О значительном росте интереса россиян к образовательным турам сообщают туроператоры. Среди трендов этого года – увеличение спроса на образовательные туры в регионах России.
Из направлений выездного образовательного туризма участники рынка отмечают Великобританию, которая, похоже, возвращает себе былую популярность. Соединенное Королевство по-прежнему считается направлением «номер один» для изучения английского языка, однако в предшествующие два года количество туров туда уменьшилось из-за колебаний валютного курса, а потенциальные потребители либо отказались от образования за рубежом, либо выбрали более бюджетные направления – например, Ирландию или Мальту.
Если говорить об общей картине образовательного туризма, то здесь безусловно лидирует обучение языкам, в первую очередь – английскому. Наряду с Великобританией россияне готовы ехать за такими знаниями на Мальту и Кипр, в Чехию, Ирландию, Германию, Швейцарию, Испанию, США и Канаду. Еще один интересный тренд 2017 года состоит в том, что спрос на образовательные поездки стал заметен не только у жителей столиц, но и в региональных центрах.
Куда едем учиться?
По данным туроператора BSI group, спрос на образовательные туры в Великобританию в январе 2017 года вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом года прошлого. Как рассказала «Вестнику АТОР» директор департамента образования за рубежом компании Ирина Наумова, во многом это связано со стабилизацией курсов основных мировых валют, вследствие чего для многих российских семей стало вновь возможно планировать свои расходы заранее.
Как отмечает Ирина Наумова из BSI group, спрос на образовательные программы в других странах, помимо Великобритании, пока остается стабилен – число заявок сохраняется на прошлогоднем уровне, однако не исключено, что в течение этого года картина спроса еще будет корректироваться. По данным BSI group, бронирования летних образовательных туров на летний сезон 2017 года начались более чем за полгода, еще в ноябре 2016 года, в то время как глубина продаж в 2015 году составила четыре месяца, а в 2016 году – три месяца.
Если говорить о стоимости образовательных туров, то наиболее доступными странами для получения образования за рубежом в 2017 году, по данным BSI group, стали Чехия, Ирландия, Испания и Кипр. Самая высокая стоимость образовательных программ сегодня характерна для США и Канады: здесь на общую цену тура влияет включенная стоимость авиаперелета.
По мнению туроператоров, в этом году сохранит свои лидирующие позиции в линейке образовательных направлений и Мальта: в этой стране сильны языковые школы и курсы, которые посещают россияне, чаще всего школьники и студенты, во время каникул или в течение летних месяцев. Как говорит Андрей Носов, руководитель отдела ЮВА, Мальты и Португалии компании «ВЕДИ ТУР ГРУПП», глубина продаж образовательных туров на Мальту в настоящий момент составляет от 2 до 6 месяцев, причем здесь отмечается смещение спроса в сторону более дорогостоящих туров.
«Бюджет» по-прежнему популярен, но спрос на более дорогие туры растет
Несмотря на рост спроса на туры ценового уровня «средний плюс», как подчеркивает Елена Борисова из PAC GROUP, доступные программы неизменно пользуются большой популярностью. Средняя глубина продаж образовательных туров, по информации данного туроператора, сегодня составляет 5 месяцев, средняя продолжительность программ – 2 недели, а средняя стоимость пакета – 2500 евро.
Похожая ситуация с популярностью бюджетных программ и у других операторов. Средняя стоимость детского образовательного тура за рубежом у BSI group достигает 130 000 рублей. Такой тур включает в себя авиаперелет, размещение в отеле или резиденции на территории выбранной школы, питание по системе полупансион, ежедневную программу мероприятий, экскурсионные поездки, трансфер и медицинскую страховку. Как отмечает г-жа Наумова, популярность бюджетных образовательных туров объясняется общей экономической ситуацией.
При всем этом практически все опрошенные «Вестником АТОР» эксперты говорят и об относительном росте спроса на более дорогие туры. По мнению туроператоров, наблюдаемый ими рост интереса к более дорогому сегменту образовательных зарубежных программ происходит преимущественно из-за большой «возвратности» учеников-студентов. Когда семья отправляет ребенка на обучение впервые, выбор чаще падает на поездку в составе организованной группы. Каждая следующая поездка выбирается уже с индивидуальным заездом, бюджет такого тура уже выше, да и разнообразие учебных программ намного богаче. Кроме того, возможно, свою роль здесь, как ни странно, играет и фактор горизонта планирования: некоторые клиенты, располагающие средствами на образование детей, предпочитают потратить их сразу на более длительную и качественную программу, оптимизируя таким образом свои расходы.
Кто едет за знаниями за рубеж
По оценке туроператоров, наиболее востребованы сегодня образовательные туры для школьников (особенно в период каникул), активно приобретают образовательные туры студенты и люди старше 25 лет, которым интересны преимущественно изучение языков, языковая практика и подготовка к международным экзаменам в целях карьерного роста. Примечательно, что эксперты сообщили об устойчивом спросе на образовательные туры у жителей российских регионов.
«Что касается организации учебных программ за рубежом для корпоративных заказчиков, то эта хорошо известная и освоенная нами область, увы, сегодня демонстрирует падение. Во-первых, очень немногие компании в наши дни выделяют средства на оплату обучения своих сотрудников из-за повальной «оптимизации бюджетов». Во-вторых, ряд крупных корпораций, обладающих солидными бюджетами, до сих пор занесен в санкционные списки – а стало быть, у их сотрудников просто нет возможности пройти учебные курсы за границей за счет своей организации. Однако я уверена, что как только экономическая и геополитическая ситуация изменится к лучшему, компании смогут больше поощрять и мотивировать свой персонал образовательными поездками» – характеризует ситуацию Ирина Наумова из BSI group.