Туроператоры оценили итоги сезона на болгарском направлении

Туроператоры подвели итоги сезона-2018 по Болгарии и назвали возможные условия роста продаж на направлении в следующем году. Продажи Болгарии на бархатный сезон пока идут неплохо, но для роста массового летнего туризма одних сезонных СПО будет недостаточно, полагают эксперты.

НЕПРОСТОЙ СЕЗОН 2018-ГО

Сезон 2018 года у туроператоров на болгарском направлении выдался непростым. На спрос повлияла совокупность целого ряда труднопрогнозируемых факторов. Среди таковых рост курса евро к рублю, подорожание авиатоплива, снижение уровня реально располагаемых доходов населения, а также ЧМ-2018, из-за которого часть туристов (прежде всего той платежеспособной аудитории, которая обеспечивала сопровождение этого мероприятия – бюджетников, силовиков и пр.) осталась дома.

В результате, как поясняет Анна Филатовская, PR-директор туроператора ICS Travel Group, «предложение на направлении заметно превышало спрос».

Полной статистики по летнему периоду в болгарских официальных источниках еще нет, тем не менее из месячных данных NSI, последние из которых относятся к июлю, очевидно падение турпотока из России. Так, если в июне 2017 года Болгарию посетило 145 тыс. граждан РФ, то в июне 2018 года – 133 тыс. (падение на 8,3%), а в июле спад был еще больше: - 16% год к году (131 тыс. визитов россиян против 156 тыс. годом ранее).

Сказались на продажах и внутренние факторы. «На болгарский продукт существует довольно неплохой спрос на внутреннем рынке Европы, что привело к отсутствию значимого количества СПО от отелей для российского рынка», – добавляет Сергей Толчин, исполнительный директор туроператора «Интурист».

«На болгарский продукт существует довольно неплохой спрос на внутреннем рынке Европы, что привело в 2018 году к отсутствию значимого количества СПО от отелей для российского рынка».

Турция, предложившая в этом сезоне хорошее соотношение «цена – качество» на отели 5* с системой «все включено», оттянула часть туристов с направления – тем более, что в Болгарии предложение в этом сегменте ограничено и одновременно наиболее востребовано россиянами.

«В этом сезоне рост спроса мы зарегистрировали только на туры в Албену и Дюны, два курорта, которые работают преимущественно по системе «все включено». Они очень хорошо продавались по раннему бронированию и к основному сезону были практически на 100% закрыты», – констатирует Димитр Цонев, гендиректор компании Solvex.

Тем не менее, и в более экономичном сегменте, в котором у Болгарии не было недостатка в предложениях, в сезоне 2018 года тоже были сложности. «Подорожание топлива и ослабление рубля увеличили стоимость туров в Болгарию. А на фоне летнего переизбытка экономичных предложений по Греции при прочих равных туристы выбирали преимущественно Грецию», – добавляет г-н Цонев.

По его данным, рост продаж туров в Болгарию наблюдался в кампании раннего бронирования, до начала апреля, далее начали действовать факторы ослабления рубля (минимум на 15%) и ЧМ-2018, который, среди прочего, вынудил авиакомпании сократить перевозку в Болгарию на 10% от ранее запланированных объемов. 

«В этом сезоне рост спроса мы зарегистрировали только на туры в Албену и Дюны, два курорта, которые работают преимущественно по системе «все включено».

И всё же ряд крупных игроков туроператорского рынка оценивает итоги летних продаж по Болгарии без пессимизма, назвав их «ожидаемыми». Так, в TUI Россия спрос остался практически на уровне прошлого года.

Ирина Чернявская, руководитель направления Болгария туроператора ANEX Tour, рассказала «Вестнику АТОР», что направление показало «неплохие результаты, немного уступающие результатам прошлого года».

«Многие партнеры предоставили нам цены прошлого года, позволив тем самым предлагать туристам турпродукт по адекватной стоимости. Часть болгарских отелей провела как частичную, так и полную реновацию в этом сезоне, в связи с чем цены на них  были немного выше прошлогодних, зато эти объекты выигрывали в уровне сервиса», – отмечает эксперт. 

О том, что у ANEX Tour с Болгарией все неплохо, говорит и факт востребованности нового продукта туроператора: в середине сезона туроператор сформировал пакеты с регулярной перевозкой до Бургаса и Варны на системе GDS. «Продажи очень хорошие, поэтому мы планируем оставить рейсы до Бургаса и Варны, в том числе и на зимний период», – сообщила г-жа Чернявская.

ОСЕННИЙ СПРОС НА БОЛГАРИЮ И ЦЕНЫ ТУРОВ

По оценке туроператоров, продажи туров в Болгарию на бархатный сезон по сравнению с осенью прошлого года идут активнее. По данным ICS Travel Group, спрос вырос на 15-20% в годовом выражении, бронирования доходят до конца октября.

