1 июля, понедельник
 
 

Туроператоры назвали ТОП-5 стран – поставщиков иностранных туристов в Россию летом 2024 года

По прогнозам туроператоров организованный въездной турпоток в РФ летом 2024 года вырастет в три раза. Более 50% этого потока составят туристы из Китая. Какие маршруты в России выбирают иностранные туристы этим летом – в обзоре «Вестника АТОР».

Ранее в АТОР прогнозировали, что в 2024 году иностранных туристов в России будет в 3–4 раза больше, чем в 2023 году, и пока этот прогноз оправдывается: за первый квартал 2024 года Россию посетили почти 218,8 тыс. иностранных туристов – в 3,2 раза больше, чем год назад. Лето демонстрирует столь же положительную динамику. 

По данным крупнейших российских туроператоров, занимающихся въездным туризмом, по состоянию на конец мая 2024 года количество заявок на туры в Россию от иностранцев на летний период в три раза превышает аналогичный показатель прошлого года.

Отметим, что столь значительный рост въездного турпотока стал во многом следствием «эффекта низкой базы». В прошлом году групповых иностранных туристов в России почти не было. Приезжали в основном бизнес-путешественники. Но не только. 

С конца прошлого года в России ввели электронную визу, заработал безвизовый режим для групповых туристов из Китая и Ирана. Увеличился объем международной авиаперевозки. Китай по-прежнему сохраняет запрет на групповые туры в большинство стран ЕС. Всё это способствовало возобновлению спроса иностранных туристов на классические экскурсионные групповые туры по России.

«Въездной туризм в России сейчас является наиболее быстрорастущим и динамичным сегментом в российском туризме в целом», – отмечает вице-президент АТОР по вопросам въездного туризма, генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин

На данный момент темпы бронирований позволяют прогнозировать постепенное восстановление въездного туризма в Россию в 2024 году. Количество заявок все еще кратно меньше, чем до пандемии, но интерес к России как туристическому направлению растет.

Тем не менее, туроператоры отмечают, что возможные негативные геополитические события по-прежнему могут приводить к аннуляциям туров и торможению спроса, что в дальнейшем способно отразится на финальных результатах туристического сезона.

ИЗ КАКИХ СТРАН ПРИЕДУТ ТУРИСТЫ В РОССИЮ ЛЕТОМ 2024

По агрегированным данным туроператоров по въездному туризму, лидером по турпотоку в Россию летом 2024 года станет Китай (включая туристов из Гонконга). Если судить по текущему количеству бронирований, то с июня по август доля этой страны в организованном въездном турпотоке в Россию превысит 50%.

По прогнозам Ассоциации «Мир без границ», около половины всех китайских путешественников летом приедут по групповым безвизовым спискам. При этом, если текущие тренды сохранятся, около 75-80% китайских безвизовых туристов приедут в регионы Дальнего Востока и Сибири (в т.ч. на Байкал).

Несмотря на рост доли классических экскурсионных туристов, среди гостей из КНР по-прежнему доля бизнес-туристов высока и составляет не менее 50%. У туристов из КНР спросом пользуются Москва и Санкт-Петербург. При этом в Санкт-Петербург едут в основном экскурсионные туристы, а в Москву – в большей степени деловые.

На втором месте по количеству бронирований летом 2024 года – арабские страны Персидского залива: ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия. На долю этих рынков совокупно приходится сейчас около 20% бронирований. Наибольший турпоток летом будет из тех стран, с которыми у России есть прямое авиасообщение.

«Из арабских стран в Россию едут не только граждане, но и многочисленные экспаты, которые путешествуют, постоянно проживая этих странах», – отмечают в компании Space Travel.

На третьем месте в летнем въездном турпотоке в Россию – страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Малайзия). Их совокупная доля – около 10%.

«Рынок Вьетнама очень перспективный. Но рост турпотока из этой страны осложняется тем, что с Москвой у нее пока нет прямого авиасообщение. Из-за этого перелеты очень дорогие, и пока нельзя сказать, что туристов из этой страны летом будет много», – говорит Марина Левченко, гендиректор компании «Тари Тур».

Далее в рейтинге стран-поставщиков организованных туристов в Россию в летний период следуют Иран, Индия, Турция, страны Европы (Германия, Испания, Австрия, Италия, Болгария), страны Латинской Америки, Япония, Южная Корея. Доля каждой из этих стран по отдельности небольшая.

Прогноз по примерной структуре иностранного турпотока в Россию летом 2024 года. Данные: Аналитическая служба АТОР

ТРЕНД НА ПРЕДОПЛАТУ

Вопрос безналичных расчетов для иностранных туристов по-прежнему остается открытым. Туристы не могут пользоваться в России своими картами Visa и Mastercard, выпущенными иностранными банками, поэтому чаще всего приходится везти с собой наличные.

«Туристы стараются максимально предоплатить все возможные услуги заранее, чтобы не иметь проблем с оплатами на месте. Например, в некоторых турах у нас может быть уже включено (и оплачено заранее) в общей сложности около 100 услуг, которые мы оказываем туристам на месте», – рассказывают в компании «Интурист».

ТРЕНД НА СОЧИ И ДРУГИЕ МАРШРУТЫ

Самый популярный маршрут по России у иностранцев не поменялся. Это по-прежнему Москва – Санкт-Петербург. На туры по этому маршруту сейчас приходится не менее 40% летних бронирований.

Но в этом году туроператоры видят растущий интерес и к другим регионам России. Выбор направления во многом зависит от места проживания самих иностранных туристов.

В топе спроса на лето у туристов из стран Персидского залива, а особенно, из ОАЭСочи. Эти туристы интересуются премиальным отдыхом по системе Ultra All Inclusive в отелях 5*. «Туристы постепенно раскрывают для себя это направление, развлечения, активный отдых, азартные игры. Появляется и больше прямых рейсов в Сочи из-за рубежа. Не так давно там принимали группу из Ирана», – говорят в Space Travel.

В Сочи выполняются прямые рейсы из ОАЭ (этим летом летает, в том числе flydubai) и Бахрейна (Red Wings и Gulf Air).

«Индонезийцам интересны туры по религиозным маршрутам: Москва плюс Казань, также пользуются спросом шопинг-туры. От туристов из Малайзии видим спрос на туры на Байкал и в Мурманск (аутентичная природа, климат, отличный от малазийского, невероятные ощущения). Туристы из Индии, помимо России, охотно путешествует по странам СНГ в комбинированных турах», – рассказывают в компании FUN&SUN.

В «Интуристе» видят возвращение интереса к железнодорожным путешествиям по Транссибу на регулярных поездах со стартом во Владивостоке, окончанием в Москве и обратным вылетом из Москвы. Такие поездки пользуются спросом у групп туристов из самых разных стран.

ТУРЫ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ СТАЛО СЛОЖНЕЕ ДЕЛАТЬ И ОРГАНИЗОВЫВАТЬ

До пандемии основной организованный турпоток в Россию шел из Китая и стран Европы и США. Сейчас запросы иностранцев и само наполнение турпакета сильно отличаются от привычного ранее «европейского» варианта.

«Отличие заключается в особом выборе и предложении отелей, ресторанов, в иной экскурсионной программе, нужен более индивидуальный подход. Есть даже тренд на паломнические мусульманские туры по России, с учетом соблюдения религиозных ограничений», – говорят в FUN&SUN.

Для туристов из Индии важно наличие индуистского питания (хинду), которое можно обеспечить только в крупных городах России и в относительно немногих отелях. Часто приходится заказывать специальный выездной кейтеринг. Гости из мусульманских стран предъявляют требования к халяльности подаваемых блюд, это также теперь надо учитывать и при выборе отелей, и при выборе ресторанов. Крайне важен для гостей с Востока и вопрос гигиены: в санузлах номеров отелей обязательно должно быть биде. 

Туристы из стран Ближнего Востока в большей степени ориентируются на расслабленный отдых с небольшими экскурсиями и шопингом. Причем культурно-познавательная составляющая в их случае востребована меньше.

«Для них гораздо важнее эмоциональное наполнение, с картинками, которыми можно поделиться в социальных сетях. Например, арабским туристам интересны хаски-центры, тематические парки, развлечения, рестораны и многое другое», – отмечают в Space Travel.

Запросы китайских туристов на российском рынке достаточно хорошо знакомы, но и здесь есть специфические «трудности момента».

«Например, в настоящий момент существует очень острая проблема с качеством китайской еды в столицах и по маршрутам следования групп китайских туристов. Дело в том, что во время пандемии многие рестораны с китайскими поварами закрылись, повара уехали в Китай и не вернулись. Соответственно, то, что предлагается сейчас по качеству готовки часто не устраивает приезжающих туристов», – поясняют в «Интуристе».

В «Тари Тур» отмечают еще одну намечающуюся проблему: на рынке приема китайских и иранских туристов снова появляются «серые» компании. Такая картина наблюдалась и до пандемии.

«Появилось очень много китайских и иранских компаний, которые открылись только недавно, сразу попали в списки и обслуживают своих же туристов. Например, сейчас очень немногие российские туроператоры принимают те редкие иранские группы, которые к нам прилетают», – отмечают в компании.

Анна Бирюкова

Фото: piqsels.com

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР