Аналитическая служба АТОР исследовала средние цены на пакетные туры в отели 3*, 4* и 5* с системой All Inclusive в Турции, Краснодарском крае и Крыму, представленные у туроператоров на три летних месяца 2018 года.
ГДЕ РОССИЯНЕ ИЩУТ «ВСЕ ВКЛЮЧЕНО»
Система All Inclusive (Ultra All Inclusive) традиционно лидирует по популярности у российских туристов, приобретающих пакетные туры на массовых пляжных летних направлениях.
Согласно данным системы сравнения цен на туры «Слетать.ру», совокупная доля поисковых запросов на летние туры в Турцию, где пользователи указывают типы питания AI и UAI, составляет 87%. Если прибавить к этому ищущих в Турции трехразовое питание и его же с включенными напитками (FB и FB+) – 93%. В продажах летней Турции доля туров с этими типами питания (преимущественно AIи UAI) еще больше.
Россияне активно ищут туры на «все включено» и по другим зарубежным направлениям. Так, по данным Слетать.ру за апрель 2018 г., совокупная доля AI и UAI в запросах пользователей, ищущих турпакеты по Тунису равна 82,3% (а вместе с FB и FB+ – 90,2%), по Греции – 52,1% (68,2%), по Болгарии – 50,1% (68,5%), по Кипру – 43,1% (59,9%), по ОАЭ – 35% (54,5%), по Испании – 31,9% (54,1%), по Вьетнаму – 32,9% (52,1%) и даже по Таиланду – 24,9% (43,2%).
В то же время россияне все больше ищут «все включено» и трехразовое питание на отечественных пляжных курортах, и доля таких запросов весьма высока. Так, доля пользователей «Слетать.ру», которые ищут пакетные туры по России в июне-августе с питанием AI и UAI, достигла 34%.
Вместе с ищущими FB и FB+ (с напитками) таких пользователей уже 62,3%, т.е. почти две трети. Отметим, что двумя годами ранее, летом 2016 года, совокупная доля таких пользователей была практически такая же – 64%, а это говорит об устойчивой и осознанной потребности наших соотечественников в этом типе обслуживания и внутри страны.
ЗА ЧТО ВЫБИРАЮТ ALL INCLUSIVE
Одним из основных факторов для принятия решения при выборе летнего отдыха у россиян является совокупная цена поездки. All Inclusive и родственные ему форматы (UAI, FB+, FB) выбирают прежде всего туристы с детьми на пляжном отдыхе (из-за удобства, экономии времени и денег).
Но не только – «все включено» в принципе популярно у туристов, располагающих строго определенной суммой, которые они могут потратить в отпуске (понятно, что посчитать с достаточной степенью точности сумму, которая понадобится при питании «в городе», довольно сложно, а система «все включено» гарантирует как минимум трехразовое питание).
Так как экономическое положение в стране пока что довольно медленно меняется к лучшему, такие клиенты составляют сегодня большинство в массовом выездном турпотоке.
Соответственно, туристические направления, которые помимо природно-климатических и культурно исторических факторов, могут предложить развитую и распространенную систему All Inclusive, приобретают дополнительное конкурентное преимущество в глазах массового российского туриста.
СКОЛЬКО ОТЕЛЕЙ С ALL INCLUSIVE В РОССИИ
В последние несколько лет формат «все включено» довольно активно развивается на российском Юге – на курортах Краснодарского края, и в меньшей степени – в Крыму. По данным администрации Краснодарского края, на Кубани по системе AI и UAI работают 32 отеля (это менее 1% от количества объектов размещения в крае).
Примерно такое же количество отелей с AI в Краснодарском крае заявляют и туроператоры в системе Слетать.ру.
По оценкам ряда туроператоров, таких объектов размещения на Кубани все же больше – т. к. многие отельеры, пользуясь размытостью «границ» этого формата, также предлагают свои разновидности форматов FBи FB+, называя их «все включено».
Напомним, «Вестник АТОР» в этом году делал обзор отелей Краснодарского края с «настоящим» All Inclusivе, приближенным к турецкому варианту.
В Крыму, если верить данным системы «Слетать.ру», к бронированию в Крыму сейчас доступны 15 вариантов отелей с AI, но их также, вероятно, больше.
Свежий обзор лучших отелей Крыма с All Inclusive на сезон 2018 года можно найти здесь.
ЧТО ДЕШЕВЛЕ – ТУРЕЦКИЙ ИЛИ РОССИЙСКИЙ ALL INCLUSIVE
Аналитическая служба АТОР исследовала средние цены на туры в российские и турецкие отели, предлагающие обслуживание гостей по системе «все включено» в июне, июле и августе 2018 года.
Анализировались данные системы сравнения туров «Слетать.ру» по состоянию на 1 июня 2018 года. Рассчитывались цены пакетов со включенным авиаперелетом из Москвы туда и обратно, на двух взрослых и 1 ребенка старше 2 лет, на 10 ночей.
Исследовались цены на туры в отели категорий 5*, 4* и 3*.
Рис. 1. Сравнение средних цен на туры в отели 5* с AI в Турции и России, июнь-август 2018 г.
Как видно из рис. 1., туры в турецкие отели категории 5* по вышеприведенным параметрам, существенно ниже аналогичных в Сочи и Крыму на всем протяжении лета, причем держатся довольно ровно весь сезон, цены же по России более волатильны от месяца к месяцу.
Туры в турецкие «пятерки» с AI оказываются дешевле российских аналогов на 43-78% (минимум и максимум).
Рис. 2. Сравнение средних цен на туры в отели 4* с AI в Турции и России, июнь-август 2018 г.
Из рисунка 2 видно, что и «четверки» с «все включено» также проигрывают этим летом Турции по средним ценам во все летние месяцы. В июне разница между Сочи и Турцией относительно невелика (15%), она увеличивается в августе до 25%.
Цены на крымский 4* AI достигают максимума в июле, разница с аналогичной по звездам и типу питания Турцией на пике сезона – 58%.
Рис. 3. Сравнение средних цен на туры в отели 3* с AI в Турции и России, июнь-август 2018 г.
На рисунке 3 видно, что российские «трешки» с All Inclusive выигрывают у Турции в июне по средней цене – разница в пользу Сочи – 26%, в пользу Крыма – 16%. Тем не менее, уже в июле и туры в турецкие отели 3* со «все включено» опять выходят в среднем дешевле – на 10-12%, в августе разница в пользу Турции еще больше – 15-25%.
Как полагают эксперты, июньский выигрыш России по AI в сегменте 3* обусловлен как грамотной ценовой политикой отельеров в начале сезона, так и тем, что объектов 3* с такой системой на наших курортах просто физически больше, чем 4* и 5* - систему помогает развивать здоровая конкуренция.
Все больше отельеров начинают понимать, чем именно выгодна такая система для их бизнеса. «Вестник АТОР» уже приводил интересные выкладки, сколько стоит система «все включено» для отеля 3* на примере сети курортных отелей «Ателика».
ПОЧЕМУ ТУРЕЦКИЙ ALL INCLUSIVE ВЫИГРЫВАЕТ
Отметим, что схожая картина ценовых различий России и Турции наблюдалась и прошлым летом. У такой разницы цен, считают эксперты, есть несколько основных причин.
В Турции гораздо больше отелей, работающих по системам AI и UAI, например, в регионе Анталья они абсолютно превалируют - конкуренция между ними способствует здоровому ценообразованию - от спроса, а не от издержек. В России доля таких объектов меньше, конкуренция между ними невелика.
Многолетнее развитие в Турции системы «все включено» привело к существованию на курортах этой страны развитой экономической экосистемы для поддержания этого типа обслуживания, налаженной цепочки поставок и внушительного пула поставщиков. Это, а также рациональный и тщательно просчитанный за десятилетия цикл приготовления, использования, переработки и утилизации продуктов, существенно удешевляют в Турции эту систему питания.
Турецким отельерам легче инвестировать и в другие инфраструктурные составляющие All Inclusive– детские клубы, аквапарки, пляжи, дополнительные станции питания – для этого в стране действует отлаженное льготное кредитование и в ряде случаев, частичное государственное субсидирование некоторых проектов.
«России сегодня нужна и комплексная программа продвижения наших курортов, прежде всего – реальная поддержка отельного бизнеса. Надо добиться повышения его инвестиционной привлекательности, в том числе путем предоставления льготных ставок по кредитам на развитие бизнеса, упрощения вопросов подключения к инфраструктурным сетям. Кроме этого, остро стоит и вопрос о фактическом неравноправии отечественных туроператоров и зарубежных систем бронирования отелей, не являющихся российскими юрлицами и не несущих соответствующих обязательств и гарантий перед туристами. Этот вопрос тоже нуждается в решении» - отмечал летом прошлого года генеральный директор Национального туроператора АЛЕАН Илья Уманский на встрече представителей турбизнеса с тогдашним курирующим отрасль вице-премьером Виталием Мутко. Этот тезис остается актуальным и по сей день.
В нынешней разнице цен на туры в отели с системой AI в отели России и Турции, отмечают эксперты, довольно значительную роль играет не только цена самого размещения и питания, но и цена авиаперелета.
Благодаря развитым чартерным программам на турецком направлении и субсидиям Турции для туроператоров и авиакомпаний цена перевозки в Турцию часто ниже цены рейсов на внутрироссийских направлениях.
Напомним, что сегодня вопрос о субсидировании туристической перевозки на курорты Юга России в целом одобрен в рамках ФЦП, однако речь пока о высоком сезоне не идет.
Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"
Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь
.