Осенний кешбэк пока не сделал погоды в продажах

Осталось пять дней до закрытия продаж по акции осеннего кешбэка. Предварительные итоги продаж туров с кешбэком, в отличие от весны-лета, туроператоров пока не слишком радуют. Спросу сильно мешают сразу несколько факторов.

ПРОДАЖИ ТУРОВ С КЕШБЭКОМ НА ОСЕНЬ И ЗИМУ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ 31 АВГУСТА

Напомним, что текущий (уже четвертый) этап акции с кешбэком стартовал 16 июня. Акция дает туристам возможность приобретать пакетные туры и проживание в отелях России с заездами, начиная с 1 октября и по 24 декабря 2021 года. А в речные и морские круизы можно отправляться уже с 1 сентября и до окончания навигации.

Финансовые условия четвертой по счету, осенней акции с кешбэком, идентичны прошедшему летнему этапу. В рамках программы турист может выбрать проживание в любом регионе России. Туристу за покупку тура или размещения в отеле в акционный период автоматически вернут на карту «Мир» 20% от стоимости поездки, но не более 20 тыс. рублей за одну транзакцию. Количество покупок по одной карте не ограничено.

Минимальная стоимость туристической услуги (турпакет, проживание) не ограничена, минимальная длительность поездки – 2 ночи/3 дня, максимальная – не ограничена. Кешбэк действует только на туры с проживанием в классифицированных средствах размещения), а также в специализированных транспортных средствах (железнодорожные туристические поезда и речные круизные лайнеры).

РЕШЕНИЕ О ПРОДЛЕНИИ БЫЛО ВЫНУЖДЕННЫМ

Изначально продажи по акции с осенним кешбэком должны были закончиться 31 июля. Но в условиях волнообразно вводимых летом ковидных ограничений во многих туристически популярных регионах России спрос по акции на осень в июне и июле был крайне слабым, констатируют опрошенные туроператоры.

Участники рынка напоминают, что за время пандемии глубина бронирования на внутреннем рынке снизилась в среднем до 14-30 дней, а вал новых ограничений породил у туристов еще большую неопределенность: покупать туры в регионы, которые через три – четыре месяца могут попросту закрыться, решались в прямом смысле единицы.

Учитывая то, что технически тур по России можно купить «хоть завтра», а цены на осень всегда ниже летних, большинство туристов откладывали принятие решения о покупке тура или бронировании отеля.

В этих условиях 28 июля Ростуризм продлил сроки продаж туров и размещения в отелях в рамках очередного этапа акции с кешбэком до 31 августа. Решение в определенной степени помогло рынку, но все же динамика продаж по осеннему кешбэку за пять дней до окончания не выглядит впечатляющей.

Продление окна продаж по четвертой акции кешбэка, полагают туроператоры, помогло бронированиям. Тем не менее в силу ряда причин (как объективных, так и внешних), спрос по акции не слишком высок по сравнению с акцией весенне-летнего кешбэка.

В ходе прошлой, третьей волны акции доля проданных туров с кешбэком в общем объеме продаж на весну и июнь достигала 20% и иногда 25%. 

По оценкам туроператоров, по осеннему кэшбэку эта доля существенно ниже – в лучшем случае это 5-7% от проданных туров на октябрь – декабрь. В ряде компаний число проданных путевок по акции осеннего кэшбэка в 10 и более раз меньше, чем в весеннее-летней волне. Причем дело не только в сезонности.

ЧТО ТОРМОЗИТ СПРОС ПО ОСЕННЕМУ КЕШБЭКУ

Опрошенные участники рынка называют целый комплекс факторов, которые ослабляют спрос по акции.

«Осенний спрос всегда в целом более слабый, чем летом, потому что сама аудитория туристов меньше в десятки раз. Осенью у большинства россиян просто уже нет финансов и времени на второй отпуск, цели и приоритеты у семей с детьми – основной платежеспособной летней аудитории – сейчас другие: школа, детсады», – называют одну из очевидных причин в «Интуристе».

Сезонность спроса, который каждый год плавно затухает к концу лета, играет важную роль. Но это не единственный фактор, благодаря которому продажи по акции ниже в разы.

Сроки даже продленного до 31 августа окна продаж недостаточны для стимуляции активного спроса на конец октября – декабрь, говорят участники рынка. Если бы конец продаж по акции был бы вплотную приближен к датам заездов – хотя бы до 15 сентября, ситуация была бы лучше.

«Как правило, глубина продаж туров на осень (за исключением каникулярных и новогодних дат) ниже, чем для летних туров и составляет 3–4 недели», – подчеркивают в TUI Россия.

С этой оценкой согласны и в других компаниях. «Традиционно, на осень туристы в основном не планируют свой отдых заранее», – поясняют в PAC Group.

В результате сейчас у туроператоров на первый месяц акции, октябрь, приходится 60-80% всех забронированных по акции с кешбэком туров, на ноябрь – от 13 до 30% путевок, на декабрь – от 4 до 10%.

НОВОГОДНИЙ И КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОДЫ ПОДВЕЛИ

«Исключение из рамок акции новогодних заездов серьезно подрубило как раз сегмент спроса, всегда характеризовавшийся относительно большой глубиной. В прошлой осенней акции туроператоры осень сильно подняли продажи по акции с кешбэком как раз из-за того, что новогодние заезды в нее входили. Сейчас этот период спрашивают неактивно. Доля декабря – 4% от всех путевок, проданных по акции, а 78% – это октябрь», – рассказывает Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин».  

Продажам могли бы помочь школьные каникулы (на них туристы часто стараются запланировать поездку пораньше, предвидя высокий спрос). Однако у москвичей (а это большая часть аудитории осеннего кешбэка) с этим как раз проблемы.

Дело в том, что первые осенние каникулы в октябре у московских школьников, которые в большинстве своем учатся по системе 5/1 (пять недель обучения – одна неделя отдыха) отменены. Теперь каникулярный период у многих москвичей приходится на период 30.10 – 07.11 (когда цены из-за праздников в гостиницах высоки).

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ СДАЕТ ПОЗИЦИИ ИЗ-ЗА ОГРАНИЧЕНИЙ

Вдобавок ко всем перечисленным объективным причинам существенно «подрубили» турпоток по акции осеннего кешбэка и ограничения в Краснодарском крае, где ввели фактическую сегрегацию туристов по статусу «привит – не привит».

При том что на 24 августа полностью вакцинировано только 23,9% взрослого населения России (и это в основном люди старших возрастов либо сотрудники бюджетной сферы с фиксированными отпусками, уже использовавшие свой отпуск летом), барьер этот для активной туристической аудитории представляется очень серьезным. Ко всему этому прибавился негативный информационный фон о «затопленных и разрушенных курортах».

«Ограничения для невакцинированных туристов в Краснодарском крае, которые глава Ростуризма неоднократно называла избыточными, сказались на спросе и количестве бронирований по акции с кешбэком. По нашим оценкам, по сравнению с прошлой осенней акцией в октябре край недосчитается как минимум 30% организованных туристов – это то, что мы видим по сегодняшним продажам», – говорит Сергей Ромашкин из «Дельфина». 

По его словам, то, что Краснодарский край в целом по рынку останется лидером по бронированиям в акции кешбэка, не должно смущать аналитиков. Потери уже есть, и они несомненны, просто доля Краснодарского края на рынке столь велика, что даже двукратное падение турпотока все равно оставит его на первой позиции.

Как показал опыт прошлого года, в осенней акции с кешбэком у всех игроков лидировали в целом те же курорты, что и летом. В этом году у туроператоров «Дельфин», TUI Россия, «Русский Экспресс», PAC Group, несмотря на количественные потери в объемах бронирований, Краснодарский край находится на первом месте по количеству проданных туров с кешбэком на осень и зиму.

Однако показательно то, что у других игроков рынка лидер по количеству бронирований в осеннем кешбэке уже поменялся. Прошлой осенью такого не было (Краснодарский край был лидером у всех компаний). По мнению экспертов, сыграли роль «вакцинные» ограничения и негативный инфофон, связанный с наводнениями в Краснодарском крае.

Так, у «Интуриста» в лидеры кешбэка, довольно неожиданно для осени, вырвался Крым, на втором месте – курорты Кавминвод. А Краснодарский край оказался лишь на третьем месте по количеству бронирований.

У туроператора «Мультитур» Крым также на первом месте, Кавминводы – лидер бронирований у «Спектрума» и туроператора «ВЕДИ Групп» (у этой компании на втором месте Крым, а Краснодарский край из-за ограничений опустился и вовсе на пятое место).У ANEX Tour с объемами Сочи по акции с кешбэком уже сравнялись экскурсионные туры по России.  

Кроме того, немаловажную роль в предпочтениях массовых туристов играют и открытые массовые зарубежные направления.

Очень многие туристы, у которых был запланирован осенний отпуск (или остались деньги на второй отпуск осенью) при прочих равных в октябре выберут из массовых направлений Турцию или Египет для осеннего отдыха (хотя бы из-за теплого моря и хороших цен на «все включено), говорят эксперты. Это также сужает туристическую аудиторию Краснодарского края как самого массового внутреннего направления в осеннем кешбэке. 

«Если, например, люди, которые выбирают экскурсионные туры в Санкт-Петербург или Тюмень, точно знают, что хотят посмотреть, и в Египет вместо этого не поедут, то с Сочи осенью совсем иная ситуация в плане прямой конкуренции с зарубежными направлениями – особенно учитывая отталкивающие многих ограничения для невакцинированных в крае. Люксовый же сегмент кешбэком в 20 тысяч, как правило, вообще не интересуется», – говорит топ-менеджер одного из крупных туроператоров.

ТОП-5 РЕГИОНОВ В АКЦИИ ОСЕННЕГО КЕШБЭКА 2021 ГОДА

По агрегированным данным туроператоров, несмотря на общее проседание спроса по акции, наибольшее количество туров с кешбэком на заезды 1.10 – 24.12.2021 в целом по рынку продано в Краснодарский край (в основном покупают туры в Сочи, прибрежный и горный кластеры).

На втором месте – Кавминводы, на третьем – усиливший свои позиции Крым, далее следуют Калининградская область, показывающая серьезный прирост турпотока, и Санкт-Петербург.

У некоторых игроков в ТОП-5 также входят Подмосковье и Карелия. Туроператоры отдельно отмечают, что характерным трендом этого сезона кешбэка является повышенный интерес к пакетным экскурсионным турам.

СРЕДНИЙ ЧЕК ТУРА С КЕШБЭКОМ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТУРИСТОВ НА ОСЕНЬ 2021 ГОДА

По данным туроператоров, средний чек проданного тура с кешбэком варьируется в рамках  20 – 50 тыс. р., но различается как от региона к региону, так и в зависимости от ассортимента туроператора.

В основном туристы выбирают для отдыха по акции отели уровня 3-4*. На отели 5* приходится небольшая (2-5%) часть бронирований, максимально большая доля у TUI Россия – 10% от общего объема заявок.

В Краснодарском крае, по данным многих игроков рынка, есть и довольно значительная доля бронирований объектов уровня 2*. На Кубани и в Подмосковье по акции часто бронируют и короткие туры – 2-3 ночи.

Наибольшая продолжительность туров с кешбэком – от 10-12 ночей и больше (и самый высокий средний чек) – в санаториях Кавказских Минеральных Вод. 

Доля семейной аудитории практически у всех опрошенных туроператоров невелика – от 5 до 20%. В основном в осенние туры с кешбэком едут пары и одиночные туристы (до трети всех заявок у ряда компаний).

Исключением в плане «семейности» является аудитория туристов TUI Россия – у этой компании 71% туров по акции кешбэка имеют в составе хотя бы одного ребенка. Возможно, это связано с тем, что большинство туристов этого туроператора выбирают отели 4* и 5*.

КРУИЗЫ: ОТДЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Напомним, что акция с кешбэком действует не только на наземное размещение и пакетные туры, но и на круизный продукт, причем даты заездов для речных туроператоров сдвинуты на 1 сентября.

В этом сегменте своя картина, которую мы опишем в ближайших выпусках «Вестника АТОР».

Редакция «Вестника АТОР»

Фотография предоставлена Depositphotos.com

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР