Росавиация потребовала от авиакомпаний каждый месяц отчитываться о средней стоимости билетов в экономклассе по маршрутам внутри страны. Цель - мониторинг цен и недопущение необоснованного роста стоимости авиабилетов. Но ручное управление может не помочь. Эксперты ожидают рост цен на внутренних рейсах уже летом 2022 года.
Контроль цен будет установлен в отношении билетов в Симферополь, Сочи, Анапу, Благовещенск, Улан-Удэ, Читу, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Якутск, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Анадырь и Калининград, пишет газета «Известия».
Отчеты о ценах авиакомпании должны будут направлять до десятого числа каждого месяца.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РУЧНОМ РЕЖИМЕ
Требование Росавиации несколько диссонирует с положениями Воздушного кодекса РФ, отмечают эксперты. Так, в статье 64 этого документа прямо говорится, что «плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками». Кроме того, контроль ценообразования – прерогатива не Росавиации, а ФАС. Ранее ведомство уже вело такую работу.
Что касается сбора информации о тарифах, то он уже ведется через ТКП с последующей передачей данных в Росстат. Дополнительные способы контроля цен на авиабилеты вызывают вопросы.
«Когда речь идет о субсидируемых перевозках, средства на которые выделяются из федерального бюджета или бюджетов регионов, государство напрямую регулирует тарифы. Но когда речь идет о свободном рынке, сложно представить, что вопреки Воздушному кодексу РФ кто-то будет «регулировать цены», – говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Впрочем, прецеденты ручного управления ценами были. Накануне Олимпиады в Сочи авиакомпании поставили высокие тарифы на билеты во время проведения соревнований. Но несмотря на высокий спрос, президент РФ Владимир Путин обратил внимание на стоимость билетов.
В результате «Аэрофлот» снизил до 5 тыс. р. цены на авиабилеты по маршруту Москва – Сочи и обратно на время проведения Олимпиады и Паралимпиады. Другим авиакомпаниям тоже пришлось «уронить» свои тарифы.
«Отрасль тогда недополучила прибыль, которая могла бы, в частности стать дополнительной финансовой подушкой в кризисный для авиарынка 2015 год», – говорит Олег Пантелеев.
ЦЕНЫ БИЛЕТОВ ОПРЕДЕЛИТ РЫНОК
Основной посыл регулятора – «летать должно быть дешево и доступно», считают участники рынка. Но реальность немного иная: уже сейчас тарифы на авиаперевозку по России находятся на критически низком для авиакомпаний уровне.
«Стоимость авиабилетов формируется из разных составляющих. Но главная из них – потребительский спрос. Начиная с 3 квартала 2020 года, из-за того, что авиакомпании перенаправили все свои емкости с закрытых зарубежных на российские, произошло перенасыщение внутреннего рынка. И на протяжении этого времени до сегодняшнего дня ситуация исправлялась очень медленно», – говорит Олег Пантелеев.
Если не произойдет никаких новых потрясений (в том числе, геополитических), ситуация выправится скорее всего к лету 2022 г. Уже сейчас наблюдается тенденция к открытию границ между многими странами и увеличению количества международных авиарейсов. Внутренние направления «разгрузятся», что даст авиакомпаниям возможность повысить тарифы и улучшить свою экономику, которая значительно пострадала за годы пандемии.
«Сейчас авиакомпании не повышают цены на внутренних рейсах не потому, что они такие социально-ответственные или для этого нет оснований. Цены держатся на низком уровне только из-за превышения предложения над спросом. И они вырастут, если емкость внутренних рейсов сократится за счет ее распределения, в том числе, и на зарубежные направления», – резюмирует эксперт.
Анна Бирюкова
Фото: pixabay.com
ВНИМАНИЕ:Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.
Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".