Сумму курортного сбора «уполовинили» и назвали новые сроки. В том, как изменился законопроект ко второму чтению в Государственной Думе, разбирался «Вестник АТОР».
СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ
В июле в Госдуме состоялось сразу два обсуждения законопроекта «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», представленного правительством. Документ, который предусматривает введение в этих региона курортного сбора, в первом чтении был принят ГосДумой 23 июня.
По курортному вопросу 10 июля прошли парламентские слушания, затем в среду, 12 июля, состоялось и заседание комитета Госдумы по бюджету и налогам, где снова рассматривались поправки к законопроекту перед вторым чтением в Госдуме. По сути, это и есть самый важный этап корректировки документа, так что дискуссии и обсуждения основных «слабых» мест проекта развернулись нешуточные.
Если сбор будет введен, а условия не улучшатся, последствия могут оказаться плачевными (В. Володин)
Основные спорные вопросы выглядели так. Кто будет распоряжаться собранными средствами - регион или муниципалитет? Кто будет собирать налог – ФНС или специальный региональный орган? Какой будет сумма сбора– постоянной или дифференцированной в зависимости от сезона? Кто будет следить за расходованием средств? Кто будет платить налог и в каких объектах размещения?
Для регионов одним из ключевых является момент администрирования налога. Глава Минкавказа Лев Кузнецов считает, что курортный сбор должен оставаться неналоговым платежом, поскольку такая форма платежа будет иметь целевой характер.
У самих регионов иное мнение: им не нужны лишние хлопоты в виде расходов на создание новых структур для сбора этого налога, да и отчетность по этому механизму тоже будет под пристальным вниманием федерального центра.
Глава Краснодарского края уверен, что курортный сбор с отдыхающих должны взимать именно налоговые органы, а не какая-либо другая структура
Так, глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев уверен, что курортный сбор с отдыхающих должны взимать именно налоговые органы, а не какая-либо другая структура. Такой подход, по его мнению, сэкономит средства, которые могли бы быть затрачены на создание соответствующей службы.
Председатель ГосДумы Вячеслав Володин в ходе парламентского обсуждения подчеркнул, что закон задуман как рамочный. Однако для регионов и муниципалитетов его внедрение предполагает двойную ответственность. «Если сбор будет введен, а условия не улучшатся, последствия могут оказаться плачевными», - отметил он.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
В итоге на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам приняли ряд решений, которые несколько сгладили «острые углы» законопроекта. Во-первых, вносится изменение, устанавливающее максимальный размер сбора в 2018 году на уровне 50 рублей (вместо 100 рублей, предложенных правительством).
Именно за сумму не более 50 рублей и ратовали регионы: такой размер сбора называли и в Краснодарском и Алтайском краях, считая их приемлемыми для массового туриста.
Важно и то, что предусматривается возможность дифференцирования суммы сбора: в зависимости от сезонности, времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта, местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
Изменены сроки вступления законопроекта в силу. Вместо 1 января 2018 года курортный сбор начнут взимать с 1 мая 2018 года
Конкретные ставки сбора будут устанавливаться законом соответствующего субъекта РФ.Важно: это может быть и нулевая ставка сбора, например, в низкий сезон.
Во-вторых, изменены сроки вступления законопроекта в силу. Вместо 1 января 2018 года курортный сбор начнут взимать с 1 мая 2018 года, а все необходимые документы на местах должны быть приняты к 1 декабря 2017 года.
В-третьих, в первый год эксперимента не менее 70% сбора предполагается зачислять в муниципалитеты, а в последующие годы все средства будут направляться в бюджет того муниципалитета, на территории которого взимается сбор. Это важно, поскольку именно муниципалитеты лучше всего понимают, какие отдыхающие к ним приезжают, с какими финансовыми возможностями.
В-четвертых, средства от курортного сбора решено направлять только на развитие курортной инфраструктуры. Закон не позволит тратить деньги на водоснабжение, ливневую канализацию, ремонт дорог, очистных сооружений и другие нужды муниципалитетов.
Соблюден принцип добровольности участия в эксперименте: регионы не смогут принуждать муниципалитеты к участию в этом проекте, равно как и ограничивать муниципальную инициативу.
Законодателям так и не удалось подвести под законопроект частный сектор в каком либо виде - ссылаются на "сложность администрирования"
Что касается категории льготников, то решено, что под действие закона автоматически не подпадут несовершеннолетние. Дополнительные категории льготников определят муниципалитеты, а зафиксирует уже региональный закон. Отметим, что в редакции документа первого чтения норма о совершеннолетии плательщиков не была прописана.
Было также решено прописать, что сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания. При этом решено установить норму о том, что сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения.
Следить за расходами средств, поступивших от курортного сбора, будет специально созданный общественный совет при субъекте РФ. Срок окончания проведения эксперимента по курортному сбору – 31 декабря 2022 года.
Чего так и не удалось подвести под законопроект о курортном сборе, так это частный сектор. Как отметил глава думского комитета Андрей Макаров, это ограничение – «вынужденное», связанное со сложностью администрирования сбора.
СЕВАСТОПОЛЬ - ПРОТИВ
Между тем у курортного сбора уже есть «отказники». Так по-прежнему не хотят входить в проект в Севастополе. По мнению местных депутатов, в условиях конкуренции с Турцией регион потеряет туристов.
Кроме того, как считает председатель комиссии по бюджету законодательного собрания Севастополя Вячеслав Аксёнов, в Севастополе «слабее уровень инфраструктуры, в развитие которой требуется вложение больших инвестиций, что сложно реализовать в условиях действующих экономических санкций».