Авиакомпании теряют деньги

По новым прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), прибыль авиакомпаний в этом году упадет почти на 80%. Среди причин называется рост цен на топливо, катастрофы в Японии, беспорядки на Ближнем Востоке и в Северной Африке. По оценкам экспертов, все эти факторы скажутся и на российском рынке и, скорее всего, выльются в повышении топливных сборов.
По словам гендиректора IATA Джованни Бизиньяни, в 2011 году авиакомпании смогут заработать только $4 млрд. Это на 78% меньше прошлогодних $18 млрд. и на 50% меньше прежних прогнозов на 2011 год. «Природные катастрофы в Японии, беспорядки на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также резкий рост цен на нефть снизили прогноз по прибыли в индустрии»,— пояснил господин Бизиньяни, слова которого приводит «КоммерсантЪ». Главной же причиной IATA называет рост стоимости топлива: в мае цена выросла до $115 за баррель, тогда как в феврале составляла лишь $84. Средняя цена на топливо по году должна составить $110 за баррель, а затраты авиаперевозчиков на него увеличатся на $10 млрд., до $176 млрд. В IATA отмечают, что сейчас затраты авиакомпании на топливо составляют 30% от расходов — на 17% больше, чем десять лет назад.

Прибыль азиатско-тихоокеанских перевозчиков предположительно составит $2,1 млрд. ($10 млрд. в 2010 году). На этих авиакомпаниях особенно отразятся и последствия землетрясений в Японии. Авиакомпании Северной Америки заработают $1,2 млрд. ($4,1 млрд. в 2010 году), а европейские — всего $500 млн. ($1,9 млрд.). При этом Европа во многом пострадает от снижения спроса. Общий мировой спрос на авиаперевозки, по прогнозам IATA, также снизится. По мнению экспертов Ассоциации, по пассажирским перевозкам спрос вырастет на 4,4% (по более раннему прогнозу — 5,5%), по грузовым — на 5,5% вместо 6,1%.

Ожидают снижения прибыли и российские перевозчики. По оценке Sky Express, ситуация будет значительно различаться в зависимости от сегмента рынка. «Вероятно, государство продолжит поддерживать крупнейших перевозчиков, поэтому их прибыль и пассажиропоток сократятся не столь существенно,— поясняют в компании.— Но в среднем сегменте ситуация будет более критичной: на рост стоимости авиакеросина, беспорядки в Египте и Тунисе будет накладываться искусственное сокращение чартерных программ из-за ужесточения мер безопасности в российских аэропортах и ремонтных работ во Внуково». И добавляют, что дополнительный толчок ценам на керосин могут дать плановые ремонты на российских НПЗ.

Руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что российские авиакомпании будут компенсировать снижение спроса и рост цен на топливо увеличением топливных сборов. По мнению эксперта, общий рост российского рынка будет умеренным, на уровне 10%, а рентабельность перевозок достигнет минимального уровня в международном сегменте. А внутренние перевозки, скорее всего, будут осуществляться в убыток авиакомпаниям.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР