НТК «Интурист» о проблемах внутреннего туризма в России по итогам прошедшего совещания в Сочи

На совещании, которое провел глава Правительства РФ Дмитрий Медведев в Сочи в начале января, обсуждалась ситуация на внутреннем туристском рынке России. Участники затронули тему транспортной доступности курортов и объектов туристического показа, а также высказали предложения по вопросам импортозамещения в сфере туризма и мерах поддержки туроператоров в целях наращивания объемов продаж туров по России. Генеральный директор ООО «Национальная туристическая компания Интурист» Виктор Тополкараев выступил с констатацией фактов по текущим проблемам внутреннего туризма и внес конструктивные предложения по их решению.

В совещании приняли участие зампред Правительства О. Голодец, министр культуры РФ В. Мединский, министр транспорта М. Соколов, руководитель Ростуризма О. Сафонов, полномочный представитель Президента России в Южном федеральном округе В. Устинов, глава Краснодарского края В. Кондратьев, заместитель министра финансов РФ А. Фаррахов, исполнительный директор АТОР М. Ломидзе, вице-президент ОАО «РЖД» М. Акулов, гендиректор РСТ Ю. Барзыкин, представители профильных министерств, субъектов Российской Федерации, представители туристской индустрии.

Обращаясь к статистике, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что «по итогам прошлого года, внутренний туристический поток может составить около 50 млн. человек. В 2015-м году был установлен рекорд посещаемости России иностранными гражданами – более 20 млн. туристов. Таким образом, потенциал для развития туризма внутри нашей страны огромен, и мы обязаны воспользоваться всеми открывающимися возможностями».

Дмитрий Медведев отметил четыре важных аспекта успешного развития внутреннего туризма в Российской Федерации:
1. обеспечить доступные по цене пассажирские перевозки;
2. модернизировать существующую инфраструктуру российских туристических объектов;
3. создать конкурентную среду на внутреннем туристическом рынке;
4. обеспечить эффективной информационной поддержкой значимые объекты культурного наследия Федерации, курортные зоны и комплексы размещения отдыхающих.

В рамках обсуждения доклада о ситуации на внутреннем туристском рынке России министра культуры РФ Владимира Мединского и сообщения о развитии туристской инфраструктуры России руководителя Ростуризма Олега Сафонова, генеральный директор ООО «Национальная туристическая компания Интурист» Виктор Тополкараев выступил с констатацией фактов по текущим проблемам внутреннего туризма и внес конструктивные предложения по их решению.

В первую очередь, Виктор Тополкараев выделил проблему непродолжительности высокого курортного сезона на основных направлениях массового отдыха россиян. «В результате имеет место низкая инвестиционная привлекательность проектов по развитию курортной инфраструктуры, ограниченность налоговых поступлений в бюджет и сезонный характер занятости населения на курортах. В Российской Федерации высокий сезон на основных пляжных курортах длится 2,5-3 месяца. Это очень мало. С нашей точки зрения, в данном контексте градация на высокий/средний/низкий сезоны непродуктивна. Более целесообразно выделять высокий сезон и все остальное время. Исходя из передового опыта таких стран, как Израиль, Италия, Тунис, Турция, Египет и многих других, рационально осуществлять господдержку туроператоров на массовых внутрироссийских направлениях в периоды до 1 июня и с 15 сентября. А хорошим подспорьем в решении данной проблемы может стать расширение событийного календаря основных туристических направлений по России «за пределы высокого сезона», с упором на их эффективное продвижение».

Как сообщил глава «НТК Интурист», по статистике туроператора за 2015год, до 50% продаж в низкий сезон были осуществлены по «промо-прайсам», которые чаще всего формируются ниже себестоимости. В данном случае, господдержка была бы крайне актуальна.

В этой связи, в докладе о ситуации на внутреннем туристском рынке России министра культуры РФ Владимира Мединского было сказано, что «при соблюдении необходимых условий, в 2016 году туроператорам будет выделено в общей сложности 2 млрд. 765 млн. рублей». С данным предложением Дмитрий Медведев согласился, но при условии, что деятельность субсидируемых компаний будет сосредоточена на национальных маршрутах.

Также министр культуры отметил: «Что касается межрегиональных культурно-познавательных туров, то в России до сих пор действовал один такой тур – это разработанный еще 48 лет назад «Интуристом» так называемый маршрут «Золотое кольцо».

В рамках новой государственной маркетинговой стратегии «VisitRussia/Время отдыхать в России», Виктор Тополкараев предложил предусмотреть возможность государственно-частного партнерства с туроператорами, а именно – привлечь их к разработке и софинансированию государственных маркетинговых и рекламных мероприятий, предполагающих рост турпотока по конкретным регионам. Этот шаг сделает возможным увеличение бюджетов госфинансирования за счет частных инвестиций и существенно повысит их эффективность ввиду заинтересованности профессионалов отрасли в окупаемости своих затрат.

Одной из значимых тем дискуссии стала низкая информационно-маркетинговая поддержка основных массовых курортов и туристических направлений внутреннего туризма.

Виктор Тополкараев отметил, что «в результате, низкая информированность и профессиональная неподготовленность менеджмента в сфере внутреннего туризма, приводят к нежеланию продвигать и продавать отечественный туристический продукт. Согласно опросам, проведенным компанией «НТК Интурист», ожидания боле 30% туристов, отдохнувших на курортах Российской Федерации, не оправдались.

Данная проблема, в первую очередь, связана с неполноценным информированием клиента при приобретении тура. Для сравнения, аналогичная цифра по выездным направлениям не превышает 10%. Если ситуацию не изменить, то крайне важный показатель возвратности на отечественные курорты будет недостаточным».

Кроме того, генеральный директор ООО «Национальная туристическая компания Интурист» привел некоторые статистические данные: «На момент 2014 года, только 6-7% от общего количества туристических агентств, продавали внутренний продукт. После проведенных масштабных информационно-маркетинговых кампаний, показатель за год вырос до 25-27% и, как следствие, существенно увеличился турпоток на внутреннем рынке. Из всего вышеизложенного следует, что количество информации, получаемой туристом из СМИ и от представителей турагентств, формирует его желание приобрести тур, а ее качество влияет на общее впечатление от проведенного отдыха».

В завершение встречи исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе отметила: «Крайне важно в сжатые сроки, уже в этом сезоне, реализовать оговоренные на совещании, решения». Председатель Правительства России Дмитрий Медведев заверил участников совещания, что принятие действенных мер по вопросам внутреннего туризма в России не заставит себя ждать.
 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР