Череда банкротств на туроператорском рынке заставила агентства искать новые подходы к выбору туроператора и определять четкие критерии надежности компании. Результаты опроса, проведенного на сайте АТОР, показывают, что для многих величина компании является фактически синонимом надежности.
В понедельник, 15 сентября, уже десятый по счету туроператор сообщил о приостановке своей деятельности. Каждое их этих сообщений повлекло за собой серьезный ущерб имиджу российской туриндустрии, считают эксперты. Кроме того, общая нервозность на рынке создает благодатную почву для слухов и злоупотреблений. В сети появляются выдуманные «черные списки» туроператоров и даже статьи в СМИ о предстоящих крахах на туроператорском рынке. Все чаще на профессиональных форумах и порталах звучит вопрос: «Кто следующий?».
В агентствах отмечают, что спрос на туры заметно снизился, но, несмотря на негативный информационный фон, он не равен нулю – туристы по-прежнему покупают путевки. А агентства при выборе туроператора руководствуются собственными субъективными критериями надежности компании: 43% респондентов опроса, проведенного на сайте АТОР, выбрали именно этот вариант, отвечая на вопрос «У кого вы бронируете туры?».
«За последнее время мы поменяли наши критерии надежности туроператоров, ужесточили требования. В первую очередь, мы обращаем внимание на размер фингарантии туроператора. Далее смотрим, кто предоставил это финансовую гарантию. Наконец, обращаем внимание на требование туроператоров к оплате туров. Нас настораживает, если компания начинает требовать деньги сразу после поступления брони», - рассказал «Вестнику АТОР» директор по развитию сети Global Travel Сергей Самохвалов.
В компании «ВЕЛЛ» обращают внимание и на корпоративные отношения у туроператора. «Мы стараемся быть в курсе, как обстоит дело с выплатой заработных плат в компании. Это очень существенный показатель стабильности. Кроме того, по возможности, учитываем кредитную историю компании. Для нас также существенное значение имеет качество работы туроператора», - говорит директор компании Екатерина Монахова.
В «МГП» оценивают компании, учитывая их историю. «Ориентируемся на сочетании двух критериев: масштаб бизнеса и оценка операционной деятельности (например, демпинговал/недемпинговал) за последние 3-5 лет», - пояснила PR-менеджер компании Ирина Гвоздева.
Пересмотр критериев привел к сокращению списка партнеров среди туроператоров, сообщают в агентствах. Правда, сократился он незначительно. В сети «ВЕЛЛ» перестали сотрудничать примерно с 10% бывших партнеров, в Global Travel исключили не более 4-5 туроператоров. А вот в некоторых независимых агентствах сообщают, что их список партнеров сократился всего до 4-5 туркомпаний. «При выборе туроператора мы в первую очередь ориентируемся на практику нашей работы с компанией, качество предоставления услуг. Мы также оцениваем объем фингарантий, надежность страховщика. В результате, на данный момент в список компаний, с которыми мы работаем, сейчас входит всего пять туроператоров. Это крупные компании с сильным брендом, как в России, так и за рубежом», - говорит менеджер мурманского агентства «Радуга Севера» Анна Андриянова.
К слову, размер компании сейчас является одним из первых по значимости критериев при выборе агентством или туристом туроператорской компании. Около 35% респондентов опроса на портале АТОР отметили, что сейчас предпочитают покупать туры именно у крупных туркомпаний. Еще 5% респондентов признались, что передают право выбора компании туристу, а 2% предпочитают бронировать у тех туроператоров, которые дают комиссию выше. И около 15% опрошенных агентств сообщили – бронировать не приходится, клиентов нет.
Отметим, что в последнее время участились уходы с рынка не только операторов, но и агентств. Поэтому крупные туроператоры также приступили к смене своей политике и предпринимают меры, способные защитить их и туристов с финансовой точки зрения при закрытии турагентства.