В АТОР обсудили, что надо менять в «Законе о туризме»

12 августа прошло очередное заседание рабочей группы представителей АТОР и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по разработке оптимального для участников двух рынков проекта поправок в законодательство. Позже, 14 августа, поправки обсуждались на расширенном заседании Президиума АТОР с участием всех желающих операторов-членов Ассоциации.

Напомним, что в ходе встречи 7 августа, когда была создана рабочая группа из представителей АТОР и ВСС, участники страхового рынка предложили трехуровневую систему защиты интересов туристов, которая, пусть и с некоторыми изменениями, сохранилась и по итогам дальнейших обсуждений.

Допуск на рынок

Участники туррынка предложили дополнить систему еще одним уровнем. На нем будет располагаться регулятор, функцией которого станет допуск участников на рынок и мониторинг их деятельности. Такими полномочиями предлагается наделить Ростуризм. Правда, пока нет полного понимания новых функций ведомства. По оценкам туроператоров, финансовые проверки и аудит вряд ли дадут эффективный результат. В числе прочего, члены АТОР обсуждают норму, в рамках которой в Ростуризм будут подаваться сведения о планируемых на год объемах продаж.  Такое требование существует в некоторых европейских странах, например, в Финляндии.

По мнению операторов, порядок допуска на рынок должны быть изменены не только для туроператоров, но и для агентств, количество которых в России не поддается подсчетам. Туроператоры предлагают «не кошмарить» малый и средний бизнес, однако четко определить границы ответственности турагентств и обеспечение этой самой ответственности. Например, в виде страховки, депозитов или банковских гарантий.

Однако мнения туроператоров разделились в вопросе обязательности обеспечения ответственности агентств – часть участников рынка считают, что в первый год действия нормы страхование или депозит могут быть добровольными. Страхуя свои риски, агентство получает преимущество перед другими участниками рынка, гарантируя своему клиенту финансовую безопасность. Другие туроператоры считают, что добровольность, в данном случае, означает полное отсутствие перспективы реализации нормы.

Страховщики со своей стороны без энтузиазма восприняли идею - предоставлять фингарантии агентскому бизнесу. «Задачей агентств является консультирование туристов, донесение до них информации, подбор тура и перечисление денег оператору. Если деньги не перечислены, то это мошенничество, а оно не страхуется», - пояснили в ходе дискуссии в одной из компаний.

Туроператоры предложили также введение реестра туристических агентств. Как и в случае с операторами, ведением реестра должен заняться регулятор (Ростуризм). Наличие сведений об агентстве в реестре должно быть обязательным. Учитывая то, что консультирование туристов является одной из главных функций агентств, поступило предложение обязать их руководство или сотрудников проходить обучение и получать сертификат (диплом), подтверждающий профпригодность. За введение реестра туроператоры проголосовали единогласно.

Обсуждались также спорные Статьи 9 и 10 «Закона о туризме». Участники рынка считают, что для более эффективной работы туротрасли ответственность агентств и операторов должна быть четко разграничена. Новая редакция этих Статей будет подготовлена в ближайшее время.

Страховка

На втором месте в иерархии системы защиты прав туристов находится коммерческое страхование. Представители ВСС по-прежнему считают необходимым создать перестраховочный пул. Этот шаг позволит не только обеспечить выплату компенсаций в полном объеме в пределах фингарантии, но и ограничит рынок от недобросовестных страховщиков. Правда, даже всем пулом страховые компании не готовы предоставлять операторам фингарантии больше 300-500 млн рублей. «Мы приходим к пониманию, что никакая страховая сумма не может стать гарантией выплаты компенсаций туристам в полном объеме. Поэтому нет смысла увеличивать ее еще больше», - отметили в ВСС. С этим согласились и туроператоры. Страховщики и туроператоры выступают с общим предложением - ввести лимит выплат по застрахованной ответственности. В банковской сфере он составляет 700 тысяч рублей на вкладчика. В туризме может составлять 10-15 тысяч за тур. При желании, турист сможет застраховать остальную часть самостоятельно. Таким образом, на туррынке может появиться аналог ОСАГО и КАСКО.

Прозвучала идея ввести и франшизу. Подобное правило есть при страховании выезжающих за рубеж – например, первые 100 евро турист оплачивает сам, а страховая берет на себя покрытие расходов суммы превышающей франшизу. В туризме франшиза может составлять около 15-20 тысяч рублей.

Страховщики и туроператоры единодушно отказались от идеи страхования каждого тура. Фактически, это страхование 100% оборота туроператора. На него не пойдет ни одно страховая компания, а значит, норма изначально не жизнеспособна.

Стоит отметить, что вопросы фингарантий остаются самыми дискуссионными. Очевидно, что интерес страховщиков к туррынку за последнее время серьезно снизился. Все меньше компаний хотят страховать туроператоров. Поэтому речи о повышении фингарантии сейчас не идет.

«Турпомощь»

Следующий уровень защиты прав туристов – компенсационный фонд. По подсчетам туроператоров, емкость фонда должна составлять не менее 500 млн рублей. Это позволяет вывезти 50-70 тысяч туристов единовременно. Участники рынка считают, что объем взносов в «Турпомощь» должен быть пересмотрен. Одно из предложений – увеличение взноса  для заказчиков чартеров.

Самозащита туриста

Участники рабочей группы предлагают создать фонд, который будет пополняться, например, самими гражданами. Пошлина может взиматься при получении загранпаспорта. Этот фонд будет тратиться на эвакуацию граждан в случае военных действий, цунами и прочих катаклизмов. Сейчас этим зачастую занимаются туроператоры.

Этот фонд также можно будет, например, использовать при недостаточности фонда «Турпомощи» или в случае банкротства авиакомпании.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР