Год назад в России заработала система сбора биометрических данных для получения виз в страны Шенгенского соглашения. Результатами внедрения системы крайне довольны в Европе – а российские туроператоры и туристы все еще привыкают.
Повторная биометрия
Самая частая проблема, с которой на протяжении всего года сталкиваются и туристы, и операторы, помогающие им в оформлении виз, это необходимость повторной сдачи биометрии, хотя по регламенту VIS (Визовой информационной системы), личные данные россиян, хотя бы раз сдавших «пальчики» для получения визы в любую из стран Шенгена, должны храниться в базе в течение 5 лет. Но на деле, как говорят участники рынка, это правило нередко не работает.
«Определенные проблемы туристам доставляет ситуация, что у некоторых стран своя база биометрических данных, и если дактилоскопия была сдана для поездки в другую страну, то приходится сдачу биометрических данных проходить заново. То есть правило «биометрия раз в 5 лет» здесь не действует», - говорит один из представителей туроператорского сообщества.
По информации участников рынка, особенно часто такая ситуация возникает при оформлении виз в Италию, Францию и Бельгию. «Итальянский визовый центр вызывает всех клиентов, которые проходили процедуру биометрии в визовых центрах других стран, на повторную сдачу «пальчиков», - сообщили в одной из компаний, активно продающей данное направление.
По отзывам туроператоров, с точки зрения организации рабочего процесса и взаимодействия с туроператорским сообществом лучше всего построена работа визовых центров Чехии, Италии, Испании и Франции. Среди тех дипмиссий, которые заслужили более низкие оценки – визовые центры Германии, Австрии, Эстонии и Литвы. Практически все эксперты отметили прекрасную организацию работы визового центра Греции, который после определенных проблем на старте сезона стал одним из лидеров по скорости выдачи виз.
Туристы привыкли
Еще один главный итог прошедшего года, который отмечают представители турбизнеса, это то, что российские туристы вполне адаптировались к новым визовым правилам. К тому же, ряд технических проблем в осуществлении самой процедуры биометрии все-таки был решен, что улучшило психологическое восприятие этого процесса туристами и ускорило его прохождение. Например, бывали ситуации, когда визовым центрам не сразу удавалось корректно взять отпечатки пальцев, что удлиняло очередь на подачу документов и нервировало самих заявителей.
«Система записи на сдачу биометрии стала работать стабильнее, без зависаний. Добавлены дополнительные опции - выездная биометрия, прайм-тайм. Большинство туристов свыклось с необходимостью приезжать для сдачи биометрии», - говорит один из экспертов.
Как обстоит дело в регионах
У туристов из регионов с получением виз в Европу по-прежнему возникают сложности. По этой причине жители этих территорий либо выбирают для отдыха безвизовые направления, либо выбирают те страны, визовые центры которых к ним ближе всего, и идут туда за визами самостоятельно. В отдельных случаях - обращаются за услугами мобильной биометрии. Так, по данным визового оператора VFS Global, который в рамках проекта «Мобильная биометрия» оказывает соответствующие услуги, за год посредством этого сервиса было оформлено 16 тыс. 436 заявлений. Чаще всего россияне обращались за мобильной биометрией при оформлении виз в Испанию (34%), Грецию (34%) и Чехию (22%). Кроме того, были заявки и на получение виз в Австрию, Эстонию, Словению, Литву, Данию, Исландию, Мальту, Финляндию и Португалию.
За год посредством сервиса «Мобильная биометрия» было оформлено 16 тыс. 436 заявлений
Около 24% тех, кто заказывает мобильную биометрию - частные клиенты; 44% - корпоративные клиенты; 32% - туроператоры. Больше всего такой сервис востребован у жителей Москвы и Санкт-Петербурга (18%), а также Центрального федерального округа России (22%). В меньшей степени – у туристов Приволжского округа (14%), Южного округа (13%), Уральского региона (11%). Реже всего к мобильной биометрии прибегают жители Северо-Запада и Северного Кавказа (7%), Сибирского региона (5%) и Дальнего Востока (3%).
Что изменилось в работе туроператоров
Из-за биометрии несколько усложнилась работа самих туроператоров. Теперь в некоторых визовых центрах и консульствах введено обязательно сопровождение туристов, что может занимать довольно продолжительное время, так что случаи, когда сопровождающих специалистов просто не хватает на все дипмиссии, нередки.
Увеличилось и время обработки комплектов документов туристов, так как к обычному процессу добавилась необходимость записи заявителей на сдачу дактилоскопии, согласование даты и времени.
Туроператоры отмечают, что некоторые страны Шенгена за минувший год стали больше выдавать многократных и длительных виз сроком действия год или два. Здесь также в числе лучших отмечена работа греческого консульства, которое при наличии в паспорте любой шенгенской визы может выдать визу сроком от года до трех лет.
Среди других стран, которые увеличили выдачу «длинных» виз, также названы Италия и Франция. А вот среди тех, кто не спешит порадовать россиян долгим сроком пребывания в Шенгене - консульства Германии, Австрии, Мальты, Эстонии.
В Европе довольны
Луца Эстэр Кадар, пресс-секретарь представительства Европейского союза в России, говорит, что по итогам года в консульских службах работой VIS довольны.
«Не было отмечено никаких существенных недостатков в работе системы в России, в том числе благодаря тому, что Россия была одной из последних стран, где страны Шенгенского соглашения вводили VIS. Если и отмечаются какие-то случайные сбои в работе системы, то они носят чисто технический характер», - отмечает г-жа Кадар.
По ее словам, в качестве одного из итогов первого «биометрического» года можно отметить увеличение числа выданных россиянам многократных виз - их доля увеличилась на 10%.
«При этом процент отказов в визе остается одним из самых низких и колеблется около 1%», - говорит представитель ЕС.
«Оглядываясь на прошедший год, можно сказать, что своим успехом в России VIS обязана как слаженной работе посольств и консульств стран Шенгенского соглашения, так и усилиям внешних операторов визовых центров и отраслевых организаций, включая АТОР, которые содействовали плавному внедрению системы и ее принятию в России», - подытожила Луца Кадар.
«Оглядываясь на прошедший год, можно сказать, что своим успехом в России VIS обязана как слаженной работе посольств и консульств стран Шенгенского соглашения, так и усилиям внешних операторов визовых центров и отраслевых организаций, включая АТОР»