У туристов TED Travel нет обратных билетов, а фингарантий может не хватить

Как сообщают источники на турагентстком рынке, у находящихся в Турции туристов обанкротившегося туроператора TED Travel на руках нет обратных билетов. Туроператор рассчитывает на силы «Турпомощи». Есть вопросы и к достаточности фингарантий.

ТУРИСТОВ TED TRAVEL В ТУРЦИИ НАЧАЛИ ВЫСЕЛЯТЬ ИЗ ОТЕЛЕЙ

Намомним, что вечером 24 августа туроператор TED Travel объявил о своем банкротстве. По данным на поздний вечер 24 августа, в Турции по линии TED Travel находится около 780 туристов. Еще около 3-3,5 тысяч туров продано в глубину.

Знакомые с ситуацией источники на рынке рассказали «Вестнику АТОР», что проблемы TED Travel связаны с коммерческими взаимоотношениями оператора и его принимающей компании в Турции. У TED Travel образовался большой долг перед турецкой Jazz Travel. Компания не получала деньги от оператора и селила туристов под «честное слово».

Сейчас Jazz Travel стало понятно, что денег не будет. Поэтому начались выселения клиентов TED Travel из отелей. По информации, имеющейся в распоряжении «Вестника АТОР», выселять туристов начали еще в конце дня 24 августа.

Многим туристам, которые только приехали на курорты, размещение в отелях не предоставляется. Туристы оплачивают ночевки самостоятельно. В некоторых случаях это делают агенты.

Как рассказывают турагенты, многие туристы настроены уезжать из Турции и не оплачивать повторно свой отдых на месте. У туристов на руках маршрутные квитанции. В течение дня агенты пытались выяснить, действительны ли они, но TED Travel на связь не выходил.

Наконец, поздно вечером в одной из профильных групп на Facebook появился комментарий представителя TED Travel. Помимо прочего, он сообщил, что обратных рейсов не будет – туристов будет вывозить «Турпомощь». При этом некоторые агенты сообщают, что «Турпомощь», по данным туроператора, будет вывозить туристов только начиная с понедельника 28 числа. Выселения, напомним, уже начались, а завтра могут продолжиться.

ПОВЕЗЕТ ЛИ «ТУРПОМОЩЬ»

Заседание Наблюдательного совета «Турпомощи» состоится утром 25 августа. На нем будет решаться вопрос, будет ли объединение заниматься вывозом туристов TED Travel.

Дело в том, что отсутствие у туристов на руках обратных авиабилетов противоречит действующему законодательству. «Якутия» (туроператор возил туристов на бортах этой компании) должна была выписывать билеты в обе стороны, поэтому знакомые с ситуацией участники рынка не исключают, что перевозчик все же повезет туристов обратно.

Стоит отметить, что «Турпомощь» полномочна и оплатить размещение туристов, если это целесообразно в рамках эвакуации. Такие меры уже принимались ранее при банкротстве других компаний. В любом случае, по возвращении у туристов есть право предъявить претензии к проведенной эвакуации, в том числе, в суд.

ХВАТИТ ЛИ КОМПЕНСАЦИЙ ТУРИСТАМ TED TRAVEL

Представитель TED Travel также сообщил в Facebook, что размера фингарантии "хватит на выплату всем туристам, которые не смогли воспользоваться своими путевками". Напомним, что «Якорь» и «Инвестстрах» застраховали туроператора на 50 млн рублей.

Если денег не хватит, туристы могут обратиться за компенсацией в фонд персональной ответственности TED Travel. Сейчас там лежит  903 280 рублей. В законе прописан следующий порядок. Тридцать дней страховщик рассматривает заявления туристов и формирует реестр. Далее происходят выплаты.

Через 60 дней с 24 августа (когда туроператор объявил о прекращении деятельности) «Турпомощь» начнет формировать реестр обращений на выплаты из фонда персональной ответственности от туристов, которые получили недостаточную компенсацию от страховых компаний. Этот реестр будет формироваться 90 дней, а затем – в течение 10 дней – «Турпомощь» должна произвести выплаты, если такое решение будет принято.

Тем не менее, по предварительным расчетам экспертов, средств фингарантий и фонда персональной ответственности может и не хватить на всех.

По разным оценкам участников рынка, сегодня в Турции могут находиться от 750 до 800 туристов обанкротившегося туроператора, а исходя из глубины продаж, в России могут быть еще от 2000 до 2800 человек, которые приобрели турпакеты, сформированные TEDTravel, но не успели вылететь. Общее количество пострадавших, таким образом, может составить от 2750 до 3500 человек как максимум – эти цифры еще нуждаются в уточнении.

Если взять максимальное общее число нуждающихся в компенсации (не вылетевших туристов) за 2800 человек, говорят эксперты, и принять (с учетом демпинга туроператора), что они платили по 20 тысяч рублей за тур каждый (это минимум), то общая сумма выплат будет равна 56 млн рублей, что на 5 млн превышает размеры фингарантий и фонда персональной ответственности. Впрочем, ситуация с точным числом пострадавших станет ясна уже в ближайшее время. 

ВИНОВАТ КОКСАКИ ИЛИ ДЕМПИНГ?

В своем заявлении TED Travel сообщает, что «прекращение деятельности связано с сильным падением спроса на туристский продукт по основному туристскому направлению деятельности компании, на фоне объявленной сложной эпидемиологической обстановки в Республике Турция».

Однако у наблюдателей есть другая теория на этот счет. Туроператор вышел на рынок только в прошлом году и начал работу на направлениях, которые активно «осваивались» крупнейшими игроками рынка. Это Кипр, Греция, Турция (в этом году).

При этом новый игрок сразу заявил цены значительно ниже, чем у других туроператоров. То, что другие участники рынка называли демпингом, в TED Travel объясняли знакомствами и гибкостью. Туроператоры, с которыми удалось поговорить «Вестнику АТОР», отмечают, что этот же способ привлечения туристов TED Travel использовал до сегодняшнего дня.

Наличие низких цен подтверждают и в турагентствах. Многие туристы выбирали туры от TED Travel именно по причине низкой цены. Множество привлекательных акций анонсировано и на сайте туроператора. Например, 17 августа TED Travel предлагал акцию «Акция «777» от Ted Travel – в Турцию бесплатно!». Сейчас это звучит уже как черный юмор.

Наконец, было летом и одно сообщение на сайте оператора: «Туроператор TED Travel расширил свой страховой продукт ... Мы предлагаем туристам дополнительную страховку от невыезда или банкротства, которая дарит спокойствие клиентам и повышает доверие к туроператору и турагентству».

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР