Туроператоры надеются сохранить объемы по Черногории на уровне прошлого года и даже выше, несмотря на спад продаж в июне и в июле. В этом сезоне залогом успешных продаж становятся блочные места и наличие в ассортименте ТО гарантированных апартаментов – спрос на этот вид размещения растет.
БРОНИРОВАНИЯ ЧЕРНОГОРИИ ЛЕТОМ ЗАМЕДЛИЛИСЬ
Игроки рынка отмечают, что в продажах туров в Черногорию значительную долю в реализованном объёме составляют туры, проданные зимой и весной, в кампании раннего бронирования. Доля таких туров в разных компаниях составляет от 20 до 35%. Наибольшую же долю туров в Черногорию, проданных к этому моменту по раннему бронированию, зафиксировали в туроператорской компании ПАКС – 60%.
Что касается летнего спроса, то его динамика пока что не столь яркая. По данным группы компаний «Слетать.ру», в абсолютном числе запросов число туристов, желающих отдохнуть в Черногории, за год увеличилось на 21%. При этом значимый рост количества запросов наблюдался в мае (+8%), ну уже июнь и июль показали обратную динамику – количество запросов сократилось на 6% и 24% соответственно.
«По Черногории этим летом действительно ощущается замедление темпов продаж и снижение спроса», – отметили в пресс-службе туроператора «Интурист».
Туроператоры не связывают летний спад темпов бронирования Черногории явления с ростом на турецком направлении – т.к. туристические аудитории Турции и Черногории мало пересекаются
Туроператоры, впрочем, не связывают такие эти явления с ростом на турецком направлении – т.к. туристические аудитории Турции и Черногории мало пересекаются. Турция «в общем смысле» за счет соотношения цена\качество действительно оттягивает на себя потенциальных туристов со всех других направлений, включая Черногорию, но на стабильную аудиторию направления влияет мало.
Скорее, по мнению экспертов, здесь сыграл свою роль целый комплекс факторов – от курса валют и роста стоимости размещения в Черногории до Чемпионата мира по футболу в России, Его проведение заставило отложить отпуска достаточно большое число людей, так или иначе связанных с обслуживанием этого мероприятия (силовиков, врачей, чиновников, волонтеров, бизнесменов и пр.).
НАДЕЖДЫ - НА ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ СЕЗОНА
Турбизнес испытывает осторожные надежды на рост продаж после окончания мундиаля. Уже сейчас эксперты в компаниях более оптимистичны по поводу продаж Черногории на вторую половину сезона.
Так, в ANEX Tour уже отметили «постепенный рост спроса на Черногорию, без резких скачков», в TUI Россия видят увеличении объёма на даты высокого сезона при вылете из Москвы. «Падения по сезону были - признают и в ПАКС, - но это коснулось многих направлений. Сейчас сезон уже идет хорошо, надеемся что все нормализуется».
В ANEX Tour уже отметили «постепенный рост спроса на Черногорию, без резких скачков», в TUI Россия видят увеличении объёма на даты высокого сезона при вылете из Москвы.
Что касается и глубины продаж туров в Черногорию, то, как отмечают опрошенные эксперты, она может составлять от 2,5 недель до 8 месяцев, в некоторых компаниях, таких как ПАКС, уже есть достаточное количество бронирований вплоть до самого конца полетных программ, т.е. до октября.
Игроки рынка пока не берутся говорить об успешности сезона, однако выражают надежду, что вторая половина лета и бархатный сезон позволят сохранить общие объемы продаж на уровне прошлого года или даже незначительно превзойти его.
На спрос будут влиять цены, наличие в портфеле туроператоров гарантированных апартаментов и конечно же, гарантированная перевозка (блоки или партнерские чартерные программы). Также туроператоры возлагают большие надежды на высокую возвратность туристической аудитории Черногории в России.
ГДЕ И ЗА СКОЛЬКО ОТДЫХАЮТ РОССИЯНЕ В ЧЕРНОГОРИИ В ЭТОМ СЕЗОНЕ
В отношении географии отдыха россиян сезон-2018 года не принёс каких-либо сенсаций для Черногории. Как и раньше, самыми популярными регионами у наших соотечественников являются Будва, Бечичи, Петровац, хороший результат в этом году показывает Герцег-Нови, а вот Боко-Которская бухта пока не пользуется большим спросом.
Ценовой фактор по-прежнему остается одним из важнейших для спроса в организованном сегменте. По данным группы компаний «Слетать.ру», если в мае средняя цена тура в Черногорию на двоих на 7-10 дней составляла 60 156 рублей, то уже в июле – 84 701 рублей.
Если сравнивать аналогичный период с мая по июль 2017 года, то станет очевидным, что средний рост цен на черногорские отели в этом сезоне составил более 16%, и самый сильный скачок произошёл именно в июле – более 20%.
Если сравнивать аналогичный период с мая по июль 2017 года, то станет очевидным, что средний рост цен на черногорские отели в этом сезоне составил более 16%, и самый сильный скачок произошёл именно в июле – более 20%.
Российские туроператоры отмечают, что так как Черногория в целом не испытывает недостаток в иностранных туристах, каких-либо масштабных скидок от отельеров и DMC по привлечению именно россиян ждать не приходится. Впрочем, в компании ПАКС говорят, что в случае значимого снижения спроса черногорские отели готовы поддержать своих российских партнеров оперативно выпускаемыми СПО.
«С ростом конкуренции отели в Черногории стали больше внимания уделять сервису и дополнительным услугам. Например, то, что в прошлом году для туристов было платным (сейф или пляжные полотенца) в этом сезоне во многих объектах предоставляется бесплатно», - замечает Марина Макаркова, руководитель департамента по связям с общественностью туроператора Coral Travel.
Учитывая особенности туристической инфраструктуры Черногории, максимум, что заказывают пакетные туристы в плане питания в отелях – это полупансион, много заказов тардиционно на завтраках и без питания (особенно для сегмента апартаментов).
Ряд отелей предлагают в Черногории систему All Inclusive, но стоимость такой программы будет в два с лишнем раза выше. Например, по данным компании ПАКС, 10-дневный отдых в апартаментах без питания обойдётся в 31 400 рублей на человека, а отель 4 звезды с All Inclusive – 71 600 рублей на человека.
В целом же стоимость самой бюджетной поездки в Черногорию в этом году для отечественного туриста начинается от 500-600 евро на человека.
АПАРТАМЕНТЫ СТАНОВЯТСЯ ТРЕНДОМ И У ОРГАНИЗОВАННЫХ ТУРИСТОВ
Россияне с каждым годом все больше выбирают в Черногории апартаменты, и в этом смысле показательны данные по российским прибытиям и ночевкам за 2017 год в этой стране.
Если сравнивать общую статистику MONSTATсо статистикой этой организации по размещению туристов в «индивидуальных средствах размещения» (под этим понимаются квартиры и апартаменты с количеством спальных мест до 15 включительно), то картина предпочитаемого размещения россиян – явно в пользу апартаментов и квартир.
Так, всего в Черногории в 2017 году в коллективные и индивидуальные средства размещения было зафиксировано 350 тыс. прибытий граждан РФ и 3 млн 60 тыс. ночевок в них. В тот же период аналогичные показатели для «индивидуальных» объектов размещения (квартиры и апартаменты) выглядят как 259 тыс. прибытий (74% от общего числа) и 2 млн 130 тыс. ночевок (70% от общего числа).
В 2017 году, согласно черногорской статистике, на квартиры и апартаменты пришлось 74% прибытий российских туристов и 70% от общего числа ночевок россиян. В этом году этот тренд стал даже ярче
В этом году, говорят туроператоры, эта тенденция по крайней мере стала более яркой – апартаменты теснят отельный сегмент. В связи с этим в ассортименте туроператоров, работающих по Черногории, доля апартаментов также серьезно выросла.
У некоторых компаний на это тип размещения приходится до 60% всех проданных туров. Наличие в портфеле компании гарантированных апартаментов, таким образом, становится для компаний еще одним залогом успешности сезона.
В целом, все игроки рынка соглашаются сейчас в том, что самый востребованный тип размещении в Черногории в этом сезоне – недорогие апартаменты и отели 3-4 звезды. В компаниях Coral Travel и ANEX Tour отметили в этом сезоне некоторый рост числа бронирования отелей, хотя доля апартаментов по-прежнему очень высока.
В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ТУРОПЕРАТОРОВ В ЧЕРНОГОРИИ
Организовать самостоятельный отдых в Черногории достаточно просто, однако у туроператоров есть стабильная ниша на этом направлении, обусловленная органическими преимуществами этого канала организации отдыха.
В первую очередь, как отмечает Любовь Чучмаева из ПАКС, это гарантированные блоки мест в отелях и на рейсах авиакомпаний. В частности, у ПАКС в этом сезоне есть свои блоки мест на рейсах RedWings, Уральских авиалиний и Montenegro Airlines.
У туроператоров в Черногории есть стабильная ниша и клиентура: это обусловлено органическими преимуществами этого канала организации отдыха - гарантированной перевозкой и номерным фондом, отстутствием необходимости платить местные таксы и сборы.
Во-вторых, это гарантированные номера отелей, одни из которых доступны только через туроператора, а другие можно забронировать через ТО со значительными скидками. У ANEX Tour гарантированные номера в Черногории составляют более 70% от запланированных объёмов, что является важным фактором успешного сезона.
При покупке турпакета не придётся платить местные таксы и сборы, которые никогда не входят в оплату на известных системах онлайн-бронирования, отмечают эксперты.
Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"
Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.
.