Чемпионат мира по футболу в России: промежуточные итоги для туризма

По предварительным расчетам, чемпионат мира по футболу в России посетили от 630 до 700 тыс. зарубежных болельщиков. Владимир Путин поручил сделать для них въезд в Россию безвизовым до конца 2018 года. Об этом и других итогах мундиаля – в нашем материале.

БОЛЕЛЬЩИКАМ ДАЛИ «БЕЗВИЗ» В РОССИЮ ДО КОНЦА ГОДА

Президент России Владимир Путин, слова которого приводит ТАСС, заявил, что иностранные обладатели паспортов болельщика (FANID) на ЧМ-2018 получат право безвизового многократного посещения России до конца года.

«Я думаю, мы сделаем так: для иностранных болельщиков, которые имеют на данный момент паспорта болельщиков, мы для них сделаем безвизовый въезд в Российскую Федерацию до конца текущего года - многократный, я повторяю, безвизовый режим", - сказал глава государства. 

Он также выразил надежду, что многие болельщики «воспользуются этой возможностью и приедут в Россию еще не один раз с друзьями и членами семьи».

СКОЛЬКО ИНОСТРАННЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ ПРИЕХАЛО В РОССИЮ НА ЧЕМПИОНАТ МИРА

Напомним, что число приехавших в Россию иностранных болельщиков наиболее корректно учитывать по числу оформленных ими паспортов болельщика – FAN ID (без которых посещение матчей было невозможно, FAN ID «прикреплялись» к билетам). Динамика их выдачи, начиная с мая показывала рост интереса зарубежной аудитории к мероприятию (рис. 1.).

По самым последним официальным данным оргкомитета «Россия-2018», опубликованным 15 июля на его странице, всего болельщикам было выдано 1,5 млн FAN ID. Эти же данные озвучивались 29 июня Оргкомитетом «Россия-2018»: «по итогам группового этапа россиянам и иностранцам было выдано 1,5 млн паспортов болельщика, а подтверждено заявок на них – 1,627 миллиона». Исходя из того, что россияне из 1,5 млн паспортов болельщика получили 871 тыс., иностранцам достались 629 тысяч FAN ID.

Если же исходить из того, что все подтвержденные заявки (1,627 млн) были реализованы, то исходя из той же пропорции, в Россию могли приехать свыше 680 тысяч иностранных болельщиков. Учитывая отдельные всплески интереса к отдельным матчам, куда иностранные болельщики прилетали спецчартерами (например, Россия- Хорватия), теоретически их максимальное число может быть оценено как «около 700 тыс».

Рис.1. Динамика количества выданных иностранцам FANID, май – июль 2018 г., тыс. человек.

Такое количество болельщиков должно было полностью компенсировать ранее предполагаемый экспертами отток организованных иностранных туристов из России в июне-июле. Напомним, большое число иностранных групп перенесли свои туры в нашу страну на период после Чемпионата мира.

ОТКУДА ПРИЕХАЛО БОЛЬШЕ ВСЕГО БОЛЕЛЬЩИКОВ

По данным Оргкомитета на 29 июня, больше всех FAN ID, помимо россиян, получили граждане КНР (60 тыс.) и США (49 тыс.), Мексики (43 тыс.), далее идут Аргентина — 36 тыс., Бразилия — 32 тыс., Колумбия, Германия и Перу — по 26 тыс. и Египет - 23 тыс. FAN ID.

Пока нет официальных подсчетов от оргкомитета по каждой стране, можно лишь уверенно предполагать, что ряд цифр за две недели могли быть существенно скорректированы по ряду стран в большую сторону.

Например, по данным генерального директора оргкомитета «Россия-2018» Алексея Сорокина, озвученным на пресс-конференции 14 июля, в десятку лидеров ворвалась и Великобритания. Изначально на болельщиков из Великобритании приходилось всего 18 тыс. FAN ID, но по ходу чемпионата добавилось еще 12 тыс. Таким образом, в Россию приехали как минимум 30 тыс. болельщиков из этой страны.

СКОЛЬКО БИЛЕТОВ БЫЛО ПРОДАНО НА МАТЧИ ЧМ-2018

Загрузка стадионов во время ЧМ-2018, согласно официальной информации, составила 98%. По последним данным, матчи Чемпионата на всех стадионах посетили 2 889 351 человек (т. е. продано около 2,9 млн билетов).

Больше всего билетов на матчи ЧМ из иностранцев приобрели граждане США – 88 825 билетов. На втором месте бразильцы – 72 512 билета, на третьем – колумбийцы (65 234 билета).

Более 7 млн человек посетили площадки Фестиваля болельщиков FIFA («фан-фесты») в 11 городах-организаторах ЧМ-2018, а 70 тыс. человек посетили выставку музея FIFA в Москве.

Общая аудитория финального матча ЧМ-2018 в Москве составила 1 млрд зрителей.

КАК СРАБОТАЛ ТРАНСПОРТ

По последним данным Оргкомитета «Россия-2018», российские аэропорты за месяц Чемпионата мира по футболу обслужили 15 млн пассажиров внутренних и международных рейсов.

По данным источников «Вестника АТОР», по состоянию на пятницу, 13 июля, бесплатными спецсоставами «РЖД» для обладателей FAN ID было перевезено свыше 336 тыс. пассажиров. Средняя загрузка поездов составила свыше 74%.

Всего «РЖД» выделило для перевозки болельщиков между городами 734 состава на 444 650 мест.

СКОЛЬКО РОССИЯ ВЛОЖИЛА И СКОЛЬКО ЗАРАБОТАЛА НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА

По оценке мировой консалтинговой компании McKinsey, валютные расходы болельщиков, приехавших непосредственно на ЧМ-2018, в рублевом эквиваленте должны были составить сумму порядка 121 млрд руб. (1,9 млрд долларов).

По данным международной платежной системы Visa, больше всего зарубежные держатели этих карт тратили в в Москве. Затем следуют Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Екатеринбург. Наибольший объем трат зарубежных болельщиков в городах проведения чемпионата пришелся на такие категории (в порядке убывания) как «гостиничные услуги», «модная одежда», «рестораны и кафе» (включая рестораны фаст-фуда).

В то же время, по данным консалтинговой компании CBRE, на привлечение одного иностранного болельщика Россия затратила 1387 долларов США (без учета вложений в инфраструктуру). Общие инвестиции на привлечение даже 700 тыс. иностранных болельщиков, таким, образом, меньше их трат – чуть менее 1 млрд долларов.

Если же учитывать инфраструктурные инвестиции (в строительство дорог, стадионов, терминалов и пр.), то на каждого привлеченного иностранца придется порядка 4500 долларов США. В таком случае траты иностранцев в России «отобьют» чуть более половины этих затрат в 3 млрд 150 млн долларов на 700 тыс. зарубежных фанатов.

По некоторым оценкам, Чемпионат мира в России стал самым дорогим в истории проведения Чемпионатов мира по футболу. Стоит однако отметить, что значительная часть инфраструктурных инвестиций не носила исключительно целевой характер «под мероприятие» - многие работы по улучшению транспортной доступности городов ЧМ были необходимы сами по себе и серьезно увеличили туристическую привлекательность этих городов и регионов страны.  

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР