Недавно авиакомпания WizzAir заявила о выходе на российский рынок. Перевозчик будет летать пять раз в неделю по маршруту Москва – Будапешт из Внуково. WizzAir планирует сохранить в России свою бизнес-модель бюджетного перевозчика. Но авиакомпания не сможет полностью реализовать свои планы, пока в России не поменяется законодательство. «Вестник АТОР» обсудил с гендиректором WizzAir Йожефом Варади перспективы существования сегмента лоу-кост в России и современные условия для выполнения такого рода перевозки.
- В 2012 году обанкротилась венгерская авиакомпания Malev. В результате, на маршруте Москва – Будапешт остался только «Аэрофлот». Эксперты неоднократно отмечали, что WizzAir вполне может заменить Malev, а осенью прошлого года венгерские авиавласти даже назначили WizzAir в качестве регулярного перевозчика на маршруте Москва – Будапешт. Тем не менее, рейсы WizzAir начнут выполнять только с 23 сентября 2013 года. С чем связана такая задержка? Столкнулись ли вы какими-то проблемами при выходе на российский рынок?
- Я бы не сказал, что были какие-то проблемы. Скорее, это время, необходимое на прохождение процедуры, предусмотренной законодательством. В первую очередь, нам нужно было дождаться, пока венгерские власти укажут перевозчика, которого они хотят назначить на маршрут. После этого российские авиационные власти утверждают назначение этого перевозчика. Осенью прошлого года мы действительно получили назначение от венгерской стороны. Совсем недавно было получено и подтверждение от властей России, и теперь мы можем приступить к выполнению полетов. Процесс, действительно, занял много времени, но не думаю, что это связано с какими-то проблемами.
- Некоторые российские эксперты считали, что причина задержки в не-венгерском инвесторе WizzAir – компании Indigo Partners.
- Хочу, в первую очередь, прояснить, что Indigo Partners не является акционером WizzAir . Эта компания предоставила нам ссуду, но у нее нет ни одной акции. Во-вторых, венгерские авиационные власти назначили на маршрут компанию WizzAir Hungary, являющейся венгерской авиакомпанией. Поэтому инвестор в лице Indigo Partners не был проблемой при назначении нашей авиакомпании на маршрут.
- На российском рынке уже есть примеры выхода иностранных лоукостеров. Однако со временем цены этих авиакомпаний становились выше и практически достигали уровня цен других авиаперевозчиков, не оперирующих в сегменте лоукост. Перевозчики жалуются на дорогое топливо, отсутствие второстепенных аэропортов. Как вы считаете, российский рынок готов к приему действительно бюджетных перевозчиков? Насколько экономически эффективна деятельность лоукостеров в России?
- Это действительно сложный вопрос. Организация работы бюджетной авиакомпании строится не только на стоимости топлива аэропортовых сборах. При построении нашей деятельности мы должны оптимизировать наши затраты по всем пунктам. Но в России сейчас существуют некоторые монополистические или квази-монополистические условия, которые не способствуют развитию и продвижению сегмента «лоукост» как принципа.
Мы уже наблюдали подобное в ряде других стран, и могу с уверенностью сказать, что ситуация изменится. Думаю, конкуренция на рынке будет развиваться, что повысит эффективность деятельности бюджетных перевозчиков. Например, еще несколько лет назад в московских аэропортах было больше конкуренции: на тот момент были заняты не все их слоты, поэтому аэропорты «сражались» за авиакомпании. Сейчас все три аэропорта Москвы заполнены, поэтому условия стали менее благоприятными, чем несколько лет назад. Но и это должно измениться. На рынок будут приходить новые инвесторы, будут открываться новые аэропорты (насколько я знаю, такие планы уже есть). Это создаст конкуренцию. Поэтому, я думаю, что многое изменится в лучшую сторону.
Сейчас Россия вносит изменения в свои двусторонние соглашения с некоторыми европейскими странами с целью либерализации рынка авиаперевозок. Думаю, этот процесс может затронуть и Венгрию. Этот процесс является благоприятным, как для рынка, так и для потребителя.
Нельзя отрицать, что сейчас Россия далеко не лучшее место для продвижения принципов «лоукост» авиации. Но мы смотрим на работу в этой стране в долгосрочной перспективе.
- Компания WizzAir открыла на Украине собственный филиал. Это позволяет авиакомпании совершать рейсы из аэропортов страны по всему миру, и, как следствие, предоставляет пассажирам доступ к недорогой перевозке. Планируете ли вы создать авиакомпанию – дочернее предприятие WizzAir , в России?
- В России существуют определенные и вполне понятные правила для создания иностранной компании. В частности, это должно быть совместное предприятие, где одним из партнеров должен выступать российский партнер, которому должно принадлежать от 51% акций компании. Эти правила нам понятны и не представляют собой особых трудностей.
Проблема заключается в другом. В России действуют некоторые законодательные нормы, которые ограничивают возможности развития лоукост перевозки: запрет на невозвратные тарифы, обязательное питание на борту, минимальная норма багажа. Но и есть и более серьезные препятствия, которые не позволяют нам создать в России собственную авиакомпанию. В первую очередь, я говорю о минимальном флоте, которым должна обладать авиакомпания для осуществления своей деятельности. Перевозчик должен начинать с восьми самолетов. Это очень много. Во-первых, это большое капиталовложение, а во-вторых, большие операционные риски. Нужно нанимать большое количество работников, выводить их на высокий уровень обслуживания. Ни в одной стране мира не требуется иметь восемь бортов для открытия авиакомпании. Обычно, нужно два или три самолета. Не думаю, что требование о восьми самолетах имеет смысл.
Еще один момент касается таможенного регулирования. Если мы привезем сюда наши авиалайнеры А320, то нам придется оплатить таможенный сбор. Это условия достаточно обременительно и ставит нас в невыгодное положение относительно других авиакомпаний и самолетов на рынке. Дело в том, что если количество кресел на лайнере составляет 140-150, то они не облагаются таможенным сбором. Таким образом, все еще существует ряд проблем, которые должны быть решены, прежде чем мы сможем выйти на этот рынок с собственной авиакомпанией.
- Ранее вы говорили, что в перспективе хотите выполнять внутренние рейсы по России…
- Да, это возможно. Но для того, чтобы выполнять внутренние рейсы по России, необходимо создать российскую авиакомпанию. А для этого, как я уже говорил, необходимо, чтобы произошел ряд законодательных изменений. Тем не менее, я вижу, что Россия постепенно приводит свое законодательство в соответствие с мировыми стандартами. Поэтому мы очень рады оказаться на российском рынке и показать, какие изменения наша модель может на него привнести. Повторю, сейчас законодательство России в области авиации меняется, и оно меняется в лучшую сторону.
- Вы планируете сотрудничать с российскими туроператорами?
- Конечно. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими туроператорами, заинтересованными в сотрудничестве.