В целях развития конкуренции «Аэрофлот» готов отказаться от полной монополии на 34 зарубежных направления, но не от своего лидирующего направления на рынке, сообщил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев на встрече с президентом Владимиром Путиным.
«Мы либерализовали с вами рынок авиаперевозок внутри России, ни у кого здесь нет монополии. Но у многих авиакомпаний, в том числе и у «Аэрофлота», есть монополии на зарубежных направлениях. Мы хотим выйти с инициативой и показать всем, что готовы отказаться от монополии на 34 рейсах за рубеж. И мы считаем, что если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании с целью снижения цен, мы будем это поддерживать, но за счет дополнительных частот, которые мы должны будем получать по этим направлениям», - пояснил гендиректор «Аэрофлота». Напомним, что подобная либерализация уже прошла на французском и итальянском направлениях, однако серьезного удешевления тарифов (кроме промо-акций) здесь не наблюдается.
Виталий Савельев признал, что это решение приведет к некоторому снижению прибыли авиакомпании, однако он готов на это пойти, будучи уверенным в том, что шаг снизит и тарифы на ряде направлений. Тем более что сейчас в рейтинге, составленном изданием Air Transport World, «Аэрофлот» является десятой авиакомпанией по чистой прибыли и пятнадцатой – по операционной прибыли. «Поэтому мы хотим выйти с инициативой, если Вы поддерживаете, о демонополизации рынка авиаперевозок - и начать с себя», - заявил Савельев на встрече с Путиным.
Напомним, что в последние несколько недель ряд госструктур обратили пристальное внимание на высокие тарифы по авиаперевозке. При этом ряд факторов, способствующих этому, пролоббирован самим «Аэрофлотом». Например, допуск на рынок только тех авиакомпаний, которые располагают не менее 10 самолетами в своем флоте. Это ограничение правительство предлагает снять, а также создать и другие условия для появления в России более низких цен на перевозку, а, возможно, и появления на нашем рынке лоу-костера. В частности, ФАС предлагает отменить таможенные пошлины на воздушные суда Boeing-737 и А320, вернуть невозвратные билеты (их стоимость должна быть минимум на 25% ниже самого дешевого возвратного) и т.д.
«Аэрофлот» также высказал намерение создать на базе одной из своих «дочек» бюджетную авиакомпанию. Условия, которые выдвинул «Аэрофлот», не отличаются от того, что предложили в ФАСе: невозвратные тарифы, продолжительные рейсы без питания, лимит багажа с возможностью платы за перевес. Если поправки примут, то компания за полгода-год готова построить аэропорт в Москве и учредить своего бюджетного перевозчика. Правда, эксперты сомневаются, что аэропорт (даже на базе старого аэродрома) можно построить и подготовить для приема иностранных лайнеров в такие короткие сроки.
Напомним, что в России уже пробовали свои силы лоукостеры «Авианова» и Sky Express. Ни одна из компаний так и не смогла выйти на прибыльность из-за отсутствия в России возможностей для развития сегмента лоу-кост. Запасных аэропортов у нас нет, а первостепенные гавани не дают лоукостерам более выгодных тарифов, т.к. эти авиакомпании не «перебивают» объемы не бюджетных перевозчиков.