Организованный выездной туризм вырос на 20%

Аналитическая служба АТОР подвела итоги уходящего 2012 года. Впервые было подсчитано количество организованных туристов на основных массовых направлениях. Как сообщила в ходе пресс-конференции в понедельник исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, по итогам 2012 года туроператоры планируют отправить на отдых около 11 млн туристов.

Где отдыхали россияне

По прогнозу  Аналитической службы АТОР, в 2012 году выездной поток организованных туристов вырастет примерно на 20-25%. Эта динамика превышает общий темп выезда россиян за границу: Росстат ожидает прирост на уровне 10%. По итогам года туроператоры планируют обслужить около 11 млн туристов (за девять месяцев цифра составила 8,4 млн). Росстат ожидает, что в 2012 году за рубеж выедет около 15 млн россиян (12 млн за 9 месяцев). Таким образом, на данный момент большинство выезжающих за границу россиян предпочитают организованный отдых. Темпы роста количества самостоятельных и организованных туристов находятся примерно на одинаковом уровне.

Между тем, опрошенные туроператоры отмечают негативное влияние, которое оказали на спрос в этом году банкротства туроператоров и турагентств, природные катаклизмы и политические события в различных странах, дестабилизация рубля. Важным трендом уходящего года стал более взвешенный подход туркомпаний к объемам перевозки, благодаря чему на многих направлениях прекратились ценовые войны.

Большинство туристов (54%) в 2012 году выбирали туры продолжительностью 8-14 дней. Однако с каждым годом растет и доля коротких туров. Основной спрос на такие туры наблюдается на европейских направлениях. Пребывание в течение 15-21 ночи чаще встречается на дальних направлениях. Растет количество туров продолжительностью более трех недель. В этом году для такого отдыха все чаще выбирался Египет. Россияне также покупали длительные туры в Болгарию.

В 2012 году чаще всего бронирования совершались за более чем две недели - месяц.  Бронирования за 8-14 дней в основном наблюдались на безвизовых направлениях, а также в страны, где визу делают в течение трех дней, например в ОАЭ. «Процент бронирований last minute был очень низким. В основном, это наблюдалось по Египту и Таиланду. В отличие от предыдущих годов, бронирований last minute практически не было по Турции», - отметила Майя Ломидзе.

Наибольшей популярностью в этом году пользовались туры стоимостью 1-2 тысячи долларов. Эти данные расходятся с результатами опроса ВЦИОМа, где большинство россиян заявило о том, что они готовы потратить на отдых только 500 долларов. В 2012 году средняя стоимость покупаемых туров заметно выросла: в прошлом году ценовой диапазон составлял 600-1200 долларов. Традиционно, в этом году произошло удорожание турпакетов на новогодние праздники. Самыми дешевыми новогодними направлениями были Египет и Таиланд. Туры в Египет можно было приобрести за 1,2-1,5 тысяч долларов на человека при размещении 4*. «Сейчас таких цен уже нет. Ценовой диапазон туров в Египет, которые можно приобрести накануне вылета, сейчас составляет 2-2,5 тысячи долларов на человека», - отметила г-жа Ломидзе. На популярных европейских направления (например, Чехия) стоимость турпакета на новогодние праздники начиналась в этом году от двух тысяч евро. Бюджетные новогодние турпакеты закончились еще в сентябре – октябре.

Первое место по предпочтениям организованных туристов по-прежнему занимает Турция. В этом году туроператоры более сдержанно подошли к планированию объемов перевозки по этому направлению, в результате чего «горящих» туров в Турцию практически не было. При этом востребованные отели высокого уровня подняли цены примерно на 10-30%, а рост цены среднего турпакеты составил около 5-7%. Эти факторы привели к сдержанному росту организованного турпотока в Турцию, которые составил 10% вместо прогнозируемых ранее 15%.

По данным туроператоров, рост турпотока в Египет в этом году составит примерно 40%. Направление возвращает популярность, несмотря на продолжающиеся демонстрации в крупных городах страны. Рост организованного турпотока в Египет также обусловлен расширившейся географией полетов туроператоров. Так, например, «Тез Тур» летает из 10 городов, «Библио Глобус» – из 14, «Корал» – из 21.

Все туроператоры отмечают повышение интереса туристов к Китаю. Это отчасти обусловлено проведением перекрестного года России и Китая, в рамках которого были проведены сотни мероприятий, направленных на развитие взаимного обмена туристами двух стран. Тем не менее, возросшая стоимость перевозки оказалась серьезным сдерживающим фактором для туристов. В результате, прирост выездного организованного потока в Китай в этом году составит всего 5%.

В этом году Испания торжественно заявила о принятии миллионного туриста из России. Тем не менее, ни по статистике Росстата, ни по данным Аналитической службы АТОР, турпоток в Испанию все еще не достиг отметки в один миллион. Возможно, это объясняется тем, что Испания активно дает туристам мультивизы, а свои повторные поездки многие туристы осуществляют уже без помощи туроператоров. Росстат, со своей стороны, не учитывает конечную страну назначения туристов, вылетающих стыковочными рейсами. В результате, из общей статистики могло выпасть большое количество туристов, которые летают в Европу рейсами лоу-кост авиакомпаний со стыковкой в других странах. По данным Росстата турпоток в Испанию вырос на 22%, по данным операторов и испанской статистики – на 30%.

2012 год для греческого направления ознаменовался окончанием ценовых войн. Новых игроков на направлении не появилось. Несмотря на отсутствие бросовых цен, организованный турпоток вырос на 20%. В пользу Греции сыграли скидки от отелей 5-8% и лояльная визовая политика консульства, которое выдавало туристам визы за 2-3 дня.

Прирост организованного турпотока по Таиланду в этом году составил примерно 20%. По оценке московского офиса Туристического управления Таиланда, в летний сезон около трети российских туристов не пользуются услугами туроператоров, в зимний сезон их доля уменьшается  до 15%. В наступившем зимнем сезоне объемы региональной перевозки выросли в среднем на 20%. Традиционно для Таиланда в этом году был характерен волнообразный спрос: снижение происходило весной и летом.

Несмотря на достаточно высокие цены и некоторые негативные новости об эпидемиологической обстановке этим летом в Болгарии, визовая политика этой страны привела к приросту организованного турпотока в эту страну на 15%. «Однако емкость этого рынка позволяет обслужить и принять больше наших граждан. Основной популярностью пользуется пляжный отдых в Болгарии. Думаю, в следующем году будет активно развиваться бальнеологический и детский отдых. В пользу последнего говорит намерение болгарской стороны пересмотреть законодательство о требованиях к детскому отдыху по рекомендациям российских операторов», - отметила Майя Ломидзе.

Впервые был заметен серьезный прирост (20%) в туроператорском сегменте по Германии. Правда, эксперты отмечают, что количество организованных туристов выросло не «благодаря», а «вопреки». Визовая политика этой страны по-прежнему остается жесткой, поэтому такой динамики никто из операторов не ожидал. Тем не менее, ряд факторов оказал благоприятное воздействие на туризм из России в Германию. В частности, в этом году открылось несколько визовых центров Германии в ряде городов России. Для привлечения новых клиентов, туроператоры расширяют ассортимент туров. Авиакомпания «Уральские авиалинии» открыла новый маршрут Москва-Кельн. Страна также используется в качестве транзитного пункта или в комбинации с другими странами.

Большинству туроператоров по Италии удалось в течение сезона-2012 избежать демпинга и финансовых потерь. «Подгорание» направления наблюдалось только начиная со второй половины октября и продолжилось до начала декабря. Встречались даже спецпредложения на недельный пакет от 160 евро. В целом, прирост количества организованных туристов на направлении составил 15%.

Прорывом этого года можно назвать ОАЭ. Эта страна в какой-то степени составила альтернативу Египту и продемонстрировала колоссальный прирост 60%. Такой результат достигнут, главным образом, за счет возросшей региональной перевозки. Летом,  несмотря на «низкий сезон», в ОАЭ летали 8 авиакомпаний (4 - из России и 4 - из ОАЭ) из 8 российских регионов. Из-за избытка региональной перевозки в октябре и ноябре туры в страну «подгорали». Популярностью у россиян пользовался не только Дубай, но и новые для нашего рынка направления - Фуджейра, Абу-Даби, Рас-Аль-Хайма.

Прирост по Кипру в этом году составил примерно 25%. Это отчасти стало следствием удвоения количества рейсов АК «Кипрские Авиалинии» и ГТК «Россия». Согласно экспертным оценкам 45% всех бронирований по Кипру осуществлялось более чем за месяц. Спад британского рынка этой весной в пределах 10% все же оказался не настолько значительным, чтобы высвободилось большое количество номеров, и операторы испытывали недостаток отельной базы.

На что жаловались

В 2012 году Правовая служба АТОР обработала более 550 обращений. Чаще всего (64%) за консультацией обращались туристы. «Скорее всего, это связано с тем, что туристы стали воспринимать нашу Правовую службу как своего рода Третейский суд. Получив информацию в туристических агентствах, туристы часто звонили с целью перепроверить ее. Обычно это касается удержаний при аннуляции туров», - пояснила руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова.

Около 27% обращений поступали от туристических агентств. Чаще всего представители агентств интересовались тонкостями изменений в туристском законодательстве. Несмотря на то, что эта информация активно обсуждалась в СМИ, многие представители туриндустрии, особенно в российских регионах, получали ее поздно. К слову, этот же фактор вызвал запоздалую волну недовольства региональных туроператоров, которые жаловались на несовершенство новых поправок уже после их принятия.

Еще около 9% обращений поступало от туроператоров, не входящих в АТОР. Из-за активного вмешательства Правовой службы АТОР в урегулирование ситуации с банкротством ITC, Ассоциация стала восприниматься в качестве кризис-менеджера. За консультацией в АТОР обратилось руководство не являющегося членом Ассоциации оператора «Эль Вояж», АТОР совместно с Турпомощью принимал активное участие в урегулировании ситуации с «Черри Тур». Страховщик «ЛатАмерики» компания «БИН-Страхование» также обращалась за консультацией Правовой службы АТОР.

В целом, Правовая служба АТОР зафиксировала 33 причины обращений. На первом месте (24%) были вопросы, связанные с приостановкой деятельности туроператоров. На втором – запросы в связи с отказом от тура. «В связи с особенностями туристического бизнеса, часто бывает невозможным отказаться от тура, не потеряв при этом часть денежных средств. Туристы всегда считают, что удержание несправедливо, поэтому просят перепроверить условия отказа. Нередко поступали запросы по Египту: туристы покупали туры, а после этого узнавали, что в стране вот уже второй год наблюдается политическая нестабильность. Немало запросов поступало в связи с аннуляциями туров в Израиль», - отметила Надежда Ефремова.

На третьем месте по количеству обращений – запросы туристов в связи с банкротством турагентств. В 2012 году эти случаи были особенно характерны для Санкт-Петербурга. Наиболее резонансным случаем было исчезновение компании «Объединенные курорты». АТОР собирал заявления пострадавших туристов со всей России. В результате было собрано около 200 заявлений, которые были направлены в краснодарские правоохранительные органы. Из-за несовершенства туристского законодательства в части деятельности туристических агентств, чаще всего вернуть оплаченные за тур деньги невозможно.

В последние два месяца участились обращения обманутых туристов, приобретающих тайм-шер. Чаще всего этот вид отдыха предлагается туристам в торговых центрах, деньги оплачиваются на месте. «Благодаря ораторскому мастерству, продавцы заставляют туристов подписывать договоры, которые не гарантируют им ни отдых, ни возврат денежных средств. В связи с этим, хотелось бы вновь предупредить туристов, что туры можно покупать только в специализированных агентствах», - отметила Надежда Ефремова.

По ее словам, количество обращений в этом году выросло на 30% в сравнении с прошлым годом. Поэтому в этом году было принято решение о том, что Правовая служба АТОР будет принимать обращения и в праздничные дни. Консультацию можно будет получить по номеру АТОР (495) 660 07 14

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР