихся только дистрибуцией турпродуктов, применяется ставка 0,14% от годового оборота компании, а для операторов, формирующих турпакет  -  0,18% от годового оборота. В случае операторов групповых туров ставка возрастает на 0,08%. Минимальный взнос – 1900 евро.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРФИРМ ПЕРЕД ПОТРЕБИТЕЛЕМ

Французский законодатель стоял перед сложной дилеммой - обеспечить конкурентоспособность компаний страны и защитить права потребителя одновременно.  По новому законодательству, с одной стороны, в случае, если ущерб причинен туристу вследствие невыполнения обязательств поставщика услуги, входящей в турпакет (причем неважно, является ли турфирма дилером или оператором), ответственность «агента путешествий» является полной и всесторонней. С другой стороны, если ответственность поставщика услуги (отеля, авиаперевозчика и пр.) ограничена действием международных конвенций (например, об авиаперевозке), то эти на ограничения "агент путешествий" может ссылаться в спорах с потребителями.

Кроме того, закон отрегулировал вопросы, связанные с новыми маркетинговыми практиками, в основном касающимися интернет-каналов и появлением на рынке «подарочных» турпакетов и услуг (размещения и пр.).

Так, французский законодатель пролоббировал интересы офлайн-турагенств и туроператоров. Например, для онлайн-продавцов (в т.ч. агрегаторов) авиабилетов, отелей и туров были введены более строгие правила ответственности.

Для онлайн-продавцов (в т.ч. агрегаторов) авиабилетов, отелей и туров во Франции были введены более строгие правила ответственности 

В частности, если офлайновое турагентство продает услуги вне пакета (чистая перевозка или размещение), оно не несет прямой ответственности за ущерб, причиненный туристу действиями поставщика услуги – потребитель должен разбираться именно с ним. Но в случае систем онлайн-бронирования французское законодательство применяет противоположный принцип: вся ответственность за проданные по дистанционным каналам билеты и места в отелях лежит исключительно на самом онлайн-продавце.

Что касается «подарочных» туров и размещения, то закон ввел правило, согласно которому любая организация, выпускающая «купоны» с турами или размещением «в подарок», сама обязана регистрироваться как туроператор и нести полную ответственность перед потребителем за свой продукт или услуг. В то же время дистрибутор таких купонов освобожден от ответственности.

Напомним, что ранее «Вестник АТОР» публиковал материалы, касающиеся американской практики: «Как регулируется туризм в США», «Как устроен турбизнес США», «Скидок нет. Как туроператоры в США работают с комиссиями турагентов» и «Сколько зарабатывают турагенты в США».

Сегодняшняя статья, посвященная особенностям функционирования французского турбизнеса, - первая из посвященных Франции. В следующей статье мы осветим вопросы системы регулирования туристической индустрии Франции на национальном и региональном уровнях.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР