Комитет по вопросам собственности внес на рассмотрение Госдумы РФ свой проект поправок в законодательство, касающиеся реализации на туристском рынке механизма обязательного саморегулирования.
«Механизм контроля, построенный на системе субсидиарной ответственности участников, предоставляется именно через институт саморегулируемых организаций как институционально определенного механизма обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти в вопросах правоустановления и надзора. Конституционным Судом саморегулируемые организации уже признаны как институты организованного профессионального общественного регулирования», - уверены представители комитета по вопросам собственности.
Проект федерального закона был вынесен на рассмотрение Госдумы всеми четырьмя думскими фракциями. Он предусматривает внесение поправок в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и ФЗ «О саморегулируемых организациях».
По оценке инициаторов законопроекта, введение на туристском рынке механизма саморегулирования позволит единовременно решить целый комплекс проблем. «Прежде всего, за все годы существования туристического рынка в России, предпринимаемые попытки его административного регулирования не дали существенных результатов, поскольку не предусматривали ни эффективного контроля за деятельностью участников рынка, ни ответственности за нарушение вводимых требований», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
С другой стороны, функционирование СРО с учетом присущих им механизмов материальной ответственности за деятельность своих членов будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг и позволит повысить защиту интересов потребителей туристических услуг.
Депутаты отмечают, что через систему саморегулирования участники рынка получают легальные возможности влиять на нормотворчество в своей сфере деятельности, а государство снижает свои расходы на регулирование и ведение реестра туроператоров.
В законопроекте предлагается допуск на рынок туроператорских и турагентских услуг только тех компаний, которые являются членами соответствующей СРО. Здесь же определяются все основные цели, функции, права и обязанности саморегулируемой организации туроператоров и турагентов.
В проекте также предлагается регистрировать в качестве СРО только те объединения, участниками которых являются как минимум 50 юридических лиц, сформировавших компенсационный фонд в размере не менее чем 100 тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации. Каждый член СРО также должен иметь фингарантии.
Законопроектом устанавливаются особенные требования к туроператору-члену СРО, в том числе обязанность своевременно уведомлять в письменной форме или путем направления электронного документа в СРО туроператоров обо всех изменениях информации, содержащейся в реестре членов СРО. Включая и сведения о превышении размера денежных обязательств по заключенным договорам о реализации туристического продукта по отношению к установленному размеру финансового обеспечения.
Одна из норм проекта предусматривает своеобразную дисквалификацию «проштрафившегося» руководителя туроператорской компании. В частности, членом СРО не может быть юрлицо, в составе исполнительных органов управления или в составе учредителей (участников) которых находятся лица, занимавшие руководящие должности или находившиеся в составе участников юридических лиц, в отношении которых применялись процедуры банкротства в связи с осуществлением туроператорской деятельности. Также предусматривается возможность появления национального объединения СРО туроператоров.
С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.