Железная дорога снова в тренде

Билетные агенты отмечают рост спроса на железнодорожные билеты по ряду внутрироссийских направлений. Новый тренд объясняется экономическим фактором – благодаря динамическому ценообразованию и скидкам ФПК («дочка» РЖД) ехать на поезде стало дешевле, чем лететь на самолете. При этом финансовый план РЖД на следующий год впервые не предусматривает получение субсидий.

Скидки помогли вернуть пассажиров

«Железная дорога активно развивает сегмент динамичного ценообразования, предоставляя скидки по ряду маршрутов на некоторые категории мест. Мы уже видим результаты такого подхода. В данный момент это приводит к увеличению загрузки ближнемагистральных направлений ФПК. Речь, в частности, идет о таких направлениях, как Москва–Нижний Новгород, Москва–Воронеж, Москва–Самара и даже Москва–Санкт-Петербург», – говорит руководитель Комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин. Он отмечает, что с учетом скидок билеты по ряду направлений на поезд вновь стали дешевле, чем на самолет. Так, например, на ночном поезде можно уехать в Санкт-Петербург за 2-2,4 тыс. рублей (в одну сторону). Авиабилет стоит около 4 тыс. рублей (тоже в одну сторону).

В ФПК «Вестнику АТОР» подтвердили, что наблюдается рост продаж по ряду направлений. По итогам летних перевозок отмечен существенный рост пассажиропотока в сообщении с Черноморским побережьем России. В частности, по купейной группе поездов, следующих в сообщении Москва–Адлер, Москва–Анапа, Санкт-Петербург–Адлер рост перевозок превышает 107%. Рост спроса также наблюдается по таким направлениям, как Москва–Смоленск (113%), Москва–Брянск (111%), Москва–Нижний Новгород (102%), Москва–Белгород (103%), Москва–Ярославль (106%).

«Основой для формирования дополнительной заинтересованности пассажиров на данных направлениях является запуск новых продуктов компании – «Дневных поездов», характеризующихся более удобным расписанием (поезда курсируют в тактовом режиме), меньшим временем в пути и доступной ценовой политикой. Кроме того, росту перевозок способствует и запуск поездов составом из двухэтажных вагонов. Такие поезда в настоящее время курсируют в сообщениях Москва–Адлер, Москва–Казань, Москва–Санкт-Петербург и Москва–Воронеж, в ближайшей перспективе – и на направлении Москва–Самара», – рассказали в ФПК.

По ряду направлений в ФПК отмечают спад пассажиропотока. Это, прежде всего, маршруты в сообщении со странами СНГ и Балтии. На некоторых направлениях международного сообщения пассажиропоток уменьшился на 30%. Основная причина – рост курса валют. «В целях снижения негативного влияния внешних экономических условий на данных направлениях компания проводит различные маркетинговые акции, призванные несколько сгладить негативное влияние внешних факторов», – подчеркивают в ФПК.

В «РЖД-тур» отмечают повышение спроса на некоторые направления, лидером среди которых по-прежнему остается Казань, популярная в первую очередь среди жителей Екатеринбурга. Также в летнем сезоне многие воспользовались возможностью совершить тур на специальных чартерных поездах Москва–Анапа и Анапа–Москва. С июня по август с Казанского вокзала составы уходили раз в четыре дня. «Кроме интереса к традиционным экскурсионным турам выходного дня наблюдается рост спроса на событийные туры. Так, например, 1 августа мы организовали массовый заезд туристов в Казань из Москвы, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга на чемпионат мира по водным видам спорта», – рассказал заместитель генерального директора ООО «РЖД Тур» Александр Львов.

Спрос на зимний сезон в «РЖД-тур» оправдывает ожидания. «Уже на сегодняшний день наблюдается высокий уровень спроса на направление Великий Устюг. Тур в этот город, официально объявленный в 1999 году родиной Деда Мороза, мы организуем из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Ростова-на-Дону, Казани, Перми, Нижнего Новгорода и Тюмени. Многие турагенства выкупают большое количество мест (порой, несколько вагонов)», – отмечет г-н Львов.

РЖД не понадобятся субсидии

Прогнозы РЖД в целом также изменились в лучшую сторону. Недавно монополия подготовила и внесла в правительство финансовый план на следующий год. Впервые с 2013 года он не предусматривает выделение субсидий ни на поддержание финансовой устойчивости, ни на капитальный ремонт, рассказали «Ведомостям» два человека, знакомых с документом. В 2016 г. монополия рассчитывает даже получить 0,9 млрд руб. прибыли при 1,65 трлн выручки – если тарифы будут индексированы на 10%, говорится в проекте финансового плана компании. Инвестпрограмма 2016 года обойдется РЖД в 432 млрд руб., EBITDA составит 337 млрд, значится в проекте ее финансового плана: погрузка вырастет на 0,16% по сравнению с 2015 г. и достигнет 1,21 млрд т. Субсидии в размере 37,1 млрд рублей предусмотрены только на компенсацию затрат на пассажирские перевозки (пригородные и дальнего следования), еще 97 млрд рублей из бюджета нужно на инвестпрограмму.

Предыдущий вариант финансового плана (рассматривался Правительством в сентябре) также ориентировался на 10% индексацию – плюс 40 млрд руб. субсидий на поддержание финансовой устойчивости, а инвестпрограмма тогда оценивалась в 430 млрд руб.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР