Мировая практика. Как государство во Франции регулирует и финансирует туризм

Сегодня «Вестник АТОР» расскажет о том, как выстроена система госрегулирования и господдержки туризма во Франции на национальном уровне и на местах, а также об интереснейшей социальной системе «отпускных чеков».

О том, как устроен турбизнес во Франции, о ролях туроператоров и турагентов, особенностях законодательства в части ответственности французских турфирм перед потребителем «Вестник АТОР» писал на этой неделе.

Напоминаем также, что ранее на нашем портале прошла серия публикаций о специфике туристической отрасли США и «законах о путешествиях» этой страны, о взаимоотношениях турагентов и туроператоров в США, роли профессиональных ассоциаций в жизни турбизнеса и о комиссионной политике в туротрасли США.

КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ТУРИЗМ ВО ФРАНЦИИ

Распределение полномочий в области туризма определяется Законом № 92-1341 от 23 декабря 1992 года, который вошел в Кодекс туризма (Книга I) – о законодательном базисе туристической индустрии во Франции «Вестник АТОР» рассказывал ранее. Отметим, что такое распределение полномочий заключается происходит и вертикально, и горизонтально.

Государство определяет и реализует государственную политику и формирует нормативную базу в области туризма. Оно регламентирует туристическую деятельность, работу различных организаций в области туризма, проводит классификацию туристской инфраструктуры, способствует продвижению французского туризма на внешних рынках и представляет его в соответствующих международных организациях. Наконец, государственные структуры призваны координировать государственные и частные инициативы в области туризма и оказывать поддержку деятельности местных властей по развитию туризма.

С 2014 года определением государственной стратегии в области туризма занимаются Министерство экономики и Министерство иностранных дел 

С 2014 года определением государственной стратегии в области туризма занимаются одновременно два министерства: Министерство экономики (вопросы мониторинга, нормативно-правовой базы и обеспечение доступности отдыха и рекреации) и Министерство иностранных дел (в задачи которого входит, в частности, продвижение Франции как туристического направления). Законодательно определено, что в задачи Министерства экономики входит «мониторинг и поддержка туристской деятельности, без ущерба для полномочий министра по делам Европы и иностранных дел» (Декрет № 2017-1078 от 24 мая 2017 г.).

Административными органами, ответственными за сферу туризма являются, соответственно, Главное управление предприятиями (DGE) и Главное управление глобализации, развития и партнерства (DGMDP). В настоящее время функции министра туризма выполняет министр Европы и иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан.

В государственную структуру регулирования туризма также входят подконтрольные государству учреждения: Агентство по развитию туризма Франции (Atout France) и Национальное агентство отпускных чеков (ANCV). Расскажем об этих двух организациях подробнее.

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОПЕРАТОР ТУРИЗМА

Агентство по развитию туризма Франции Atout France было создано в 2009 г. как единый государственный оператор туризма в результате слияния Национального дома Франции (Maison de la France) и Французского агентства туристского инжиниринга ODIT France. Atout France призвано обеспечить партнерские отношения между государством, его администрацией  и местными органами власти с одной стороны и профессионалами туризма, французскими и зарубежными туристическими организациями и предприятиями - с другой.

Генеральная Ассамблея Агентства по развитию туризма Франции возглавляется министром или государственным секретарем по вопросам туризма. В административный совет входят 29 членов, треть из которых представляют государство и две трети - профессионалов в сфере туризма (представителей бизнеса).

У Atout France есть четко очерченные административные функции: в его ведении классификация объектов размещения и ведение государственного реестра турфирм

Деятельность Atout France охватывает различные аспекты. Это продвижение Франции как туристического направления (32 представительства в 27 странах), развитие и модернизация туристских услуг и инфраструктуры в соответствии с требованиями международного туристического рынка, всесторонняя поддержка как частных, так и государственных участников рынка в целях повышения их экономической конкурентоспособности, а также подготовка профессиональных кадров для туристического сектора.

Есть у Atout France и четко очерченные административные функции: в ведение Агентства входит классификация объектов туристского размещения и ведение государственного реестра туроператоров и турагентов (во Франции нет юридического разделения между двумя этими типами деятельности, все они называются «агентами путешествий»).

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ТУРИЗМА ВО ФРАНЦИИ

Еще одна интереснейшая организация в структуре государственного регулирования и поддержки туризма –это Национальное агентство отпускных чеков (ANCV). Французы, как известно, щепетильно относятся к своим правам, а среди декларируемых прав есть и равное право на отдых. ACNVбыло учреждено в 1982 г., в начале первого срока правления известнейшего президента-социалиста Франции – Франсуа Миттерана, с единственной целью: обеспечить право на отдых для максимального числа граждан.

Суть его деятельности состоит в том, что Национальное агентство распространяет через работодателей или советы предприятий специальные «отпускные чеки». Это, однако, не «профсоюзная путевка», а именно платежные чеки (т.е. адресная денежная помощь), эмитированные с определенным номиналом, которые могут быть использованы получателем для оплаты различных туристических услуг – проживания в объектах размещения всех видов, включая объекты главных национальных гостиничных цепей (Accor Hotels, Mediterranean Club, и др.), питание всех видов, транспортных расходов (авиа, ж\д) и услуг турфирм (туроператоров и турагентов), билетов на различные культурные мероприятия, в музеи, театр, кино, на концерты, а также для оплаты посещения парков развлечений и спортивных занятий в свободное от работы время.

Отпускные чеки - не «профсоюзная путевка», а адресная денежная помощь, которая может быть использована получателем для  оплаты различных туристических услуг по его выбору

Важно, что чеком можно оплатить и часть отдыха (тура) – в итоге фактические совокупные расходы держателя чеков в 4 раза превосходят их номинальную стоимость.  Таким образом, получатель такой адресной помощи не привязан к «путевке» в выбранный не им объект размещения, но выбирает вид и тип отдыха сам, часто доплачивая за интересные ему туры, отели, авиаперевозку, экскурсии и пр. – что стимулирует конкуренцию среди предприятий туротрасли Франции, вынужденных, таким образом, бороться за привлечение «социального туриста», а не слепо рассчитывать на него благодаря госконтрактам. Отметим, что ближайшим аналогом (только по принципиальной схеме) в России можно назвать проект «продовольственных карт», впрочем, так и не реализованный.

Предприятию, желающему привлечь держателей чеков, надо лишь обязаться принимать их к оплате и заключить договор с ACNV. Сегодня отпускные чеки принимаются 200 тысячами поставщиков услуг в области туризма и отдыха по всей Франции, а сайт ACNV работает, в том числе, и в качестве агрегатора «горящих» предложения от турфирм и объектов размещения. В основном чеки используются для поездок в любые места на территории самой Франции и сопредельных стран Евросоюза, а также в заморские департаменты Франции (Французская Полинезия и др.). Средняя стоимость отпускных чеков на семью составляет более 400 евро, а средняя продолжительность отдыха для держателей отпускных чеков составляет 13 дней.

Отпускные чеки во Франции распределяются на основе социальных критериев среди сотрудников предприятий, а также госслужащих. С недавнего времени право на получение отпускных чеков имеют и самозанятые граждане. Но все же главная целевая группа системы отпускных чеков – именно работники промышленных предприятий и государственные служащие.

Механизм получения отпускного чека может быть разным. Это и софинансирование с самостоятельным накоплением (отчисления от зарплаты в течение 12 месяцев определенного процента), и частичное финансирование профсоюзами, и прямое дарение чека работнику предприятием, которое приобретает его у ACNV. Партнерами Национального агентства отпускных чеков являются более 20 тысяч профсоюзных комитетов предприятий и отделений органов государственного социального обеспечения, которые определяют уровень участия сторон в оплате.

С недавнего времени право на получение отпускных чеков имеют и самозанятые граждане,.но главная целевая группа – работники промышленных предприятий и госслужащие

Важно отметить, что особенно система отпускных чеков эффективна для малого бизнеса. Так, для фирм с количеством работающих менее 50 человек стоимость отпускных чеков освобождается от налогообложения на доход и социальные выплаты в пределах 400 евро на служащего в год и не облагается налогом на доход для физических лиц. Для фирм с количеством работников свыше 50 человек в том случае, если отпускные чеки приобретаются работодателем, вклад работодателя и профсоюза в сумму чека рассматривается как дополнение к зарплате (и облагается налогом), а если чеки приобретаются профсоюзными комитетами предприятий (без участия работодателя) - то их вклад полностью освобожден от социальных сборов. Благодаря такой схеме система отпускных чеков является важной частью трудовой мотивации и социализирующим фактором в экономике страны.

Излишек неиспользованных отпускных чеков ANCV передает различным благотворительным ассоциациям, которые используют их в своих целях. Кроме того, ANCV выделяет финансовые субсидии различным ассоциациям и местным партнерам по социальным программам. Социальные мероприятия ANCV распространяются такие категории людей, как граждане с низким доходом или находящимся в сложной социальной или медицинской ситуации, воспитанники интернатов, малообеспеченные семьи, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет без семьи, инвалиды или лица, страдающие от тяжелого заболевания (ссопровождающими в некоторых случаях), пожилые люди.

Система хорошо отлажена и работает: так, в 2016 г. отпускными чеками воспользовались уже 10 миллионов человек (в 2011 году – 3,4 млн). Помимо чеков, приобретаемых предприятиями и профсоюзами, в рамках программ солидарности была в прошлом году ACNV была предоставлена адресная помощь отдельным категориям граждан, которой воспользовались 251 200 чел.

В следующей части нашего обзора мы расскажем, как во Франции регулируется и поддерживается туризм на региональном и местном уровнях.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР