Кто на самом деле выиграет от законопроекта о визовых центрах

В работу визовых центров зарубежных стран в РФ могут быть внесены изменения. «Вестник АТОР» разбирался, смогут ли операторы визовых центров быстро адаптироваться к новым требованиям, если таковые, конечно, будут вообще реализованы.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ

В Госдуму 14 июля 2018 года были внесены сразу два связанных законопроекта. Первый - «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в части определения требований к визовым сервисным центрам)».

И второй - «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за осуществление деятельности визовых центров без аккредитации)». Оба законопроекта внесены членами Совета Федерации К.И. Косачевым и О.В.Морозовым.

По задумке разработчиков первого из проектов, получение аккредитации визовыми центрами потребует соблюдения ряда критериев. Обратим особое внимание на тот факт, что в самом законопроекте, который, возможно, будет обсуждаться в Госдуме, эти требования не перечисляются, там лишь сказано, что они должны быть «утверждены правительством РФ».

Получение аккредитации визовыми центрами потребует соблюдения ряда критериев. Обратим особое внимание на тот факт, что в самом законопроекте, который, возможно, будет обсуждаться в Госдуме, эти требования не перечисляются

Предварительный список критериев перечислен в «проекте постановления правительства». Отметим, что этот документ на данный момент носит информативный характер. В реальности, постановление разрабатывается и утверждается правительством после того, как законопроект вступит в силу. То, что вызвало панику в прессе – а именно содержание требований – в тексте законопроекта не содержится и голосованием депутатов приниматься вообще не будет.

Согласно тексту второго из законопроектов, работа визового центра без аккредитации повлечет за собой административный штраф до 350 тыс. рублей для юрлиц.

КОГДА МОГУТ ПРИНЯТЬ ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ВЦ

Руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова напоминает, что с 29 июля Госдума РФ уходит на каникулы.

«Документы внесены в Госдуму под завершение летней сессии, и до 27 августа работы по документам вестись не будет. Исходя из порядка работы с документами в Госдуме, можно предположить, что до выхода законопроекта на первое чтение будут проведены совещания и рабочие встречи с заинтересованными участниками рынка. Также в процессе работы над законопроектом будет обсуждаться и содержание нормативно-правовых актов, создание и изменение которых повлечет за собой принятие этого законопроекта», - говорит юрист АТОР.

До 27 августа работы по документам вестись не будет. Исходя из порядка работы с документами в Госдуме, можно предположить, что до выхода законопроекта на первое чтение будут проведены совещания и рабочие встречи с заинтересованными участниками рынка

ЧТО ВЫЗВАЛО ПАНИКУ

В медиапространстве бурно обсуждаются «новые требования к визовым центрам». Еще раз подчеркнем, что сам текст законопроекта таких требований не содержит. Действительно, к пакету документов, направленному в Госдуму его авторами, приложен «проект постановления правительства», в котором перечисляются возможные критерии для выдачи аккредитации визовым центрам. Среди них:

• наличие у заявителя (аккредитованного лица) помещений на праве собственности или иных законных основаниях, необходимых для выполнения работ в соответствующей области аккредитации;

• наличие у заявителя (аккредитованного лица) филиалов (представительств) не менее, чем в 20 (двадцати) субъектах Российской Федерации, в том числе не менее одного филиала в каждом Федеральном округе;

• для юридического лица - доля иностранного участия в уставном капитале на день подачи заявления, в случае наличия иностранного участия, должна составлять не более 20 процентов; для индивидуального предпринимателя - наличие гражданства Российской Федерации;

• отсутствие у заявителя (аккредитованного лица) аффилированности с юридическим лицом и (или) физическим лицом, осуществляющим туристскую деятельность;

• наличие у заявителя (аккредитованного лица) технических средств для обработки конфиденциальной информации, в том числе биометрических персональных данных, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• наличие у заявителя (аккредитованного лица) сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего информацию о порядке осуществления его деятельности.

• наличие у заявителя (аккредитованного лица), опыта работы в сфере оказания услуг, связанных со сбором и обработкой документов, необходимых для получения визы для въезда/выезда, от имени дипломатических миссий и консульских представительств, не менее 3 лет;

• добросовестность (отсутствие налоговых, судебных и иных задолженностей и пр.)

КОМУ ЭТО НАДО

Что мы увидим, если теоретически предположим, что завтра законопроект уже принят, а правительство просто подпишет готовый проект постановления, подготовленный сенаторами? Любопытно, что в этом случае в наиболее выгодном положении окажется только одна компания, управляющая визовыми центрами.

На российском рынке работает шесть операторов визовых центров: VFS Global, GVCW, VMS, BLS, TLS и Pony Express. Большинство из них соответствует почти всем критериям, изложенным в проекте постановления - эти компании работают в России (и других странах мира) больше 3 лет, имеют филиалы в регионах, необходимое оборудование и помещения.

Основным камнем преткновения может стать территориальная принадлежность юридических лиц, вернее доля иностранного капитала в уставном капитале компании. Так, ООО «ВиЭф Сервисес» (российское юрлицо VFS Global) на 100% принадлежит кипрской компании (по данным на 4.06.2018).

Российское юрлицо VMS (ООО «Виза менеджмент сервис») поделено между четырьмя собственниками: амстердамской компанией «Джипикэпитал Б.В.» (30%) и тремя физлицами – Никола Мавика (40%), Ася Алексеевна Безрукова (29%) и Стефано Павончелли (1%).

Визовый оператор TLScontact («ТЛСконтакт (РУ)») на 100% принадлежит люксембургской компании, а Pony Express (АО «Фрейт Линк») – кипрской. На сайте GVCW сообщается, что компания является греческим юридическим лицом.

Если мы теоретически предположим, что завтра законопроект уже принят, а правительство просто подпишет готовый проект постановления, подготовленный сенаторами? Любопытно, что в этом случае в наиболее выгодном положении окажется только одна компания, управляющая визовыми центрами

Преимущество в данном случае сможет иметь только компания BLS International Services Russia Inc. Ее российское юрлицо ООО «БЛС Интернешнл Сервисес» на 80% принадлежит физлицу – российской гражданке Екатерине Александровне Карлиной.

Эксперты говорят, что может возникнуть препятствие в виде другого критерия – отсутствия аффилированности с туристическими компаниями, но скорее всего и оно не слишком значимое. Согласно данным ЕГРЮЛ, еще 20% ООО «БЛС Интернешнл Сервисес» принадлежит Чуодхари Санджив Кумар. Ему же принадлежит 50% компании «Веда Трэвел». Однако сайт этой компании не работает, а в реестре туроператоров ее нет также. По имеющейся информации, ранее компания занималась продажей авиабилетов.

ЗАКРОЮТСЯ ЛИ ВСЕ ВИЗОВЫЕ ЦЕНТРЫ В РОССИИ?

Визовые центры в России не закроются. Несмотря на то, что BLS – единственная компания, которая идеально соответствует не утвержденным критериям, остальные компании, при необходимости, смогут пройти перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями и продолжить работу в России. Перерегистрировать свои филиалы также технически просто.

Визовые центры в России не закроются. Настоящие визовые центры, при необходимости, смогут пройти перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями и продолжить работу в России. Перерегистрировать свои филиалы также технически просто.

Юристы еще раз напоминают, что обсуждаемые сегодня в прессе «требования к визовым центрам» не содержатся в самом законопроекте, и скорее всего реальный проект постановления правительства претерпит изменения по сравнению с предложенным вариантом – в том числе после консультаций с турбизнесом.

Но если даже предположить, что в постановлении будет оставлен такой критерий, как «наличие у заявителя (аккредитованного лица) филиалов (представительств) не менее, чем в 20 (двадцати) субъектах Российской Федерации, в том числе не менее одного филиала в каждом Федеральном округе», - то для россиян это даже хорошо – это заставит многие компании увеличить свою сеть ВЦ на территории России – а значит, и доступность сервиса оформления виз для региональных туристов.

Во время ЧМ-2018 страна показала свою открытость, доброжелательность и готовность работать со всем туристическим миром. По мнению АТОР, на данный момент нет никаких объективных причин для внесения невнятного и  необоснованного законопроекта, который может не самым лучшим образом повлиять на имидж страны

При этом, по мнению АТОР, на данный момент нет никаких объективных причин для внесения подобного законопроекта. Во время Чемпионата Мира по футболу страна показала свою открытость, доброжелательность и готовность работать со всем туристическим миром. Появление такого невнятного и  необоснованного законопроекта, который уже привел к поистине бредовым толкованиям и даже к панике, может не самым лучшим образом повлиять на имидж страны. 

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР