Как встретились Камчатка с Калининградом

В воскресенье, в рамках выставки «Интурмаркет-2012», впервые прошел Всероссийский съезд отраслевых общественных объединений. В мероприятии приняли участие более 50 человек из 30   организаций со всей России – от Калининградской области до Камчатки. Главная задача – обмен опытом – была решена лишь отчасти: участники активно обсуждали вопросы туристического законодательства.

К этому мероприятию был проявлен большой интерес. С приветственными словами в адрес участников съезда выступили руководитель Ростуризма Александр Радьков и глава Комитета по туризму Москвы Сергей Шпилько. Специальный гость Съезда, руководитель отдела по работе с туроператорами Европейского объединения Туристических Ассоциаций (ЕТОА), Ник Гринфилд, рассказал о европейском опыте работы общественной организации.

Планировалось, что представители различных региональных объединений выступят с презентациями своих организаций, расскажут о своих наиболее значимых для отрасли достижениях. Доклады выступавших настолько разноплановые и интересные, что заслуживают не только короткого пересказа, но полной публикации, что и будет сделано в ближайшее время на сайте АТОР. Хотя, из-за бурной дискуссии, которая разгорелась в ходе обсуждения планируемого изменения в туристическом законодательстве, не хватило времени на все выступления – участники встречи остались довольны тем, как прошел Первый съезд.

Очевидно, что это первая, но не последняя встреча такого масштаба. По словам главы Северо-Западного представительства РСТ Сергея Корнеева, то, что получилось собрать неравнодушных людей, дать возможность познакомиться, пообщаться «общественникам» со всей России – уже очень большое достижение. И его надо развивать.

Регионы разные, проблема одна

Демпинг в среде операторов и агентств, взаимодействие с региональными и федеральными властями - все это объединяет туристические ассоциации вне зависимости от их территориальной принадлежности. Тем не менее, как справедливо отметили участники съезда, существует целый пласт проблем, бороться с которыми необходимо именно на региональном уровне. Это и организация работы предприятий в сфере туризма на местах, и, конечно, продвижение самих регионов на туристском рынке.

Как рассказал Сергей Корнеев, местное представительство РСТ работает как с Роспотребнадзором, так и с правоохранительными органами, службой судебных приставов. В частности, организация создала и распространила в среде туристических агентств памятку о том, как проверить, есть ли у туриста задолженности, из-за которых он может быть ограничен в выезде за рубеж. Организация также проводит совещания с представителями государственных музеев за полгода до начала туристического сезона. Это помогает заранее знать цены на услуги петербургских гостиниц и более точно формировать пакеты для приезжающих в Северную столицу на отдых туристов.

Пресс-секретарь Ирина Тюрина, выступившая с докладом «Продвижение регионов с помощью местных общественных организаций», отметила, что многие регионы все еще не стремятся использовать даже такой простой источник продвижения, как информационное поле. Новости от регионов поступают с завидной редкостью. Например, Иркутская область напоминает о себе в СМИ не чаще, чем раз в две недели, а новости от Вологодской области поступают не чаще, чем раз в год.

С проблемой согласилась представитель Удмуртской организации в сфере туриндустрии Елена Захидова. По словам выступающей, местные власти с трудом представляют, что такое интересный туризму продукт, считая, что «в области все прекрасно, а туристов может привлечь любая березка». По ее словам, регионам также не хватает квалифицированного персонала, способного самостоятельно формировать маршруты для туристов. К слову, эта проблема характерна практически для всех российских регионов.

Во многих регионах туризмом занимаются региональные министерства, в чьи сферы деятельности включены спорт и молодежная политика: отрасли, далекие от туриндустрии. «Иначе начинается растягивание: перед Олимпиадой спорту туризм не интересен. Власти выделяют 7 млн на патроны для биатлона, а на туризм – ни копейки», - подчеркнула Елена Захидова.

С оглядкой на Запад

Наверное, наиболее полно решение проблемы сформулировал руководитель отдела по взаимоотношениям с операторским бизнесом Европейской Ассоциации туристских организаций (ETOA) Ник Гринфилд. «Долгое время в Британии туризм даже не фигурировал в названии министерства, которое им занималось. Нам удалось доказать, что туризм – сфера экономики, заслуживающая отдельного внимания», - отметил он.

ETOA объединяет европейские предприятия и ассоциации в сфере туризма. Ассоциация была образована в 1979 году и впоследствии превратилась в крупную организацию, объединяющую в себе множество как крупных, так и небольших компаний. Членские взносы в ETOAзависят от размеров компании и варьируются от 1,5 тыс. до 3,5 тыс. евро. По правилам ETOA, ее членами могут быть компании, находящиеся в различных точках мира, но ведущие свою деятельность в том числе и на территории ЕС.

Ник Гринфилд рассказал, что основной целью Ассоциации является сохранение за Европой звания лидирующего туристического направления в мире. Основной инструмент – взаимодействие с европейскими и внутригосударственными властями. «Мы не рассматриваем власти в качестве наших друзей. Скорее, мы выступаем консультантами государственных органов», - отметил г-н Гринфилд.

Интересно, что проблемы, с которыми сталкивается ETOA, в значительной степени перекликаются с теми, которые в ежедневном режиме приходится решать российским туристским объединениям. Это визы, налогообложение, отношение городских и государственных властей к роли туризма в экономике.

Ник Гринфилд рассказал, что одной из ключевых тем в работе ETOA в 2012 году стало городское налогообложение. Напомним, что платить за проживание по несколько евро в день уже нужно во многих городах Италии, и совсем скоро аналогичная практика будет принята в Испании. «Многие города Европы сейчас испытывают финансовые трудности и не нашли другого способа, как пополнять бюджеты за счет дополнительных сборов с туристов», - рассказал г-н Гринфилд. Сумма в 10-15 евро может и не составить большой проблемы для туристов, но стала большой неожиданностью для них и для операторов.

«Мы работаем с властями и просим, чтобы они заранее предупреждали операторов о введение тех или иных денежных сборов. Мы также стараемся следить, чтобы эти деньги были направлены действительно на улучшение города, а не на иные цели», - отметил Ник Гринфилд. Для оказания помощи своим членам ЕТОА разработала Хартию по групповому туризму, где, в том числе, указаны все налоги и сборы, взимаемые с туристов в тех или иных европейских городах.

Еще одной «головной болью» ETOA в данный момент является вопрос организации работы гидов. Проблема также не чуждая российскому рынку. Ассоциация стремится к признанию роли всех гидов, работающих на территории ЕС. «Некоторые члены ЕС имеют законодательное регулирование деятельности гидов, некоторые нет. Поэтому в зависимости от страны стандарты могут серьезно различаться. Сейчас мы работаем над разработкой единых стандартов и, впоследствии, планируем создать унифицированное удостоверение гидов», - пояснил г-н Гринфилд.

Одной из ключевых проблем европейского туризма являются визовые сложности. По словам Ника Гарфилда, именно это зачастую мешает развитию туриндустрии в Европе. Он рассказал, что иногда даже вопросы в анкетах на получение визы доходят до абсурда. Например, в британской анкете предлагают признаться, не совершал ли потенциальный турист ничего такого, что могло бы «характеризовать его как плохого человека с плохим характером». Некоторые анкеты предполагают честные ответы на вопросы о том, занимался ли соискатель террористической деятельностью или, например, продажей и изготовлением оружия. «Мы провели исследование. В нем мы задали вопрос: «отказались ли вы от поездки в страны ЕС из-за того, что процесс получения визы оказался сложным?». 26% китайских туристов, а они представляют собой значимый рынок для ЕС, ответили на этот вопрос утвердительно, говоря о шенгенской визе. 30% китайских граждан приняли решение не ехать в Британию из-за сложности процедуры получения разрешения на въезд», - рассказал Ник Гринфилд. Он отметил, что многие консульства не увеличивает свой штат в пиковый сезон, что мешает должному потоку туристов в эту страну.

Интервью с Ником Гринфилдом будет опубликовано в одном из ближайших выпусков «Вестника АТОР».

Туристские ассоциации не боятся СРО и не поддерживают «от имени и по поручению»

Оценив и приняв к сведению европейский опыт, российские представители туристских ассоциаций не могли не вернуться к собственным проблемам. Напомним, что на 23 марта было назначено второе чтение проекта поправок в туристское законодательство. В числе прочих, планировалось принять и самую одиозную поправку – работа турагентства от имени и по поручению туроператора. В ходе дискуссии большинство присутствующих высказались против принятия этой поправки, мотивировав свое решение тем фактом, что поправка приведет к сокращению как агентского рынка, так и операторского. До сих пор все доводы бизнеса Госдума не слышала. Это неудивительно, если посмотреть на то, как проходят ее заседания: свои предложения зачитывает профильный комитет (или другая заинтересованная сторона), а остальные депутаты принимают или не принимают эти предложения без углубления в тематику вопроса.

Некоторые участники Съезда выразили согласие подписать письмо президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой исключить спорную поправку из проекта закона.

Участники съезда также обсудили вопрос обязательного саморегулирования в туротрасли. На вопросы, связанные с СРО, ответил вице-президент АТОР Алексей Крылов. По его словам, СРО поможет создать в отрасли унифицированные стандарты. Это касается и правил работы с туристическими агентствами, которые сейчас не устраивают многих участников рынка. СРО также предусматривает создание компенсационного фонда, который может использоваться для возмещения затрат тех туристов, которые отправились на отдых по линии оператора, столкнувшего с финансовыми проблемами. «В рамках АТОР мы неоднократно принимали стандарты, которые помогли бы унифицировать и облегчить работу рынка. Это и антидемпинговая Хартия, и устав СРО, и собственная «Франкфуртская таблица». Все эти нормы были положительно восприняты рынком, им же разработаны, однако так и не получили должного развития. Дело в том, что единичные компании просто не стали их выполнять, побоявшись оказаться «белыми воронами». В рамках СРО подобные стандарты будут носить обязательный характер», - рассказал Алексей Крылов.

Он отметил, что практика создания СРО имеет и негативные примеры. Это и пресловутое СРО в строительстве, и перспективы создания СРО одного оператора. «Согласно поправке, вынесенной на второе чтение, норма об обязательном СРО вступит в силу с 1 января 2014 года. За это время мы сможем должным образом проработать все механизмы устранения негативного опыта других СРО в нашей деятельности», - отметил Крылов. Участники съезда согласились, что в данный момент отрасли как никогда необходимо саморегулирование. Этот же тезис подчеркнул при открытии съезда глава Ростуризма Александр Радьков. Он также отметил, что представителям отрасли важно определить меры ответственности бизнеса и государства.

Напомним, что в закон вошло обязательное саморегулирование только для операторов в сфере выездного туризма. Создание СРО для туристических агентств не предусматривается. Однако в регионах опыт уже успел сложиться. Как рассказала председатель Южно-кузбасского некоммерческого партнерства туриндустрии Ирина Лисина, в регионе была принята антидемпинговая хартия (без указания санкций, благодаря чему она «прошла» ФАС), а в уставе организации записано, что она создается с целью преобразоваться в СРО. Организация уже была зарегистрирована в качестве добровольного СРО, но ее участники оказались в меньшинстве: отсутствие обязательности мешает установить соответствующие стандарты добросовестной конкуренции для всех игроков регионального рынка.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР