Чем может обернуться закон о запрете овербукинга, внесенный в Госдуму

Если проект станет законом, авиакомпании, допустившей овербукинг, грозит штраф до 200 тысяч рублей. Правда, получит их не пассажир, которому не хватило места. Эксперты высказали мнения о последствиях принятия законопроекта для туристической индустрии и авиаотрасли.

На рассмотрение Госдумы передан законопроект, согласно которому авиакомпания не сможет отказать пассажиру в допуске на рейс по причине овербукинга (продажа большего количества билетов, чем кресел в самолете). Инициаторы проекта ссылаются на участившиеся случаи недопущения пассажиров на рейс по причине, не предусмотренной Воздушным кодексом РФ.

«Так, по данным транспортной прокуратуры, за последние несколько лет подобные правонарушения были зафиксированы на рейсах таких авиаперевозчиков, как «Победа», «Utair» и «Уральские авиалинии». Также в январе 2018 года имел место случай отказа в посадке на рейс сообщением Москва – Пхукет 10 пассажирам авиаперевозчика «Аэрофлот». Кроме того, 23 мая 2018 года был зафиксирован случай отказа в посадке на рейс троим пассажирам авиаперевозчика S7 на рейс S7 3337 сообщением Новосибирск – Санкт-Петербург», – говорится в пояснительной записке к документу.

При этом инициаторы законопроекта отмечают, что большая часть случаев овербукинга вообще остается без внимания властей. Пассажиру для предъявления каких-либо претензий и жалоб в контролирующие органы необходимо получить данные о количестве проданных билетов на рейс, чтобы иметь возможность подтвердить факт именно овербукинга (перевозчик в таких случаях обычно ссылается на технический сбой).

«В свою очередь, данные о количестве проданных билетов содержатся в полетной ведомости, доступ к которой граждане не имеют. Дополнительную сложность представляет и то обстоятельство, что базы данных авиабилетов физически находятся зачастую за пределами нашей страны. В связи с этим граждане зачастую отказываются от каких-либо разбирательств и улетают следующим рейсом на предложенных перевозчиком условиях», – поясняется в документе.

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ новым составом правонарушения: незаконное прекращение или изменение договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика.

Авиаперевозчика, допустившего овербукинг, оштрафуют в размере от 50 до 100 тыс. р., за повторное допущение овербукинга до 200 тыс. р. оштрафуют и руководство перевозчика.

В соответствии с проектируемой нормой, при отсутствии оснований, закрепленных в пункте 1 статьи 107 ВК РФ, а также обстоятельств непреодолимой силы либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика, авиаперевозчик, в одностороннем порядке расторгнувший или изменивший договор воздушной перевозки пассажира, будет нести ответственность в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, а размер административного штрафа для должностного лица такого перевозчика составит от десяти до пятнадцати тысяч рублей. Повторное нарушение прав пассажиров будет наказываться серьезнее, административный штраф для юридического лица составит от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, а для должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Соответствующие изменения также предлагается внести в Воздушный кодекс РФ. «Реализация положений данных взаимосвязанных законопроектов позволит обеспечить привлечение перевозчика к ответственности лишь при подтверждении факта его виновных действий (в том числе овербукинга), установленного по результатам проверки, проведенной по заявлению гражданина», – говорится в пояснительной записке.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ И АВИАКОМПАНИЙ

Предложение запретить овербукинг уже обсуждалось в октябре этого года. Большинство экспертов отмечали ряд недоработок предложения. Так, например, штраф, который уплатит авиакомпания в случае продажи лишних билетов, пойдет в госбюджет, а не пострадавшему пассажиру.

«Запрет овербукинга фактически означает, что пассажиры не смогут получить никакой компенсации», – говорит один из опрошенных «Вестником АТОР» экспертов авиарынка.

«Запрет овербукинга фактически означает, что пассажиры не смогут получить никакой компенсации», – говорит один из опрошенных «Вестником АТОР» экспертов авиарынка.

В то же время на Западе, где овербукинг официально разрешен, пассажир, не попавший на борт, вправе рассчитывать на компенсацию до 650 евро, а также возможность улететь другим авиарейсом. Этот факт может снизить конкурентоспособность российских авиакомпаний перед европейскими перевозчиками.

Эксперты не исключают также, что запрет овербукинга в России может привести к некоторой корректировке тарифов в большую сторону.

«Нередко к овербукингу приводит замена борта на менее вместительный при низких темпах продаж билетов на рейс. В случае принятия закона авиакомпания не сможет регулировать загрузку таким образом. Это означает, что средний показатель загрузки рейсов может снизиться, и для повышения экономики рейсов перевозчикам придется корректировать тариф – разумеется, в большую сторону», – рассуждает собеседник «Вестника АТОР».

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.

.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР