Передача и хранение дополнительного массива данных об авиапассажирах, которую активно обсуждают СМИ, может повлечь дополнительные расходы для авиакомпаний, а вслед за ними – для пассажиров. Однако неудержимое стремление знать «каждый чих» пассажира – каприз отнюдь не только российских властей.
МИНТРАНС ХОЧЕТ ПОЛУЧАТЬ БОЛЬШЕ ДАННЫХ О ПАССАЖИРАХ
Представители Минтранса, силовых ведомств и российских IT-компаний, обеспечивающих бронирование билетов на самолеты и хранение данных пассажиров, действительно обсуждают возможность расширить перечень сведений, которые будут передаваться в систему «Защита ИнфоТранс».
Это подтвердили «Вестнику АТОР» два источника из числа участников рынка.
Сейчас система находится в ведении Минтранса, она аккумулирует следующие данные путешественников: ФИО, дата рождения, сведения о проездных документах, маршруте и контактные данные.
К этому перечню могут добавить информацию о том, где и как пассажир покупал билет, когда, с кем и как регистрировался на рейс, и как и в каком количестве он регистрировал багаж.
«Технологические возможности авиакомпаний расширяются, появляются новые технологии сбора и обработки данных. Предсказуемо, что правительство намеревается их использовать в целях обеспечения безопасности. Ничего нового в самой идее нет: все страны собирают у перевозчиков такую информацию и ее объем увеличивается», – говорит гендиректор АО «ОРС» Александр Сизинцев. Компания создает IT-решения для участников авиационного и туристического рынков.
ДАННЫЕ АВИАКОМПАНИЙ СОБИРАЮТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВСЕХ СТРАН
Другой эксперт также рассказывает, что это повсеместная практика: спецслужбы и другие заинтересованные ведомства хотят знать о пассажирах, особенно международных, буквально все: вплоть до того, как и что он ел на борту.
Кроме того, в ряде стран подобные системы уже задействованы на нескольких этапах: правительства имеют доступ к данным, получаемым не только при регистрации на рейс, но также при бронировании и перебронировании авиабилета. И Россия всего лишь руководствуется международным опытом.
ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПАССАЖИРЫ НЕ ПОЧУВСТВУЮТ ИЗМЕНЕНИЙ
Пассажиры же, которые едят в самолете без злого умысла, просто летят в отпуск или командировку, этого на себе никак не ощущают и ощущать не будут.
«Если в бронировании ничего нового указывать не надо, если все будет собираться автоматически, то пассажиру не стоит беспокоиться. Государство в любом случае свое возьмет», – говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
По мнению эксперта, превентивный сбор данных (на этапе бронирования), позволит оперативно проверить пассажира. И в случае непредвиденных обстоятельств наличие таковых в соответствующей базе позволит очень быстро получить информацию, которая может быть важна для расследования.
«Кроме того, обработка большого объема данных позволит осуществлять аналитику на новом уровне: можно сформировать типовые модели поведения пассажиров, а тех, кто подозрительно не соответствует обобщенному облику, дополнительно проверять», – добавляет г-н Пантелеев.
Правда, один из собеседников издания также выразил уверенность, что данные будут использоваться и для военного учета граждан.
СБОР НОВЫХ ДАННЫХ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА СТОИМОСТЬ БИЛЕТА
Но самое неприятное следствие, с которым, скорее всего, могут столкнуться «простые туристы» – это подорожание авиабилетов.
Многие эксперты авиаотрасли довольно единодушны в том, что сбор, обработка и хранение больших данных – это всегда затратно. И любые новые вводные – это дополнительная нагрузка на операторов, которую они перекладывают на контрагентов, а те, в свою очередь, на конечных потребителей. В нашем случае – на авиапассажиров.
«Когда массив данных увеличивается – это приводит к росту расходов», – констатирует один из собеседников «Вестника АТОР».
С другой стороны, Александр Сизинцев из «АО ОРС» придерживается иной позиции. По его словам, так как сама концепция передачи данных в «Защита ИнфоТранс» уже давно сформирована и наработана, наличие дополнительных сведений не будет иметь значительного влияния на расходы на их обработку, но важно, чтобы эти данные имелись в системе.
Передачей данных в систему минтранса должны заниматься системы бронирования. Сегодня в России функционирует две таких: Leonardo «Ростеха» («Сирена Трэвел») и ORS (АО «ОРС», ранее - ТАИС).
Они в настоящее время аккумулировали весь функционал зарубежных GDS, ранее работавших на российском рынке. Порядка 78% бронирований приходится на Leonardo и 22% – на ORS. Стоимость обращения к системе достигает 185 руб. Столько максимально заплатит агентство, выписывающее туристу билет через одну из этих GDS.
Екатерина Тропова
Фото: MaxPixel