Как отразится на туроператорах покупка «Трансаэро» «Аэрофлотом»

Новость о том, что «Аэрофлот» покупает 75% плюс одна акция авиакомпании «Трансаэро» не стал сюрпризом для рынка. Относительной неожиданностью можно назвать лишь дату объявления этой сделки. Поэтому в целом все компании, которые много лет сотрудничали с «Трансаэро» оказались готовы к изменениям в позиции авиакомпании.

По данным «Ведомостей», передача «Трансаэро» «Аэрофлоту» будет происходить постепенно – в течение года. Интерфакс сообщает, что Александр и Ольга Плешаковы, владеющие 36,62% акций ОАО «АК «Трансаэро», не останутся в руководстве компании, а также выйдут из состава акционеров.
То, что авиакомпания достаточно тяжело справляется с кризисом, было известно еще в начале лета. Ожидалось, что до конца сентября, то есть до окончания летнего сезона, никаких резких движений сделано не будет. Так или иначе, эта сделка пойдет на пользу рынку авиаперевозки, особенно в нынешних экономических условиях. По крайней мере, этот шаг позволит избежать резкого и «непредсказуемого ухода» «Трансаэро» с рынка – из-за долгов в размере 160 млрд рублей.

«Участие в капитале «Трансаэро» государства в лице «Аэрофлота» гарантирует пассажирам этого крупного авиаперевозчика выполнение обязательств по их перевозке».

«Участие в капитале «Трансаэро» государства в лице «Аэрофлота» гарантирует пассажирам этого крупного авиаперевозчика выполнение обязательств по их перевозке – как внутри России, так и за ее пределы. Это хорошо – для рынка, для туристов, для пассажиров. Другое дело, что вслед за этим на самом рынке авиаперевозки произойдут перемены, но вряд ли они будут одномоментными и резкими. По крайней мере, текущие программы в рамках летнего расписания «Трансаэро» долетать, скорее всего, дадут», – считает один из экспертов.

О том, что все обязательства перед пассажирами «Трансаэро» должны быть выполнены, заявил и вице-премьер Игорь Шувалов, который дал соответствующее поручение «Аэрофлоту». «Каждый купленный билет должен быть обеспечен», – подчеркнул он. Отметим, что в последние месяцы «Трансаэро» продавала билеты значительно дешевле конкурентов и сильно увеличила глубину продаж. Шувалов также заявил, что наряду с обязательствами перед пассажирами должны быть гарантированы и все социальные обязательства перед сотрудниками авиакомпании. Как сообщает ТАСС, вице-премьер, в частности, поручил не допустить резких изменений кадровой политики и сокращения персонала в «Трансаэро» после его покупки «Аэрофлотом».

Некоторые наблюдатели поспешили с пессимистичными выводами о серьезном негативном влиянии сделки на чартерные перевозки. Общеизвестно, что на рейсах «Трансаэро» многие крупные операторы строили свои зимние программы – как по дальнемагистральным, так и по европейским направлениям. Однако, есть основания считать, что, как минимум, в осенне-зимнем сезоне никаких глобальных изменений не предвидится. Как сообщил один из источников, «Аэрофлот» не будет предпринимать действий, которые отпугнут крупный турбизнес: «В «Аэрофлоте» тоже понимают, что туристический рынок – это часть бизнеса. Да, возможно, не самая доходная сейчас. Но это все равно – объемы, это поднятые и обкатанные маршруты. Так что задача авиакомпании и туроператоров – договориться, чтобы сделать этот бизнес еще более рентабельным».

Вице-президент АТОР Дмитрий Горин так оценил сделку «Аэрофлота» и «Трансаэро»: Это оптимальный выход в сложившейся ситуации – интересы потребителей учтены полностью, и это главное. Кроме того, эта сделка позволит «Группе Аэрофлот» предложить более широкий спектр услуг перевозки».

Эксперты поясняют, что, одобряя сделку, государство не хочет допустить социального взрыва, который мог бы последовать за банкротством «Трансаэро».

В связи с покупкой «Аэрофлотом» контрольного пакета акций авиакомпании «Трансаэро» Игорь Шувалов поручил ФАС отслеживать ситуацию на рынке авиаперевозок. Приобретение «Аэрофлотом» активов второго крупнейшего российского перевозчика может привести к занятию «Аэрофлотом» монопольного положения на рынке. Доля группы «Аэрофлот» в общем объеме перевозки российских авиакомпаний составляет примерно 42-47%. Доля самого «Аэрофлота», по данным Росавиации, составляет 27,9%, а доля «Трансаэро» 14,4% (по итогам периода январь-июль 2015 года). В пресс-службе ФАС «Вестнику АТОР» сообщили, что ходатайство об оценке сделке в ведомство еще не поступало. Представитель пресс-службы не дала оценки возможности одобрения сделки, но пояснила, что ФАС будет высчитывать долю рынка «Аэрофлота» более детально. Так, например, будут оцениваться доли авиакомпании на различных направлениях. Таким образом, вероятность одобрения этой сделки значительно возрастает.

Опрошенные «Вестником АТОР» эксперты поясняют, что, одобряя сделку, государство не хочет допустить социального взрыва, который мог бы последовать за банкротством «Трансаэро».

«Влияние «Аэрофлота» на рынке увеличится, другим авиакомпаниям придется под него подстраиваться. Другой авиакомпании, способной составить «Аэрофлоту» конкуренцию, на российском рынке нет».

Получив контрольный пакет «Трансаэро», «Аэрофлот» совершит рывок в увеличении рыночной доли, другие авиакомпании не смогут этого сделать, считает руководитель аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Влияние «Аэрофлота» на рынке увеличится, другим авиакомпаниям придется под него подстраиваться. Другой авиакомпании, способной составить «Аэрофлоту» конкуренцию, на российском рынке нет», – говорит эксперт.

Поэтому в долгосрочной перспективе приобретение «Трансаэро» может стать выгодным для «Аэрофлота». Позиции авиакомпании на международных линиях серьезно укрепятся. Перевозчик будет «задавать тон» на многих направлениях, возможен рост тарифов в рублевом эквиваленте. На фоне снижения спроса перевозчики не могли поднимать цены, несмотря на ослабление рубля. Сейчас, по оценкам Транспортно-клиринговой палаты, для стабилизации финансового состояния отрасли перевозчикам нужно повысить цены на 300-400 рублей. Что касается краткосрочной перспективы, «Аэрофлоту» придется разбираться с крупным долгом перевозчика, интегрировать его активы в группу, решать вопрос трудоустройства 11 тыс. сотрудников «Трансаэро». Процесс, как полагают эксперты, займет 2-3 года.

Что касается дальнейшего развития ситуации на российском рынке, то эксперты видят множество вариантов развития событий и не спешат остановиться на одном. Можно сказать точно, что фатальных проблем не предвидится. «Пока этого события достаточно для того, чтобы перезапустить процессы на рынке», – считает Олег Пантелеев.

Напомним, что «Трансаэро» испытывает финансовые трудности с осени 2014 года. Основными негативными факторами, повлиявшими на финансовое положение перевозчика, в самой компании называли санкции, снижение курса рубля, сократившее спрос, ограничение полетов через Украину. По данным МСФО за 2014 год, общие долговые обязательства «Трансаэро» составляли около 160 млрд руб., из которых на краткосрочные пришлось 81,2 млрд руб. Кредиторская задолженность оценивалась в 36,2 млрд руб. По данным РСБУ, за первое полугодие 2015 года чистый убыток «Трансаэро» составил 8,5 млрд руб.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР