Во время выставки прошел Второй всероссийский съезд туристских объединений, в котором приняли участие представители 20 региональных туристских союзов и ассоциаций. Основной темой съезда было информационное взамиодействие бизнес и валсти, а также информационное сотрудничество между самими объединениями. По итогам съезда был подписан «Меморандум о сотрудничестве общественных объединений в сфере туризма».
Второй всероссийский съезд открыл замглавы Ростуризма Дмитрий Михеев, отметив, что сейчас на рынке происходит много важных событий, в которых должны в равной степени участвовать все участники отрасли. «Впервые в течение последнего года было открыто федеральное финансирование объектов капитального строительства, и уже в этом году 18 регионов откроют новые объекты. Кроме этого в ближайшее время заработает механизм субсидировании процентных ставок для участия инвесторов в туристских проектах.», - рассказал Дмитрий Михеев.
По его словам, весь этот спектр проблем и мероприятий ставит участие отрасли на совершенно новый уровень. И вопрос информационной доступности занимает здесь не последнее место. Более того, зачастую именно несистемная работа с информацией и отсутствие должного информационного обмена «выбрасывает» региональные туркомпании из участия в важных для всех участников отрасли вопросах. «Наиболее ярким примером то, что сейчас происходит вокруг «Турпомощи». Когда впервые прозвучала идея создания этого общероссийского объдинения участников бизнеса, которые должны объединятся для защиты не своих интересов, а интересов потребителей, мы говорили, что это нонсенс , говорили о том, что это дополнительный налог на бизнес и т.д. Но бизнес, особенно в регионах, молчал «пока не клюнул жаренный петух». Молчал именно потому, что информационные потоки между нами, между отраслевыми объединениями не налажены», - отметила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Она отметила, что одной из основных задач бизнес-объединений в сфере туризма является взаимодействие с властью. Несмотря на то, что туркомпании являются конкурентами, у бизнесменов есть общие задачи, для решения которых создаются подобные объединения. «Наша цель – донести проблемы, которые беспокоят бизнес, и помочь решить задачи с помощью взаимодействия с государством. И то как выстроена информационная составляющая внутри объединения, крайне важно для этого взаимодействия», - отметила г-жа Ломидзе.
Доклады всех выступавших были очень интересны всем участникам. Кто и о чем рассказывал см.здесь. В сжатой форме представители отраслевых объединений поделились своим опытом по выстраиванию информационного сотрудничества с членами объединений и с властью. Большинство организаций делят имеющуюся информацию на три вида: ориентированную на клиентов, для работы и для членов организации. Таким образом, на сайте организации туристы получают данные о новых турпродуктах, событиях. Профессионалам туррынка на этой площадке предлагаются на обсуждение рабочие «моменты»: поправки в региональное и федеральное законодательство, разработка предложений, лоббирование интересов бизнеса. Многие из выступающие поделились успехами во взаимодействии с местными властями. Например, «Союзу турпредприятий Югры» удалось добиться передачи туризма в сферу экономики, а не культуры или спорта.
Еще одна общая черта большинства туристских объединений – внутреннее деление на комитеты. Каждый комитет взаимодействует с соответствующими органами власти или организациями, что позволяет сделать работу на местах более продуктивной, например, как в новосибирской НАТО. При этом совсем не обязательно, чтобы комитеты и подразделения были постоянно действующими. Например, сотрудники Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области (АПИТКО) осуществляют «штабную работу» для оперативного реагирования на острые проблемы. И это дает не меньший результат, чем работа Комитетов. Так, благодаря «штурму» Калининградской Ассоциации страховые компании снизили тарифы по фингарантиям для туроператорв. И хотя замах был масштабнее – отраслевое объединение готовилось подавать иск в Конституционный суд из-за изменения размера фингарантий, тем не менее практический результат оказался не менее полезным для бизнеса.
В качестве информационной площадки все объединения используют собственные интернет-сайты. В «Архангельской региональной туристской ассоциации» (АРТА) также выпускают газету, которую члены организации используют как рекламную площадку. В Уральской Ассоциации туризма (УАТ) пошли еще дальше: представители СМИ здесь является членами объединения. Таким образом, «туристические компании получают, порой, определенные преференции при размещении информации на страницах или экранах в этих СМИ», - утверждает исполнительный директор УАТ Михаил Мальцев.
Участники съезда сошлись во мнении, что, несмотря на налаженность внутренних информационных каналов, межрегиональная связь все еще требует развития. «Для нас связь с другими регионами особенно важна. В нашу Ассоциацию входит 8 городов. Все они обмениваются между собой опытом и мнениями, придерживаются полной информационной открытости. Например, сейчас наши ТИЦ предоставляют туристам информацию не только о том городе, где он находится, но и об остальных городах. Для нас очень важна возможность обмениваться информацией с бизнесом, мы готовы прислушиваться к нему», - отметила директор Ассоциации малых туристских городов (АМТГ).
Участникам съезда было предложено подписать предварительный вариант «Меморандума о сотрудничестве общественных объединений в сфере туризма». АТОР как инциатор подписания этого Меморандума обязуется собирать и обобщать все предложения по изменению законодательства от туристских объединений регионов России. Согласно тексту Меморандума, региональные объединения, в свою очередь, будут проводить проводить анкетирование своих членов по тем или иным вопросам. Помимо прочего, подписавшие Меморандум объединения будут обмениваться новостями, размещать их у себя на сайтах.
Однако текст Меморандума нуждается в правке. Так, директор Новосибирской НАТО Дмитрий Микитченко предложил внести в Меморандум ряд уточнений и дополнений. После окончательного согласования текста Меморандума, он будет опубликован на сайте АТОР. Тем не менее, более половины участников съезда подписали Меморандум еще до внесения поправок: АТОР, Ассоциация туризма Тверской области, Уральская Ассоциация туризма (УАТ), Кузбасская ассоциация предприятий туристской индустрии (КАТИ), Тверской союз туриндустрии, НП «Челябинская ассоциация туристических организаций» (ЧАТО), Ассоциация малых туристских городов (АМТГ), Архангельская региональная туристическая ассоциация и НП «Пермская туристическая гильдия».
Вторая часть съезда была посвящена деятельности нового объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Участники съезда смогли задать интересующие их вопросы директору объединения Эдуарду Кузнецову. Вопросов не было.