Как считают в «Интуристе», спрос подрос благодаря снижению стоимости отдыха. «Цены на размещение в отелях Болгарии упали, погода стоит хорошая. Кроме того, бархатный сезон – это замечательный период для отдыха без шума с большим обилием фруктов и бальнеолечением. Туристы сейчас в основном покупают турпакеты в Болгарию на сентябрь и октябрь», – рассказал г-н Толчин. По его данным, цены снижаются из-за появления спецпредложений от отелей, которых не было летом. Осенние СПО – это как скидки от стоимости проживания, так и предоставление бесплатных ночей (14=10, 12=10 и т.д.).

И все же этого мало. Осенний спрос на Болгарию стимулируется не только бонусными акциями отелей, но и самими туроператорами и авиакомпаниями. Так, ANEX Tour проводит мотивирующую акцию для партнеров «Бронируй и отдыхай с нами 1000 и 1 ночь» на определенные отели Болгарии.

«Эта акция даёт возможность бронировать туры и получать бесплатные ночи в отелях известных цепочек. На сегодняшний день акция активна. Динамика цен на протяжении сезона наблюдалась разная, но многие предложения в сентябре были со скидкой до 30%», – пояснила г-жа Чернявская.

ANEX Tour осенью проводит мотивирующую акцию для партнеров «Бронируй и отдыхай с нами 1000 и 1 ночь» на определенные отели Болгарии. Стимулируют продажи и сезонные акции от «Аэрофлота» и S7.

Как добавляют в ICS Travel Group, стимулируют продажи на болгарском направлении и сезонные акции от авиакомпаний «Аэрофлот» и S7.

По информации туроператоров, россияне на бархатный сезон в основном бронируют самые популярные курорты Болгарии: Солнечный берег, Несебр, Золотые Пески, Святой Константин и Елена. Как рассказывают в TUI Россия, хитом сентября стала Варна, а именно курорт Золотые Пески. «Чаще всего туристы выбирают пакетный тур, в который входят авиаперелет, проживание в отелях  4*-5* по системе питания «все включено», средняя продолжительность туров 9 ночей», – рассказали в пресс-службе туроператора.

Что касается минимальных цен на Болгарию осенью, то во второй половине сентября у TUI Россия поездка на неделю на побережье Болгарии обойдется от 49 тыс. рублей на двоих в отеле 2* с питанием «завтраки». У туроператора «Интурист» тур на двоих в Варну на 7 дней стартует от 31 631 рублей.

ЧТО БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ЛЕТНИЙ МАССОВЫЙ СПРОС В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ

Участники рынка, прогнозируя спрос на следующий сезон, отмечают ряд важных факторов, которые могут повлиять на продажи. Во-первых, как говорят эксперты, в условиях повышения цен на топливо чартерным перевозчикам, аффилированным с туроператорами, возможно, будет выгоднее больше летать по тем направлениям, по которым есть субсидии со стороны иностранных государств. 

Субсидии на российские чартеры со стороны Болгарии были бы лучшим выходом из ситуации, но нормативно-правовая база Евросоюза запрещает прямое субсидирование авиарейсов. Тем не менее, выход можно найти: как говорит один из экспертов, «у туристических ведомств различных европейских стран остаются возможности так или иначе субсидировать отправляющие иностранные компании через другие механизмы».

Еще один важный момент, по заключению туроператоров, – это ценовая политика болгарских отельеров и принимающих компаний. По мнению российского турбизнеса, им стоило бы «устанавливать одинаковые цены для европейских туристов и для россиян».

Третий важный фактор, который мог бы простимулировать спрос на Болгарию в средне- и долгосрочной перспективе, – это рост числа объектов на «все включено» и улучшение качества и ассортимента услуг у курортных отелей в целом.

Третий важный фактор, который мог бы простимулировать спрос на Болгарию в средне- и долгосрочной перспективе, – это рост числа объектов, работающих по системе «все включено», а также улучшение качества сервиса и расширения ассортимента услуг у курортных гостиниц Болгарии в целом.

Как пояснил один из участников рынка, в основном лояльные туристы по направлению – это те, кто выбирает отели 4-5* со «все включено» или же наоборот, частное размещение. В то же время, по мнению многих турагентов, значительная часть болгарских отелей уровня 3-4* пока проигрывает по соотношению «цена – качество». 

«У таких объектов маленькие территории, старые номера, скромное питание, что отрицательно сказывается на возвратности: очень часто на следующий сезон рассматривают альтернативные варианты отдыха по той же цене, но уже в других странах», – поясняет один из экспертов. 

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.

 

.

 

Елена Мягкова, обозреватель «Вестника АТОР».

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР