Эксперты озвучили рецепты увеличения иностранного турпотока в Россию

Предложения по конкретным мерам для увеличения въездного турпотока отраслевые эксперты сформулировали в ходе Санкт-Петербургского культурного форума. В дискуссии «Как привлечь иностранцев в Россию» приняли участие заместитель руководителя Ростуризма Сергей Корнеев, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, руководители туризма из 20 регионов России, ведущие туроператоры и главы национальных туристических офисов зарубежных государств.

АТОР ГОТОВИТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

«Основная задача нашей дискуссии – прийти к определенным конкретным предложениям, которые Ассоциация туроператоров направит в министерство экономического развития. Эти предложения должны быть связаны с увеличением экспорта и теми мерами, которыми министерство экономического развития может поддержать туристическую отрасль на этом пути», – подчеркнула в своем выступлении исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

По ее словам, сегодня всем заинтересованным сторонам надо понять, какой продукт Россия сможет предложить иностранным туристам помимо Москвы и Санкт-Петербурга, где и без того хватает визитеров в «высокий сезон», какое предложение и на какую аудиторию готовы формировать российские регионы, как все это правильно продвигать и продавать на зарубежном рынке. 

Г-жа Ломидзе назвала «настоящим революционным прорывом» организацию нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и включение в него туристического сектора. 

Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. Фото ТАСС

«В Минэкономразвития России сейчас активно занимаются формированием стратегии по развитию туризма. На туристическую отрасль обратили внимание для того, чтобы мы, наконец, начали на ней зарабатывать», – отметила и Дарья Шамрай, руководитель проекта по поддержке экспорта туристических услуг Российского экспортного центра (РЭЦ), которая выступила сомодератором дискуссии.

По ее словам, РЭЦ анализирует меры возможной поддержки экспорта туруслуг, а также составляет рэнкинг стран въездного туризма, которые будут рекомендованы для более активного продвижения российского туристического продукта.

Предварительно в ТОП-10 таких стран вошли Китай, Южная Корея, США, Германия, Испания, Израиль, Великобритания, Гонконг (Китай), Таиланд и Швейцария. Окончательный список стран и финальный рэнкинг направлений будут сформированы РЭЦ к концу ноября.

ВИЗОВЫЙ ВОПРОС – ВО ГЛАВЕ УГЛА. НО НЕ ТОЛЬКО

Своим видением того, что привлекает иностранных туристов в Россию, а что мешает притоку туристов, поделились как представители зарубежных туристических офисов и туркомпаний, так и российские туроператоры, принимающие иностранных гостей.

Так, Поликарпос Эфстатиу, директор Представительства Национальной туристической организации Греции в России и странах СНГ, считает, что больше всего иностранным гостям интересны богатое культурное наследие России и уникальная природа, в том числе такие регионы, как Байкал, Алтай, Карелия, Сибирь, Камчатка. Что касается личных симпатий г-на Эфстатиу, то для него самыми интересными туристическими направлениями РФ являются Камчатка, Санкт-Петербург и Сочи как лучшее место для семейного отдыха.

Поликарпос Эфстатиу, директор Представительства Национальной туристической организации Греции в России и странах СНГ. Фото ТАСС

По словам г-на Эфстатиу, ежегодно в Россию приезжает порядка 15 тыс. туристов из Греции, но их было бы гораздо больше, если бы не визовый режим в РФ. «Не будет виз – не будет проблем. Все греки хотят приехать в Россию», – подчеркнул он.

С такой оценкой согласилась и Ирина Петренко, исполнительный директор Национального агентства по туризму Италии в России (ENIT). По ее мнению, виза является сдерживающим фактором для поездок итальянских туристов в РФ. «Если бы виза была электронной или хотя бы выдавалась на несколько лет, то итальянцы активнее путешествовали бы в Россию», – говорит она.   

По наблюдениям г-жи Петренко, сегодня самыми популярными маршрутами для итальянской аудитории являются Москва, Санкт-Петербург и Транссиб. Причем появление в этом «шорт-листе» Транссиба удивляет и самих представителей итальянского турбизнеса. В ENIT отмечают, что путешествия по Транссибу стали известными среди итальянской аудитории даже несмотря на то, что в Италии ощущается общий недостаток информации о российских турпродуктах.

По словам итальянских туроператоров, несмотря на то, что многие итальянцы боятся «русской зимы», они готовы ехать в Россию и зимой, потому что такая поездка будет для них уникальным туристическим опытом. Кроме того, итальянским туристам уже немного наскучили Москва и Санкт-Петербург, оттого итальянские туроператоры готовы формировать туры и в российские регионы, но часто не знают контактов на местах.

Фото ТАСС

За получением такой информации Майя Ломидзе предложила иностранным туркомпаниям обращаться в АТОР.  «Ассоциация туроператоров работает с большим количеством регионов России, и мы знаем компании, которые в этих регионах занимаются приемом из разных стран. Мы общаемся напрямую с теми, кто реально работает. Поэтому, если иностранные туроператоры хотят отправить своих туристов в любой российский регион, мы готовы помочь им с контактами», – заявила исполнительный директор АТОР.

ЧТО НРАВИТСЯ И ЧТО НЕ НРАВИТСЯ ИНОСТРАНЦАМ В РОССИИ

Так, Игорь Калашников, директор филиала туроператора UTS Group в Санкт-Петербурге, рассказал, что сегодня в город на Неве в основном едут туристы из азиатских стран и Европы, которые чаще всего останавливаются в отелях категории 4*. «Туристы хотят, чтобы это был большой отель, желательно сетевой, на 200–300 номеров. Категорию 3 звезды выбирают более бюджетные туристы, гостинице 5* отдается также небольшой приоритет», – рассказал он.

Озвучил Игорь Калашников и то, что не нравится туристам в Санкт-Петербурге и что нужно делать, чтобы увеличить приток визитеров.

Игорь Калашников, директор филиала туроператора UTS Group в Санкт-Петербурге. Фото ТАСС

Не нравятся: длинные очереди в музеи, очереди на завтраках и ужинах в отелях, большое количество посетителей в музеях, что затрудняет осмотр, и крайне редко, но иностранцы жалуются на транспорт, который их обслуживает.

По версии UTS Group, самыми популярными музеями у иностранных туристов в городе на Неве являются Эрмитаж, Петергоф и Царское Село: в высокий сезон сюда стремятся 90% зарубежных гостей. Как считают эксперты, именно от проходимости этой «большой тройки» музеев и зависит туристический поток в город.

«Сколько бы мы не строили отелей или новых полос в аэропорту, все туристы, так или иначе, пройдут через наши главные музеи. Так что потенциал расширения турпотока нужно искать именно в этом направлении», – резюмировал Игорь Калашников. 

РЕГИОНАМ НУЖЕН ЦЕНТР ОБМЕНА ОПЫТОМ

Дискуссии в ходе конференции обозначили еще одну проблему: то, как позиционируют себя на туристическом рынке российские регионы и как они обмениваются опытом между собой. Участники обсуждения отметили слабость горизонтального межрегионального взаимодействия – в итоге на практике иностранные туристы редко посещают сразу несколько регионов.

Необходимость синергии всех участников отрасли, особенно на уровне регионов, подчеркнула и руководитель проекта по поддержке экспорта туристических услуг «Российского экспортного центра» Дарья Шамрай. По ее мнению, сегодня часто встречается «оторванность формируемого продукта от того конечного потребителя, который, собственно, приедет».

Дарья Шамрай, руководитель проекта по поддержке экспорта туристических услуг «Российского экспортного центра».Фото ТАСС

«Важно первично понять, кого вы хотите видеть на своей территории, а потом понять, что можно предложить и сформировать из текущего пула возможностей. Это связка, которую стоит плотнее укреплять. Нужно больше общаться, больше обмениваться информацией, больше использовать синергию партнерства, а не двигаться самому по себе. По-другому уже не получится», – резюмировала Дарья Шамрай.

БЕЛЫЙ СНЕГ И ТАНКИ ВМЕСТО ФЕЙКОВЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ДЕРЕВУШЕК

Как отметила Майя Ломидзе, нередко регион воспринимает себя и свои достопримечательности одним образом, а туроператоры, которые реально формируют турпродукт, видят потенциальный интерес туристов к этой территории совсем в другом. 

«Региону хочется ассоциироваться с чем-то глубоким, вечным, прекрасным, имеющим отношение к философии и истории. Но массовый турист не поедет туда, где его будут «грузить» философией. А значит, нужно искать что-то более легкое, интересное, увлекательное», – выразила мнение туроператорского сообщества Майя Ломидзе.

Возможные варианты таких увлекательных туров озвучил Кирилл Соколов, исполнительный директор туроператора «Невские Сезоны». По его словам, России следует больше использовать те ассоциации и мифы, которые присутствуют на иностранном рынке. Например, бренд «русской зимы», страны, где много снега. «Все иностранцы знают, что в России снег. И в мире нет ни одного бренда, связанного со снегом. Например, самый чистый снег в мире или самый белый снег в мире или 100%-я гарантия снега. Мы это никак не используем», – сказал Кирилл Соколов.

Кирилл Соколов, исполнительный директор туроператора «Невские Сезоны». Фото ТАСС

Также в пользу России может сыграть и миф о том, что это «страна возможностей»: только у нас можно покататься на танке или арендовать дворец. Кроме того, Российская Федерация имеет свою уникальную аутентичность, связанную с историей и традициями, которую тоже нужно эксплуатировать: например, это обед в семье, поездка на дачу, посещение коммунальной квартиры. «Иностранцам интересна реальная жизнь в России, а не фейковые фольклорные деревни», – считает Кирилл Соколов.

Свою формулу успеха озвучила и директор музея «Кижи» Елена Богданова. По ее мнению, туристов разных национальностей в Кижи привлекают не только уникальные объекты русского деревянного зодчества, но главным образом люди, живущие на острове, которые искренне рады всем гостям и любят свое дело.

Директор Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника "Кижи" Елена Богданова. Фото - ТАСС.

Ежегодно в Кижи приезжает около 200 тыс. туристов, из которых около 80 тыс. человек это иностранцы. Перед музеем не стоит задача роста туристического потока: в силу антропогенной нагрузки Кижи могут принимать не более 250 тыс. туристов в год.

Тем не менее, как рассказала директор музея, «Кижи» тоже ищут новые форматы работы с туристами. Например, развивают образовательный туризм: на специальные мастер-классы и курсы по деревянному зодчеству приезжают специалисты из Германии.

По словам Елены Богдановой, сегодня в музейном комплексе идут масштабные реставрационные работы, из-за чего знаменитая Преображенская церковь скрыта лесами. Но уже весной 2019 года посетители острова Кижи увидят храм во всей красе: последние пять главок храма, которые сейчас находятся на реставрации, будут собраны зимой. К концу ноября будет завершено восстановление интерьера храма, к лету 2020 года будет полностью реставрировано и внутреннее убранство. 19 августа 2020 года Преображенская церковь вновь откроется для посетителей.

 

Итоги обсуждения и тезисы, которые будут учтены при подготовке соответствующих рекомендаций в министерство экономического развития, резюмировала Майя Ломидзе. В список основных проблем въездного туризма в РФ, названных экспертами и участниками конференции, вошли визовый фактор, отсутствие инфраструктуры и необходимость более продуманного и дифференцированного продвижения российского продукта на международном рынке.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.

.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР