Бренд «Золотого Кольца» станет госпроектом

Министерство культуры определило критерии, в соответствии с которыми города могут быть включены в проект «Золотое Кольцо России». Ведущие туроператоры внутреннего рынка поддерживают  планы придать старейшему брендовому маршруту официальный статус.

«ПО ПРИНЦИПУ СПИСКА ЮНЕСКО»

В начале октября в Минкультуры прошло совещание совета по проекту «Золотое Кольцо России», главной темой которого стал механизм включения городов в проект. Заместитель министра культуры РФ Алла Манилова напомнила о ранее озвученном решении развивать маршрут, которому в этом году исполнилось 50 лет, по принципам Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, которые имеют ряд обязательных критериев.  Их пять: историко-культурный, рекреационно-развлекательный, инфраструктурный, туристско-информационный и транспортно-логистический.

Так, например, историко-культурный критерий включает согласование застройки в историческом центре в соответствии с условиями охраны культурного наследия. Помимо этого, город должен обладать большим процентом отреставрированных объектов.

Так что если  город стремится попасть в «Золотое Кольцо», то он должен соответствовать названным требованиям.  Кроме того,  в Минкультуры учтут и факт создания в регионах городских туристских порталов и туристских зон на местах.

«Золотое Кольцо» необходимо сделать «формализованной институцией, такой, как список всемирного наследия ЮНЕСКО», отойдя от чисто «информационного бренда»

О необходимости «придания большей государственности»  маршруту «Золотого Кольца» ранее говорили и депутаты и чиновники.  Города, которые уже давно входят в проект, также пытаются объединиться для «формализации» статуса маршрута. Так, в августе текущего года  было подписано соглашение о создании Союза городов «Золотого Кольца», чтобы объединить усилия для обновления и продвижения этого туристического маршрута. Свои подписи под документом поставили главы Ярославля, Ростова, Переславля-Залесского, Суздаля, Владимира, Костромы, Иванова, Сергиева Посада.

Эти усилия поддерживают и в Минкультуры. Как считает министр Владимир Мединский, «Золотое Кольцо» необходимо сделать «формализованной институцией, такой, как список всемирного наследия ЮНЕСКО», отойдя от чисто «информационного бренда». Именно поэтому и будет введен тщательный отбор городов с комиссией и экспертами по включению их в популярный проект.

Как заявил министр, слова которого приводит РИА Новости, туристический маршрут «Золотое кольцо» России станет «государственным» уже с конца текущего года.

ДЛЯ ЧЕГО «ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ» НУЖЕН «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТУС»

Туроператоры полагают, что государственный статус позволит проекту претендовать и на рост бюджетного финансирования: эти средства необходимы для обновления музеев, ремонта дорог, создания и расширение туристической инфраструктуры.

«Роль государства – в финансировании и в контроле за развитием инфраструктуры, реставрации объектов осмотра», - подчеркивают в пресс-службе национального туроператора «АЛЕАН».

В компании «Мультитур»  обращают внимание и такой факт, что государственный статус «Золотого Кольца» позволит туристам на маршруте чувствовать себя более защищенными.  В свою очередь, те участники, которые принимают туристов на местах, или продают это продукт, станут более ответственно относиться к своему делу. Пока что, как говорят эксперты,  не всегда и не везде туристические маршруты по «Золотому Кольцу» отрабатываются в полной мере.

НЕ РАСШИРЕНИЕ, А ОБНОВЛЕНИЕ

Инициативы о необходимости расширения маршрутов путем добавления в них новых городов периодически возникают в медиаполе. Например, о своем желании стать частью проекта уже заявили Серпухов и Коломна, Калуга. Большинство экспертов бизнеса считают, что делать этого не стоит.

Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин», также полагает,  что этот проект с 50-летней историей не нуждается в географическом расширении.

«Такие попытки предпринимаются в последние годы. На вхождение в бренд «Золотого Кольца» стали претендовать и города к югу от Москвы. Но мы выступаем противниками этого процесса. Есть законченный бренд с большой историей, и попытки отдельных городов как-то продвинуть себя за счет более сильного бренда недопустимы. Такие методы хороши для рыночных компаний, но никак для государственной компании или для объединения городов», - анализирует ситуацию эксперт.

Есть законченный бренд с большой историей, и попытки отдельных городов как-то продвинуть себя за счет более сильного бренда недопустимы

Кроме того, как отмечает г-н Ромашкин, нужно учитывать и транспортно-логистические особенности.  «Попытки включить в маршрут «Золотого Кольца» город в 300 км от Владимира бесперспективны просто по соображениям логистики. Другое дело, что можно создать новые объединения и новые маршруты, учитывая и географию, специфику и транспортные  возможности заинтересованных в этом  городов», - подчеркивает он.

Он же отмечает, что «вдохнуть новую жизнь» в маршрут можно и нужно на пути интенсивного (а не экстенсивного) развития городов и объектов «Золотого Кольца», привлекая молодую аудиторию.

«Люди, которые побывали во многих городах «Золотого Кольца», справедливо говорят, что они все на маршруте уже видели. Они хотят чего-то нового. Да,  маршрут и посещаемый и уважаемый, но это не означает, что он должен остановиться в своем внутреннем развитии. Нужно искать больше интерактивных и других интересных вещей, которые позволили бы привлечь молодых туристов. Например, устанавливать больше точек доступа Wi-FI или делать специальные места для селфи», - резюмирует Сергей Ромашкин.

КАК ПРОДАВАЛОСЬ «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО» ЭТИМ ЛЕТОМ

В летнем сезоне-2017 большинство туроператоров сообщают о снижении спроса на «Золотое Кольцо», отмечая среди причин этого и погодный фактор.

Так, Сергей Ромашкин из «Дельфина» оценил падение продаж по «Золотому Кольцу» на 20%.

О таком же снижении говорят и в Национальном туроператоре АЛЕАН, отмечая, что и отстает от результатов прошлого года и осенний период.  «Глубина продаж в этом году значительно ниже, чем в прошлом, сократилось количество заявок с глубиной продаж свыше 1 месяца. При этом увеличилось бронирований за 3-5 дней до заезда», - сообщили в компании.

Глубина продаж в этом году значительно ниже, чем в прошлом, сократилось количество заявок с глубиной продаж свыше 1 месяца. При этом увеличилось бронирований за 3-5 дней до заезда

Анна Филатовская, директор департамента прямых продаж, рекламы и PR туроператора ICS Travel Group, считает, что одной из причин снижения организованного потока по «Золотому Кольцу» является увеличение числа самостоятельных поездок. «Не секрет, что по данному маршруту туристы часто едут самостоятельно на собственных автомобилях в индивидуальном порядке, предпочитая не присоединяться к сборным турам», - поясняет она.

В некоторых компаниях смотрят на осень более оптимистично. Так, представители туроператора «Мультитур» говорят, что осень всегда более активна в плане продаж по Золотому Кольцу и пока спрос на уровне прежних лет.

Что касается стоимости туров по «Золотому Кольцу» в этом году, то у  большинства крупных игроков она колеблется сейчас в районе 3000 – 3500 р. в сутки на человека с учетом всех составляющих экскурсионного турпакета.

Елена Мягкова, обозреватель «Вестника АТОР».

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР