Инженерный Петербург: передовые решения, скрытые за фасадами знаковых достопримечательностей

Санкт-Петербург – город невероятной красоты и уникальной архитектуры. Многие его здания и сооружения интересны не только как исторические, но и как инженерные объекты. Построенные в разные эпохи, они были передовыми с точки зрения технологий своего времени. Чем не повод для еще одной увлекательной прогулки по Северной столице?

ШПИЛЬ ПЕТРОПАВЛОВКИ И АНСАМБЛЬ ДВОРЦОВОЙ ПЛОЩАДИ

Основатель Санкт-Петербурга Петр I с самого начала хотел, чтобы его город не был похож ни на один другой в России, и пригласил для его строительства и развития лучших европейских архитекторов. Среди них был Доменико Трезини: именно он спроектировал Петропавловский собор – первую достопримечательность Петербурга, один из важнейших его символов, образец стиля петровского барокко в русской архитектуре.

Мало кто задумывается, как больше трех веков остается устойчивым ко всем стихиям шпиль Петропавловского собора. Первый шпиль был деревянным, и со временем накренился. Заменить его на более надежный доверили инженеру Дмитрию Журавскому.

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. Фото Visit-Petersburg.ru

Он спроектировал легкую металлическую решетчатую конструкцию, которая собирается по принципу мостовых ферм и устроена так же, как игрушка неваляшка: центр тяжести находится очень низко, и как бы сильно ни дул ветер, шпиль возвращается в вертикальное положение.

Впрочем, любое возникшее отклонение легко устранить, подкрутив в определенных местах гайки гигантским ключом. Проект Журавского оказался еще и функциональным: внутри шпиля образовалось свободное пространство, в котором позже разместили музейную экспозицию.

Практически каждый турист в Санкт-Петербурге приходит на Дворцовую площадь, включенную в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворцовая площадь. Фото: Visit-Petersburg.ru

Ансамбль площади, возникший во второй половине XVIII – первой половине XIX века, уникален с архитектурной и инженерной точки зрения. В числе чудес Дворцовой – ничем не закрепленная и стоящая благодаря собственному весу Александровская колонна, а также Главный штаб с Триумфальной аркой.

Фасад Главного штаба долгое время считался одним из самых длинных в Европе – 580 метров. Это заслуга Карла Росси – архитектора, создавшего современный облик Петербурга.

Дугообразная геометрия постройки была заложена изначально, поскольку на этом месте уже был целый ряд расположенных полукругом зданий. Росси придумал, как объединить их: Триумфальная арка – это не монолитное сооружение, а соединение трех отдельно стоящих арок. Первые две расположены параллельно, а третья повернута под небольшим углом к Большой Морской улице.

КАЗАНСКИЙ И ИСААКИЕВСКИЙ СОБОРЫ, ИДЕАЛЬНАЯ УЛИЦА РОССИ

Еще один шедевр Карло Росси – монументальный и элегантный Александринский театр, величественное здание которого до сих пор хранит атмосферу имперской роскоши. Построенный в 1832 году, театр стал новым архитектурным и инженерным словом своего времени. В основе конструкции его кровли находятся оригинальные системы металлических ферм – такое решение было предложено впервые.

Александринский театр в Санкт-Петербурге. ​Фото: Visit-Petersburg.ru

Гуляя около Александринки, загляните и на улицу Росси, самую пропорциональную в городе. С какой стороны ни посмотри, она идеальна: ширина равна высоте зданий с обеих сторон (22 метра), а длина в десять раз больше ширины (220 метров).

Уникален с архитектурной и инженерной точки зрения и Казанский собор. Зодчий Андрей Воронихин построил первый в России храм в европейском стиле – по образцу базилики Святого Петра в Риме.

Казанский собор в Санкт-Петербурге. Фото: Visit-Petersburg.ru

Казанский собор – одно из самых высоких купольных зданий. Венчающий купол крест возвышается над землей на 71,6 метров. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами – пилонами, а его диаметр превышает 17 метров. При сооружении купола собора Воронихин впервые в истории строительства разработал и применил металлическую конструкцию.

Другой шедевр – Исаакиевский собор, четвертое по размеру купольное сооружение в мире. На возведение здания, спроектированного французским архитектором Огюстом де Монферраном, ушло 40 лет.

Исаакиевский собор в Петербурге. Фото: Visit-Petersburg.ru

Воплотив в храме идею пирамидального очертания, зодчий создал ощущение динамичности и устремленности ввысь массивного барабана с главным куполом, а также связи всего здания с окружающим пространством. Собор преподобного Исаакия Далматского принадлежит к числу самых сложных и интересных сооружений, завершивших развитие классицизма – архитектурного стиля, господствовавшего в России во второй половине XVIII – начале XIX века.

УНИКАЛЬНЫЕ МОСТЫ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ И ОБСЕРВАТОРИЯ

Рассказ про инженерные жемчужины города на Неве не будет полным без упоминания мостов, вокзалов и Петербургской обсерватории.

В Северной столице более 400 мостов, и многие из них – настоящие шедевры архитектурной и инженерной мысли. Так, соединяющий центр и Петроградскую сторону Троицкий мост, первый постоянный мост через Неву, является одностворчатым: у него поднимается только один пролет. Его уникальная особенность – фонари. На мосту их установлено 80, включая 16 больших канделябров.

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге. Фото: Visit-Petersburg.ru

Большеохтинский мост легко узнать по гранитным башням в виде маяков в римском стиле, которые подсвечиваются ночью. Оригинальный механизм позволяет поднять центральный пролет всего за 30 секунд.

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Фото: Visit-Petersburg.ru

Дворцовый мост, построенный в 1916 году, считается одним из самых сложных не только в России, но и в мире. Он состоит из пяти пролетов, его освещают 28 фонарей, закрепленных на 16 столбах. Обратите внимание на оригинальную решетку: в ней 156 секций, и каждая из них весит 280 кг.

Витебский вокзал – самый красивый в России: от входа в вестибюль до посадки на поезд вас будут окружать интерьеры начала ХХ века. Для своего времени здание, построенное в стиле модерн, было очень современным и полным новшеств.

Витебский вокзал Санкт-Петербурга. Фото: shutterstock.com

Это был первый полностью электрифицированный вокзал в России, и люди приходили сюда, как в музей, – полюбоваться. Кроме того, у него нет большой привокзальной площади, а поезда заезжают буквально «в вокзал», потому что перрон расположен на втором этаже.

Вокзал интересен и как архитектурный объект: в здании практически нет глухих стен и перекрытий, а благодаря большому количеству окон и витражей внутри много света и воздуха. Добавьте к этому роскошные люстры, перила и двери, концертный зал с роялем, мраморную лестницу, балконы и переходы, платформы с ажурными металлическими перекрытиями – и вот перед вами атмосферное место для стильных фотографий.

Всего в 4 км от аэропорта Пулково находится еще одна достопримечательность из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО – Пулковская обсерватория. Основанная в 1839 году, когда-то она была домом для крупнейшего в мире телескопа-рефрактора, действующего до сих пор.

Здесь хранится огромное количество астрономического оборудования: от недавно восстановленного меридионального круга XIX века до массивного радиотелескопа советской эпохи и современных астрографов. В середине XIX века в России даже был свой нулевой меридиан – Пулковский. В обсерватории продумано с инженерной точки все – даже парк на высоте 75 метров над уровнем моря.

СОВРЕМЕННЫЕ СИМВОЛЫ ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербург – современный и динамичный город, в котором постоянно появляются новые точки притяжения. Так, благодаря огромной высоте и футуристическому стилю «Лахта Центр» виден из разных районов.

Самый северный небоскреб в мире насчитывает 87 этажей и имеет высоту 462 метра. Здание, отмеченное международными премиями, при взгляде сверху напоминает пятиконечную звезду, лучи которой расходятся от центрального ядра. Пять крыльев башни поэтажно поворачиваются по спирали на 0,82 градуса – и в результате почти на 90 градусов по всей высоте.

Вид на Лахту с воздуха. Фото Andreas Hartmann Лахту с воздуха. Фото Andreas Hartmann

Ее уникальная панорамная смотровая площадка с углом обзора 360 градусов находится в шпиле на высоте 350 метров – выше, чем на Эйфелевой башне, Берлинской телебашне и башне Шард в Лондоне. Мало кто знает, что у «Лахта Центра» есть свой ангел-хранитель: в 2022 году на уровне 88 этажа небоскреба поселилась точная копия ангела, венчающего Александрийский столп на Дворцовой площади.

Новая сцена Мариинского театра (Мариинский-2) – все еще предмет споров критиков, но за неклассическим фасадом скрывается уникальная «начинка» и ослепительный интерьер. За сценой размером с футбольное поле спрятаны арьерсцена и репетиционная сцена, разделенные звуконепроницаемыми занавесами. Так что пока идет один спектакль, можно монтировать декорации к другому и репетировать третий. Уникальна и акустика зала, которой помогают даже стулья. По словам экспертов, это безупречный с технологической точки зрения театр, в котором возможны любые постановки.

Определение «передовой» и «продвинутый» подойдут и футбольной «Газпром Арене». Современный стадион, похожий на космический корабль и вмещающий более 80 тысяч человек, расположен в западной части Крестовского острова.

Газпром Арена в Петербурге. Фото: Visit-Petersburg.ru

До его появления в городе не было площадки, которая позволяет проводить спортивные мероприятия мирового уровня и концерты, собирающие до 60 тысяч зрителей. Это один из самых северных стадионов мира, оборудованных одновременно выкатным полем и раздвижной крышей. Матчи проходят на натуральном газоне, сохранять качество которого помогают инженерные системы полива, аэрации, дренажа и даже подогрева. На «Газпром Арене» петербургский «Зенит» проводит домашние матчи, а в свободное от игр время сюда можно попасть с экскурсией.

Елена Мягкова

Фото: Visit-Petersburg.ru, Andreas Hartmann

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР