В 2023 году туристический рынок ждет снижение спроса – и в целом, и в сегменте бизнес-трэвел, в частности. Свои прогнозы развития событий дал вице-президент АТОР, генеральный директор компании «Академ-Онлайн» и соучредитель Союза Агентств Делового Туризма (САД) Александр Курносов.
Текущий прогноз положения дел в туристической отрасли на 2023 году пока говорит о намечающемся снижении спроса. Об этом свидетельствует ряд статистических выкладок, которые Александр Курносов озвучил, выступая в рамках панельной дискуссии на XIII выставке-конференции технологий в турбизнесе – Travel Winter IT WorkShop (TWITW).
Так, въездной туризм в России, по данным за три квартала 2022 года, сократился по сравнению с 2019 годом в объемах в 35 раз и существует, по образному выражению г-на Курносова, разве что «на уровне статистической погрешности».
Объемы выездного туризма сократились в 2,5 раза – с 40 млн. выездов в 2019 году до 18 млн поездок в 2022 году (по результатам трех кварталов).
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ СТРАДАЕТ ОТ НЕХВАТКИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО СПРОСА
«В теории спрос от несостоявшихся поездок за рубеж должен был переместиться на внутренний рынок, но мы видим, что с этим предположением все-таки что-то не так. В реальности внутренний туризм остался на уровне 2019 года, когда по России были совершены 61-62 млн поездок. В 2021 году из-за ковида их количество сократилось до 56 млн. По прогнозам, в этом году должно быть опять 61-62 млн поездок», – подчеркнул г-н Курносов.
По его мнению, дело в сокращении платежеспособного спроса и общей неуверенности людей, которые не готовы планировать крупные траты на отпуск. Согласно опубликованным соцопросам, летом 2022 года 33% россиян провели отпуск дома, 28% на даче, а еще 20% вообще не брали отпуск. В целом же 73% россиян в течение года не выезжают за пределы своего региона.
При этом в ответах на вопросы социологов основной причиной такого поведения сами россияне называют отсутствие денег – это основная причина, так отвечают 41% опрошенных. Среди тех, кто в летний отпуск все-таки ездил, средние расходы были на уровне 45 тыс. р. на человека.
1% ПАДЕНИЯ ВВП ДАЕТ 6% СПАДА ПРОДАЖ В СФЕРЕ БИЗНЕС-ТРЭВЕЛ
«Доходы населения в 2023 году вряд ли будут расти. Соответственно, прогноз по трэвел-индустрии в целом на следующий год – снижение туристического спроса. Это же касается и сегмента бизнес-трэвел», – резюмировал г-н Курносов.
Он пояснил, что согласно ряду прогнозов, в 2022-23 годах объем падения ВВП России составит 3-4% в год. По прошлым наблюдениям экспертов «Академсервиса» 1% падения ВВП дает 6% снижения объемов продаж в сфере бизнес-тревел.
«При таких обстоятельствах количество турагентств также будет уменьшаться. Технологии в агентском и отельном бизнесе вряд ли будут прорывными – при снижении спроса вкладываться в новые разработки смогут и захотят немногие», – заключил Александр Курносов.
По общему мнению участников панельной дискуссии на TWITW, в этих условиях турагентам следует ориентироваться прежде всего на средний+ и премиальный сегменты клиентской базы.
По мнению вице-президента АТОР, общая доходность агентского бизнеса в России в 2023 году останется на уровне 2022 года – прежде всего, за счет уже произошедшего перетока в агентства массы самостоятельных туристов.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР