Росавиация обнародовала статистику по пассажиропотоку российских перевозчиков за 2009 год. Согласно представленным данным пассажиропоток снизился за прошлый год на 10%. В 2008 году российские авиакомпании перевезли 49,8 млн. пассажиров, в 2009 – 45,1 млн.
Такая величина как пассажирооборот, который составил за прошлый год 112, 469 млн. пас. км., сократился чуть меньше – на 8,3%. Причем, более существенное падение наблюдается в области международных перевозок – порядка 9,3%. Больше всего пострадали регулярные линии между Россией и СНГ – минус 16,7%. Напротив, рынок авиаперевозок между Россией и странами Дальнего зарубежья относительно стабилен – там, в сравнении с прошлым годом, не досчитались лишь 8,4%. Всего на международных линиях в прошлом году было перевезено более 21 млн. пассажиров. Как ни странно, но на внутреннем рынке сокращение менее существенно – 6,9%.
Впрочем, если обратить внимание на показатели не пассажирооборота, а пассажиропотока, то на линиях между городами России динамика несколько иная – все те же минус 9%. В абсолютных показателях на внутренних маршрутах российские перевозчики обслужили почти 24 млн. пассажиров против 26,2 млн. в 2008 году.
Пятерка авиакомпаний лидеров в сравнении с 2008 годом сохранилась – это «Аэрофлот – российские авиалинии», «Трансаэро», «Сибирь» и ГТК «Россия». На рейсах этих авиакомпаний перевезено более половины пассажирского трафика. Стоит обратить внимание, что потери «пятерки» в 2009 году менее значительны, чем у отрасли в целом – минус 7%. Иными словами, произошло перераспределение долей на рынке.
Примечательно, что серьезное падение пассажиропотока наблюдается у авиакомпаний ГТК «Россия» (- 15,4%) и у «Сибири» (- 22,3%). Напомним, именно они в прошлом году переживали серьезные экономические трудности, что не могло не отразится на их рейсах. Существенную роль сыграли и иные факторы. Например, вывод из парка этих авиакомпаний Ил-86 и Ту-154. Кроме того, частично пассажиропоток из «Сибири» был перенаправлен в дочернюю авиакомпанию «Глобус». Если сравнивать пассажиропоток группы компаний S7 за этот и прошлый год в целом, то падение менее существенно. S7 потерял за прошлый год всего 13%. Причем, если объемы у «Сибири» сократились более чем 20%, то «Глобус» напротив, прибавил 77%.
Абсолютный лидер по пассажирским перевозкам «Аэрофлот - российские авиалинии» перевез 8,75 млн. пассажиров против 9,27 млн. в прошлом году и не досчитался 5,6% пассажирского трафика. Следом за «Аэрофлотом» - авиакомпания «Трансаэро». Перевозчик, напротив, вырос и обслужил более 5 млн. пассажиров - плюс 3,6%. Однако наиболее существенный рост в пятерке лидеров у авиакомпании «Ютэйр» - 9,3% (3,52 млн. пассажиров).
Интересно, что максимально динамичное развитие наблюдается во втором эшелоне, а именно с 5 по 15 место рейтинга Росавиации. Чартерные перевозчики «Оренбургские авиалинии» (6-ое место рейтинга) и «Ред Вингз» (15-е место рейтинга) выросли с точки зрения пассажирского трафика на 40% и 55% соответственно. Об авиакомпании «Глобус» (11-е) место говорилось выше – она абсолютный «чемпион» в прибавлении пассажирского трафика - +77%.
Если за прошлый год большинство авиакомпании подсчитывали убытки, а отрасль – недостаток пассажиропотока, в этом году эксперты прогнозируют изменение ситуации в лучшую сторону. Исходя из роста ВПП, доходов населения, а так же стабилизации рынка ожидается рост пассажирской активности на всех линиях – в среднем на 5%.
Подробнее см.
ЗДЕСЬ