На питерском туристическом рынке снова скандал – закрылось очередное турагентство, а руководство исчезло, кинув десятки туристов. Речь идет о турфирме «Август», чей офис закрыт, а директор не отвечает на звонки.
По всей видимости, сильного ущерба от банкротства «Августа» для туристов не будет, поскольку фирма работала именно как агентство, а не как туроператор. В ином случае, у компании были бы финансовые гарантии и туристам все убытки были бы возмещены.
«От действий «Августа» пострадало чуть менее тридцати человек, - рассказала директор Балтийской ассоциации защиты прав туристов Татьяна Косьянова, - Проблема в том, что пока в ассоциацию поступает очень мало заявок, так как люди узнают о банкротстве турагентства только из СМИ. Представители компании не предупреждали туристов о том, что больше не работают. Между тем, некоторые туристы все же рассказали о том, что им лично звонила директор компании или представители «туроператора». Интересно, что на вывеске агентства и в деловой переписке значилось, что компания занимается туроператорской деятельностью».
О том, что компания все-таки занималась туроператорской деятельностью свидетельствует также история двоих пострадавших от действий «Августа»: двое туристов приобрели в турфирме путевки в Болгарию, которые включали авиабилеты и ваучеры на бронирование гостиницы. В итоге, по приезду выяснилось, что за проживание в отеле придется заплатить еще 500 евро. Очевидно, расчет здесь был сделан на то, что никакого туроператора к моменту возвращения этих туристов на родину не будет и в помине, что в итоге и произошло.
По мнению правовой службы Ассоциации туроператоров России (АТОР), для того, чтобы избежать подобных ситуаций, туристы должны в обязательном порядке изучать договор, который они заключают с туроператором. Так, в законе «Об основах туристской деятельности в РФ» в статье 10 перечисляются существенные условия договора, то есть обязательные для каждого договора с туристом. В частности. К ним относятся следующие условия: полное и сокращенное наименования, адрес и реестровый номер туроператора, размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. Проблема в том, что как правило, туристы никогда не интересуются подобными вещами и вообще не просматривают договор, из-за чего нередко возникают проблемы.
По словам Татьяны Касьяновой, турагентство «Август» находится на рынке уже почти 12 лет. В связи с этим, все эксперты турбизнеса недоумевают, как компании удалось продержаться на рынке столько лет и при этом так и не приобрести постоянных клиентов.
«Агентство «Август» - очень маленькая компания и за два года сотрудничества с ними мы заключили всего 17 сделок, - сообщила руководитель департамента выездного туризма компании «Верса» Марина Самородская, - Проблемы у них начались еще в конце прошлого года, а конфликты с нами из-за оплаты начались этой весной. В итоге 1 июля 2010 года мы разорвали с ними контракт».