Ирина Лисина: «Стандарты конкурентного ведения бизнеса должны быть обязательны для всех»

Пока на федеральном уровне необходимость введения обязательного саморегулирования для туркомпаний только обсуждается, некоторые российские регионы пошли дальше. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться добровольным участникам СРО, как побороть скидки, а также об опыте Южно-Кузбасского некоммерческого партнерства туристской индустрии в организации дополнительной имущественной ответственности турокомпаний перед потребителями туруслуг, рассказала председатель партнерства Ирина Лисина.

- Ирина, расскажите о вашей организации? Кто является ее членами, какие цели вы преследуете?

- Южно-Кузбасское некоммерческое партнерство туристской индустрии  (ЮКТИ) создано в 2009 году. Объединяет туроператоров по выездному, въездному и внутреннему туризму, турагентов, работающих в Новокузнецке и других городах Юга Кемеровской области; отели туристского горнолыжного комплекса «Шерегеш». В настоящее время ЮКТИ включает в себя 33 организации. При этом за два с лишним года из состава некоммерческого партнерства выведено 27 организаций: из них 15 прекратили свою деятельность, остальные 12 исключены за нарушение условий членства в ЮКТИ, утвержденных нами стандартов и правил туристской деятельности. Такая «текучесть» является ярким подтверждением того, что на туристском рынке появляется и исчезает огромное количество фирм-однодневок, работает большое количество таких фирм, чей профессионализм и добропорядочность оставляют желать лучшего.

- В чем, по вашему мнению, причина такого положения дел?

- На наш взгляд, в этом виновата  однобокая административная реформа туристской отрасли. Замена обязательного лицензирования туристской деятельности на отдельные элементы рыночной экономики, в основном касающихся деятельности туроператоров,  была явно недостаточной. Она не смогла ввести действенных механизмов регулирования всего туристского рынка, создать условия для формирования цивилизованных рыночных отношений.  Внешняя привлекательность туристского бизнеса сыграла с нами злую шутку: в период экономического кризиса скорость образования новых  турагентств за счет прилива кадров из других закрывающихся отраслей иногда достигала двух турагентств в неделю. Теперь у нас так: где в офисе есть лишний стул, там – турагентство. Будь это фирма по изготовлению пластиковых окон, агентство по недвижимости, парикмахерская, станция техобслуживания или даже сапожная мастерская. Количество турагентств уже не поддается учету. Привнесенный извне менталитет  агрессивного захвата рынка привел к, так называемым, «скидочным» войнам со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Поэтому совершенно очевидно, что нужны механизмы, ограничивающие число участников туристского рынка, способствующие повышению их ответственности и профессионализма.  Безусловно, это должен быть комплекс определенных мер. Одной из них, как нам видится, является уже апробированный на практике институт обязательного саморегулирования.

- Почему именно обязательного?

- В начале 2010 года в борьбе со скидками наша организация приняла одностороннее соглашение между ее членами об установлении максимально допустимой скидки на продажу турпродукта в размере 5% и призвала другие организации Юга Кемеровской области присоединиться к этому соглашению. Официально присоединилась одна треть, и мы остались в меньшинстве. В течение полугода, теряя клиентскую базу и неся убытки, мы отстаивали свое право на сохранение собственного комиссионного вознаграждения, а главное – условий для нормальной качественной работы. Постепенно «скидочный» бум утих. Теперь мы можем заявить, что  у нас в городе нет публичной рекламы о предоставлении необоснованно высоких скидок! Однако остались две-три турфирмы, которые, используя менее заметные рекламные технологии, превратились в известные широкому кругу потребителей центры, где дают скидки от 9 и выше процентов. При этом другие турфирмы зачастую выполняют для них роль бесплатных консультантов по подбору туров. То есть мы получили классическую схему эксплуатации всего рынка отдельными «нечестными» игроками.

Вот поэтому вопрос о том, будет ли членство в СРО для турагентов обязательным,  является далеко не праздным. Мы опасаемся, что ситуация при добровольности членства в СРО может повториться, когда большинство будет придерживаться цивилизованных правил ведения бизнеса, а ничтожная часть – получать незаконные дивиденды от их нарушения.

- В декабре 2010 года Южно-Кузбасское некоммерческое партнерство туристской индустрии  на общем собрании приняло решение о начале проведения работ по признанию ЮКТИ саморегулируемой организацией. Чего удалось достичь за это время?

- В первую очередь мы приняли «Стандарты и правила туристской деятельности», основанные на исполнении трех главных для нашей деятельности федеральных законов «Об основах туристской деятельности», «О защите прав потребителей», «О персональных данных». Избрали контрольную и дисциплинарную комиссии, действующие на основании Положений об этих комиссиях, а также утвердили Правила контроля в области саморегулирования и Положение о применении мер дисциплинарного воздействия. В течение 2011 года посредством проведения внутреннего аудита членов организации нам удалось освободиться от тех, кто был неспособен исполнять достигнутые нами соглашения по правилам ведения бизнеса.

В отсутствии ведомственного законодательства о саморегулировании в туристской отрасли мы придерживаемся норм Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях», предусматривающих возможность регистрации некоммерческих объединений в качестве СРО в добровольном порядке.  В качестве объекта саморегулирования мы выбрали вид деятельности – реализация туристского продукта, или в соответствии с ОКВЭД  код 63.3 с соответствующими группами и подгруппами. Таким образом, нам удается сохранить в организации и туроператоров, и турагентов, и представителей гостиничного бизнеса, в деятельность которых, так или иначе, входит реализация турпродукта.

- Идея создания фонда СРО пользуется большой популярностью органов власти. Более того, недавно было решено в финальной версии проекта поправок в закон о турдеятельности от включенного в него саморегулирования оставить только фонд. В вашей организации фонд уже сформирован?

- В январе 2012 года мы приступили к формированию компенсационного фонда как способа обеспечения дополнительной имущественной ответственности перед потребителями туруслуг. В качестве минимального взноса от каждой турфирмы в компенсационный фонд на этапе добровольного создания СРО мы выбрали три тысячи рублей. В последующем, после утверждения в законодательном порядке обязательного саморегулирования, приступим к пересмотру суммы взноса в сторону ее увеличения.

Стоит отметить, что минимальный размер взноса в фонд СРО турагентов не может быть одинаковым для столичных компаний и агентств, работающих в других регионах нашей страны. Это же относится к минимальному числу членов СРО турагентов. Предлагаемое в законопроекте количество членов СРО турагентов, равное ста, отрицательно скажется на развитии региональных саморегулируемых организаций.  После принятия решения об обязательном членстве в СРО турагентов начнется погоня не за качеством, а за количеством. Зачем в одном относительно небольшом городе нужно сто с лишним турагентств? Поэтому мы считаем важным условием для турагентов обязательное членство в местной или региональной СРО.  Тем более что создаваемые СРО могут в последующем объединяться в более крупные ассоциации и союзы.

Поэтому было бы наиболее разумным, на наш взгляд, остановиться на сумме минимального взноса в компенсационный фонд в размере 3 тысяч рублей и минимального количества членов в СРО 25 членов, которые предусмотрены основным федеральным законом № 315.

Одновременно с формированием компенсационного фонда мы приняли Положение о создании и использовании компенсационного фонда и Положение об обеспечении имущественной ответственности. Кроме того, нами разрабатывается документ, определяющий риски, которые могут возникнуть при реализации турпродукта. Именно вероятность возникновения этих рисков может привести к необходимости выплат из компенсационного фонда. Соответственно, вероятность возникновения таких рисков и будет предметом внутреннего аудита членов СРО.

- Какие риски вы предусмотрели?

- В основе документа о предполагаемых рисках - требования к турагентам, изложенные в постановлении Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» и в письме Роспотребнадзора России от 31 августа 2007 года «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания». Именно неисполнение этих требований, касающихся недостоверности предоставляемой информации или включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителей, может привести к возникновению ситуации, когда потребуются выплаты из компенсационного фонда. Или, говоря другими словами, когда произойдет нарушение прав потребителя, возникающее при реализации турпродукта.

Кроме того, большое внимание мы уделяем внедрению практики досудебного разрешения конфликтов между турфирмой и потребителем турпродукта. 

Важно отметить, что при создании саморегулируемой организации в целях защиты прав потребителей турпродукта мы уповаем не столько на создание компенсационного  фонда в качестве финансовой гарантии, сколько на сам процесс саморегулирования, на исполнение взаимных договоренностей по цивилизованному ведению бизнеса самих членов СРО и проведение внутреннего аудита.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР