Российские авиакомпании отменяют агентские комиссии

Агенты «Аэрофлота» с 1 января при продаже билетов авиакомпании на внутренних рейсах будут получать комиссию в размере 1 рубль. Аналогичные условия вводят авиакомпании «Уральские авиалинии» и S7 Airlines – об этом говорится в официальных сообщениях перевозчиков. Оффлайн и онлайн-агенты могут компенсировать потери за счет дополнительного сбора, что отразится на стоимости билетов.

Что меняется

Сейчас максимальная комиссия (бонус) «Аэрофлота» составляет около 5%. Последние несколько лет перевозчик взял курс на полную отмену агентского вознаграждения. Как следует из сообщения «Аэрофлота», с 1 января бонус отменяется на всех внутренних рейсах, выполняемых под кодом SU. Таким образом, речь идет не только о рейсах самого «Аэрофлота», но и его «дочек» – «России», «Оренбургских авиалиний».

При этом на международных рейсах агентский бонус сохраняется, но с 1 января его максимальный размер составит 3%. «Причина в том, что помимо «Аэрофлота», на международных авиалиниях выполняют рейсы и иностранные авиакомпании. У многих из них действуют бонусные программы, в рамках которых агентское вознаграждение составляет 3-5%. «Аэрофлот» сохраняет бонусы для того, чтобы сохранить конкурентоспособность», – поясняет один из участников рынка. Кроме того, спрос на зарубежные направления за последний год серьезно сократился. Отмена комиссии на этих направлениях может снова отрицательно отразиться на динамики продаж.

«Аэрофлот» также ввел вознаграждения за привлечение пассажиров на те рейсы, которые нуждаются в дополнительной загрузке, в размере 5% тарифа. Но эксперты считают получение этого бонуса трудновыполнимым, а, возможно, и вообще невыполнимым. За оформление билетов по воинским документам «Аэрофлот» платит агентам бонус в размере 300 руб. за один авиабилет.

Другие российские авиакомпании также «подтягиваются» за «Аэрофлотом». В сообщении «Уральских авиалиний» (есть в распоряжении «Вестника АТОР») говорится, что с 1 января перевозчик будет платить 1 рубль за билеты по России, 5% – при продаже билетов по СНГ и в Грузию, 2% – за билеты эконом-класса на международных направлениях и 5% – за билеты бизнес-класса на международных рейсах.

Также 1 рубль агент получит: «за каждый пассажиро-сегмент при продаже прямых перевозок на рейсы интерлайн-партнеров авиакомпании (без участия последней в перевозке); от суммы примененных тарифов (опубликованных в АСБ), полученной от продажи перевозок ROUNDTRIP (перевозка из одного пункта в другой и возвращение в пункт отправления) с участием 2-х авиаперевозчиков, один из которых авиакомпания «Уральские авиалинии», второй – интерлайн-партнер авиакомпании и за каждый оформленные авиабилет по конфиденциальным IT-тарифам за отчетный период.

Авиакомпания S7 Airlines также меняет правила с 1 января 2016 года. Перевозчик платит 1 рубль за билеты на внутрироссийских направлениях, на рейсах авиакомпаний-партнеров S7, на маршрутах, содержащих базовые направления, а также за билеты по распродажному тарифу. За остальные билеты перевозчик будет платить агентскую комиссию в размере 4% от тарифа. Комиссия не оплачивается с сумм такс и сборов.

Стоит отметить, что доля внутренних перевозок за последний год значительно выросла и превзошла ранее более популярные международные перевозки. По данным Аналитической службы АТОР, доля международных авиапассажиров за девять месяцев 2015 года уменьшилась на 7,9%, до показателя 36,2%, а доля пассажиров на внутренних рейсах увеличилась на 7,4%, до показателя 56%. Доля авиапассажиров в страны СНГ выросла на 0,5%, до показателя 7,8%.

Источник в авиаотрасли сообщил «Вестнику АТОР», что будет меняться и комиссионная политика авиакомпании «ЮТэйр».

Что будет с ценами

По данным Росавиации, доля «Аэрофлота» в период с января по сентябрь 2015 года составляла 26,8% (+2,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). 26 октября Росвиация отозвала сертификат эксплуатанта у «Трансаэро», а «Аэрофлот» получил большинство допусков на международные рейсы этой авиакомпании. Таким образом, продолжится тенденция к увеличению доли национального перевозчика.

Доля S7 Airlines составляла по итогам 9 месяцев текущего года 8,5%, а «Уральских авиалинии» 5,8%.

Билеты этих авиакомпаний составляют превалирующую долю в большинстве билетных агентств – как оффлайн, так и онлайн. Так, например, по данным газеты «Ведомости», в Ozon.Travel на группу «Аэрофлота» приходится около 34% в общей структуре продаж, в Biletix – 35–40%. У OneTwoTrip – менее четверти в штуках, у «Связной трэвел» доля была ниже среднерыночной (24%), т.к. компания уже оперировала наценкой.

Теперь на наценку придется переходить и другим агентам. Таким образом, стоимость билетов на агентском рынке может подорожать на размер этой наценки – примерно 3-6% от тарифа. При этом авиакомпании смогут продавать на своих сайтах билеты по более выгодной цене – без наценки. Ранее, например, «Аэрофлот» выступал с призывов к пассажирам покупать билеты на официальном сайте авиакомпании, а не в онлайн-агентствах. Такой подход может усугубить положение агентов в экономически непростые для них времена и привести к дальнейшей консолидации на рынке.

Однако участники рынка не торопятся делать пессимистичные выводы. «Сейчас обсуждается возможность введения сбора, который будет взиматься не только агентами, но и при покупке билета на сайте перевозчика. Размер сбора будет единым для всех», – пояснил собеседник «Вестника АТОР», пожелавший остаться неназванным. Кроме того, он не исключил, что агенты начнут смещать акценты в продажах с авиабилетов на другие виды услуг – страховка, размещение, аренда автомобилей и т.д.

За агентами сохранится и другое важное преимущества – на сайте авиакомпании можно купить билет только этой авиакомпании. В то же время, агент предлагает туристу выбор наиболее удобного варианта перелета.

Так или иначе, участники авиарынка уверены, что билеты будут дорожать. И причина не только в отмене комиссионных вознаграждений ведущими российскими авиакомпаниями. После ухода авиакомпании «Трансаэро» эксперты отмечают рост размера тарифа в среднем на 10-15%. По их мнению, не исключено, что в следующем году, ценник вырастет еще на 10-12%.
 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР