Почти 60% иностранных туристов, приезжающих в Москву, пользуются услугами туристических компаний. Взаимодействие туристической администрации города с туроператорами могло бы существенно улучшить продвижение столицы как туристического направления.
Такой тезис в ходе научно-практической конференция «Качество услуг — драйвер развития туризма», которая прошла в Москве, озвучила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
На мероприятии, организованном департаментом спорта и туризма столицы, поднимались две важные темы: «Влияние качества обслуживания туристов на рост турпотоков в Москву» и «Повышение туристической привлекательности столицы». По последним официальным статданным, Москва принимает 17–18 млн гостей ежегодно. Из этого количества около 2 млн человек приезжают из дальнего зарубежья, 3 млн — из стран СНГ, остальные — из регионов РФ.
ЧТО НРАВИТСЯ ИНОСТРАННЫМ ТУРИСТАМ В МОСКВЕ
Департамент спорта и туризма Москвы провел исследование, в ходе которого было опрошено 510 иностранных туристов из 40 стран. «Более 60% из них посетили российскую столицу впервые, около четверти гостей приезжают в Москву периодически, около 16% делают это регулярно, в основном - это деловые туристы. 55% приезжают в составе групп, 28% - индивидуально, 17% - с семьей или друзьями. Почти половина всех туристов - 44% - прибывают в Москву с экскурсионными целями. Как правило, гости проводят в столице 2-4 ночи и тратят примерно 410 долларов", - рассказала руководитель научно-аналитического центра стратегического развития РГУТИС Елена Погребова.
55% туристов приезжают в составе групп, 28% - индивидуально, 17% - с семьей или друзьями. Почти половина всех туристов прибывают в Москву с экскурсионными целями
Исследователи интересовались у туристов, что им понравилось в Москве и что - нет. Среди плюсов гости города назвали удобный аэропорт Шереметьево, общественный транспорт. Не понравились же им прежде всего «нечеловеческие пробки». Еще одна проблема, очень важная для иностранных туристов - практически никто не говорит по-английски, включая сотрудников различных сервисных служб.
А вот ресторанами и кафе туристы в целом удовлетворены, но иностранцы посетовали, что не хватает традиционной русской кухни. Торговые центры Москвы, по мнению иностранцев, «круто и дорого сделаны», а вот Арбат – разочаровал. И именно потому, что там «все очень явно сделано для иностранцев». Кстати, в ТОП-15 объектов притяжения глазами иностранных туристов Арбат вообще не вошел.
Арбат, судя по итогам опроса, разочаровал иностранных туристов и не вошел в ТОП-15 наиболее интересных мест Москвы. И именно потому, что там «все очень явно сделано для иностранцев»
Первое место заняла Красная площадь, второе - Московский Кремль и Оружейная палата, а третье – Храм Христа Спасителя. Также зарубежные гости называли среди приоритетных мест посещения Третьяковскую галерею, «Москва-Сити», Большой Театр, усадьбы «Коломенское» и «Царицыно», ВДНХ, Останкинскую телебашню, московский метрополитен, а замкнул этот список ГУМ. При этом 90% опрошенных отметили, что готовы вернуться в Москву и рекомендовать ее своим друзьям и близким.
В свете итогов исследования, крайне важным оказался и тезис выступившей на конференции Татьяны Козловской, директора туристической компании «Интерс». Она напомнила, что один довольный турист приводит шесть новых, а один недовольный — отпугивает 18 потенциальных гостей.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИЗМА В МОСКВЕ
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, выступая в ходе конференции, подробно остановилась на вопросах продвижения Москвы как отдельного туристического направления.
«За последние несколько лет начали происходить революционные изменения в позиционировании Москвы. Но возникает вопрос, что делается для того, чтобы турист захотел увидеть что-то новое, не только Кремль. К сожалению, пока нет должного уровня взаимодействия между департаментом и бизнесом, а ведь именно туроператоры могли бы сказать, что еще нужно продвигать в Москве, куда можно точечно направить огромные потоки туристов, которые приезжают в столицу. Продвижение Москвы должно координироваться и обсуждаться с туроператорскими компаниями, обеспечивающими основной поток туристов в столицу», - подчеркнула г-жа Ломидзе.
Туроператоры могли бы сказать, что еще нужно продвигать в Москве, куда можно точечно направить огромные потоки туристов, которые приезжают в столицу
Также исполнительный директор АТОР отметила необходимость целенаправленной и продуманной рекламы Москвы как туристической дестинации в регионах России.
«Российских туристов в столице намного меньше, чем хотелось бы. Системного продвижения Москвы на внутреннем рынке, на мой взгляд, пока нет. Я не говорю о детском туризме – тут как раз все налажено. Я говорю про платежеспособных туристов, например, из Нижневартовска, Норильска, Тюмени, которые могли бы приезжать сюда не в командировку, а на отдых. Целенаправленное продвижение Москвы на внутреннем рынке необходимо. И у меня есть ощущение, что отдача от такого продвижения наступит быстрее, чем мы можем себе представить», - сказала исполнительный директор АТОР.
Целенаправленное продвижение Москвы на внутреннем рынке необходимо
Она подчеркнула, что рекламная кампания Москвы на российском рынке позволит в значительной мере снивелировать проблему сезонности. Внутренний турист может приезжать в столицу круглый год, ему понятны зимние развлечения в городе, тем более что Москве есть, что предложить в этом плане. Соответственно, продвижение столицы именно на внутреннем рынке смогло бы выровнять загрузку гостиниц в течение года, обеспечило бы круглогодичность турпотока.
Тезис г-жи Ломидзе о необходимости более широкого и деятельного продвижения российской столицы нашел поддержку в выступлении председателя российской ассоциации бизнес туризма АСТЕ-Russia Вадима Зеленского. Спикер коснулся важности MICE для столицы. По его словам, деловой турист за день в городе тратит 300 долларов, тогда как обычный – всего 60. Кроме того, бизнес-туристы наиболее часто возвращаются. Но продвижения Москвы на мировом рынке недостаточно.
Бюджет на продвижение Москвы – и в России, и в мире – всего 100 млн рублей. Это копейки, учитывая на скольких рынках Москва должна себя рекламировать
«Наша столица входит только в сотню наиболее привлекательных городов мира и в топ-50 – Европы. В этом году Москва приняла участие в девяти крупнейших выставках и впервые город предоставил свой стенд отелям и DMC. Но при этом бюджет на продвижение Москвы – и в России, и в мире – всего 100 млн рублей. Это копейки, учитывая на скольких рынках Москва должна себя рекламировать», – сказал эксперт.
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ В МОСКВЕ ТОРМОЗЯТ ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР, ОТЕЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ И «БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ»
По словам генерального директора «Тари Тур» Марины Левченко, рост въездного турпотока в Москву в этом году составил примерно 30%. В Москву едут американцы, австралийцы, жители Новой Зеландии, не говоря уже о Юго-Восточной Азии, Китае, но ряд «бытовых» вопросов, по ее словам, тормозит развитие туризма.
Так, например, все это лето Москва стояла в строительных лесах, дороги стали такими узкими, что туристическому автобусу очень сложно проехать. «Департаменту туризма необходимо сотрудничать с департаментом транспорта, нужно разрешить движение туристических автобусов по выделенным полосам», - сказала она. Более того, этим летом сотрудники ГИБДД устроили чуть ли не охоту на автобусы, останавливали их, высаживали туристов в дождь.
Президент московского транспортного союза Юрий Свешников выступил с конкретными предложениями по организации парковок в районе вокзалов, гостиниц, объектов показа. По его словам, какие-то стоянки могли в высокий сезон предназначаться лишь для туристических автобусов, а в низкий - становится обычными парковками.
Марина Левченко коснулась и вопроса цен на гостиницы, которые в период проведения Кубка конфедераций были завышенными, в итоге пострадали и туроператоры, и сами отельеры, которые недосчитались гостей. Эксперт выразила надежду, что во время чемпионата мира подобного не произойдет. "ФИФА уедет, а мы останемся", - подчеркнула она.
В период проведения Кубка конфедераций цены на гостиницы в Москве были завышенными, в итоге пострадали и туроператоры, и сами отельеры, которые недосчитались гостей
По итогам конференции участники приняли резолюцию, в которой учли все предложения. В нее вошли и необходимость продвижения Москвы, и сотрудничество между властью, бизнесом, музеями, отельерами, транспортниками и т.д.