Российские авиакомпании закончили год с показателями на 5% ниже плановых, подтвердил министр транспорта Виталий Савельев. Даже этого результата удалось достичь только благодаря неожиданной активности на международных рейсах, говорят специалисты. Достаточного количества желающих воспользоваться внутренними рейсами может не найтись и в этом году.
ПЛАН ПО ПЕРЕВОЗКЕ АВИАПАССАЖИРОВ МОЖЕТ БЫТЬ СНИЖЕН
Министр транспорта Виталий Савельев на совещании с президентом Владимиром Путиным 24 января заявил, что план перевезти 101 млн пассажиров в 2023 году может быть пересмотрен, если аэропорты Юга России не будут открыты.
«Итоговый объем перевозок может быть скорректирован с учетом продления закрытия аэропортов на Юге России», – сказал министр транспорта.
Согласно данным источников «Вестника АТОР», по обновленному сценарию, который уже обсуждался авиационными властями, услугами российских авиакомпаний вряд ли воспользуются более 90-95 млн. пассажиров, что как минимум на 5-10% ниже заложенных в программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года ориентиров.
«В лучшем случае, перевозки удастся сохранить на уровне 2022 года», – предполагают опрошенные эксперты.
СКОЛЬКО ПАССАЖИРОВ ЛЕТАЛО ПО РОССИИ В 2022 ГОДУ
Согласно данным, озвученным руководителем Минтранса президенту, в 2022 году рейсами российских авиакомпаний воспользовались 95 млн пассажиров. Это как минимум на 15% меньше, чем в кризисном 2021 году, когда объемы авиаперевозок все еще были ограничены из-за последствий пандемии коронавируса. И на четверть меньше, чем в докризисном 2019 году. Не дотянули 5% даже до плановых 100 млн, заложенных в вышеозначенном документе и озвученных президентом.
«Объем внутрироссийских перевозок в текущем году должен, конечно, вырасти в сравнении с прошлым годом, а число перевезенных пассажиров по итогам года должно составить не менее 100 млн человек», – сказал Владимир Путин в марте 2022 года.
Отвечая на вопрос президента о том, почему пассажиропоток оказался ниже прогнозного и ниже, чем годом ранее, министр транспорта заметил, что это связано с закрытием 11 аэропортов в южных регионах. И если бы не этот фактор, то пассажироперевозки увеличились бы на 19 млн человек.
Впрочем, отметим, что к этой цифре у специалистов есть вопросы.
СКОЛЬКО ПАССАЖИРОВ ПОТЕРЯЛА АВИАЦИЯ ИЗ-ЗА ЗАКРЫТЫХ АЭРОПОРТОВ
Во-первых, пассажиропоток закрытых аэропортов Юга в 2021 составил не более 10% от общего пассажиропотока всех российских аэропортов, а в 2019 году и вовсе 6,5%. Чтобы 11 аэропортов приняли 19 млн. пассажиров, их совокупная доля в общем пассажиропотоке российских аэропортов должна возрасти минимум в два раза.
Во-вторых, часть «потерянных» пассажиров все же вошли в авиационную статистику и говорить, что отрасль их вообще не увидела, нельзя. Значительную часть их приняли на себя открытые аэропорты Сочи и Минеральных Вод, которые и продемонстрировали значительный рост пассажиропотока.
В-третьих, снижение турпотока в Крым было обусловлено не только закрытием аэропорта (а Симферополь обслуживал более трети от общего объема пассажиров 11 закрытых аэропортов). Поэтому строить прогнозы, сколько бы прошло через него пассажиров в 2022 году – дело неблагодарное.
В-четвертых, «план» в 100 млн пассажиров был задан уже после закрытия южных аэропортов. И как минимум странно, что этот фактор изначально не был учтен при планировании.
ПАССАЖИРЫ ЛЕТАЛИ ПО РОССИИ НЕОХОТНО
Есть у статистики и еще одна особенность, которая «прошла мимо» большинства СМИ и даже президента: неравное перераспределение снижения относительно прогнозного уровня внутренних и международных перевозок.
Так, в 2022 году министр транспорта Виталий Савельев оценивал количество международных пассажиров в 16 млн человек на конец года. Напомним, официальную статистику Росавиация больше не публикует – остается довольствоваться экспертными оценками и верить представителям Минтранса «на слово».
По прогнозу было только 10 млн. Соответственно, внутренний пассажиропоток просел значительно сильнее – на 12% как минимум относительно целевого значения. Он составил около 79 млн человек, то есть всего 88 % от количества 2021 года и совсем немногим – на 8% – больше, чем в 2019 году, когда такие показатели достигались органически и без какого-то особенного акцента на необходимость поддерживать внутренний рынок авиаперевозок со стороны государства.
БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫХ АВИАСУБСИДИЙ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ
Напомним, в 2022 году российские перевозчики получили беспрецедентные субсидии, дотации и прочую финансовую помощь.
В зависимости от того, что принимать в расчет (прямую поддержку, направленную на организацию перевозок, финансовую помощь, связанную с выкупом самолетов иностранного производства, субсидии аэропортам и т.д., не считая вливаний в авиапром), эта сумма составляет от 170 млрд до почти 0,5 трлн рублей.
Одной из самых нашумевших стала федеральная программы субсидирования авиаперевозок по РФ «за перевезенного пассажира». На нее было выделено 100 млрд. рублей. В 2023 году этих денег не будет.
Сегодня максимум, на который могут рассчитывать авиакомпании – это 25 млрд, которые планируется перераспределить до марта. При самом благоприятном исходе, говорят источники «Вестника АТОР», субсидирование может быть увеличено до 50 млрд. Про большие суммы речи пока в принципе не идет.
ХУЖЕ, ЧЕМ БЫЛО, НО ЛУЧШЕ, ЧЕМ МОГЛО БЫ БЫТЬ
Специалисты авиационного рынка характеризуют нынешнее положение отрасли как «хуже, чем было, но лучше, чем могло бы быть». С одной стороны, статистика в глубоком минусе. С другой, коллапс авиационной отрасли предрекали еще к осени 2022 года, однако его не случилось.
Чтобы ситуация могла оставаться относительно стабильной, эксперты рынка призывают все же реалистично смотреть на вещи. Не оспаривая важность развития внутреннего туризма и, соответственно, внутренних авиаперевозок, желающих летать внутри России значительно меньше, чем думало правительство. Даже при условии беспрецедентного субсидирования. Одного желания руководства страны мало для того, чтобы пассажиры начали покупать больше билетов на внутренние рейсы.
Удержаться хотя бы в рамках достигнутых результатов, особенно в условиях снижения госдотаций, бизнесу будет очень непросто. Излишний оптимизм в данном контексте может ненароком привести к существенному разрыву между авиационным желаемым и действительным.
Екатерина Тропова
Фото: rawpixel.com