Электронную путевку опять не удалось протестировать

Представителям власти и бизнеса попытались в очередной раз продемонстрировать работу информационной системы «Электронная Путевка» (ЕИСЭП), однако  работающей путевки  никто так и не увидел, а на важные вопросы бизнеса по-прежнему нет ответа.

В четверг, 18 марта, по инициативе комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, в офисе АО «НТТ» состоялась презентация текущей версии системы электронных путевок (ЕИСЭП), законопроект о введении которой на туристическом рынке сейчас в очередной раз отложен.

Напомним, что Ростуризм не только видит в системе явные недоработки, но и считает ее внедрение преждевременным в период пандемийного кризиса отрасли. Недоработанной и «сырой» считает электронную путевку и турбизнес – все имевшие месте заявления о том, что «крупнейшие туроператоры успешно протестировали систему и могут в ней работать», остаются без подтверждения со стороны самих туроператоров.

Напомним, что еще в 2017 году туроператоры называли систему устаревшей и нетехнологичной, а эксперты в сфере IT указывали разработчикам, что сайты самих туроператоров исполнены на гораздо более высоком техническом уровне и позволяют туристам отслеживать статус их заказа.

Прошедшая в АО «НТТ» встреча была призвана, по мысли организаторов, изменить это мнение. Борис Пайкин, председатель Комитета ГосДумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, сообщил, что ранее принималось множество законопроектов, которые не работали по причине неготовности инфраструктуры и систем, которые они описывали.

«Поэтому мы хотим, чтобы система электронных путевок к моменту принятия законопроекта уже работала, а закон о ней мог начать действовать и применяться сразу же», – заявил он. При этом он указал, что если закон будет принят, его действие будет отложено как минимум на год, чтобы туроператоры и турагенты могли перестроиться на новый порядок работы.

На презентацию в АО «НТТ» были приглашены 32 участника. Среди них были депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители аппарата правительства России, глава Ростуризма Зарина Догузова, ее советники, заместители и главы управлений, представители Роспотребнадзора.

От бизнеса во встрече участвовали представители трех крупных туроператоров – Coral Travel, ANEX Tour, PEGAS Touristik, а также представители отраслевых объединений – Ассоциации туроператоров (АТОР), Всероссийского союза страховщиков (ВСС), ОСИГ, РСТ и «Деловой России» и других.

Туроператоры и руководители отраслевых объединений, участвовавшие во встрече, отметили, что нынешний технический оператор системы, которому поручена ее доработка, компания АО «НТТ», попытался подойти к вопросу более масштабно, чем предыдущий скандально известный разработчик – обанкротившийся интегратор «Астерос».

Презентация была подробной, большое внимание было уделено обеспечению безопасности, в том числе персональных данных,  а также аналитическим сводным данным, которыми теоретически могут воспользоваться органы государственной власти.  Впервые появился и объемный мануал для туроператоров по использованию системы.

Однако все это было показано «в картинках и на словах» – потому что «живой» демонстрации работы системы электронных путевок опять не случилось. Мистическим образом, как и во время демонстрации системы в 2018 году, при такой попытке почему-то срочно стал сбоить интернет… В результате не увидели участники встречи ни исправленных баз данных, ни многих других изменений в системе, на которых настаивали ее будущие пользователи – туроператоры. 

Наверное, именно благодаря такому формату презентации ЕИСЭП много деталей о «новой» версии системы электронных путевок представители бизнеса на встрече не узнали.

Здоровый скепсис по этому поводу проявила и руководитель Ростуризма Зарина Догузова. «Мы с вами понимаем, что в течение часа вряд ли возможно в полной мере оценить все детали системы», – сказала она в начале мероприятия.

Тем не менее, выяснилось, что, «новая» система строится строго не выходя за рамки старого ТЗ (технического задания), которое морально устарело (готовилась еще при аппарате Олега Сафонова и в другой ситуации). Буквальным следованием старому ТЗ в АО «НТТ» объясняют, например, тот факт, что не предусмотрена защита самого программного обеспечения (этим вопросом интересовались в ходе встречи представители Ростуризма).

Более того, представители АО «НТТ» озвучили, что в систему не вносилось никаких изменений. Это заявление особенно удивило присутствующих, так как представленные иллюстрации системы не похожи на интерфейс, представленный бизнесу в 2018 г.

По традиции остался непроясненным вопрос о платности системы электронных путевок для туроператоров и для туристов, а также о том, как внедрение повлияет на цену тура. Уже ставший девизом сторонников системы лозунг «сначала запустим, а там посмотрим», прозвучал и на этот раз.

Что касается затрат туроператоров на подключение к системе, то здесь у АО «НТТ» был готов ответ. По их словам, туроператорам потребуется лишь сертификат квалифицированной электронной подписи для доступа к системе, который «может стоить 3, 5, 10 тысяч рублей».

Специалисты «НТТ» также сообщили, что они уже связались со всеми крупнейшими производителями туроператорского софта, чтобы те внесли в свои системы «необходимые доработки» (из этого, в частности, следует, что без этих доработок туроператоры не смогут обеспечить автоматизацию выгрузки данных из своих систем в систему ЭП, если она будет все-таки введена в промышленную эксплуатацию).

Туроператорам придется устанавливать новые версии своих систем, и очень вероятно может статься так, что эти обновления вовсе не будут для туроператоров бесплатными. Тем же туроператорам, которые пользуются самописным софтом, весь процесс интеграции придется разрабатывать и внедрять самим.

Конечно, не были разъяснены вопросы о прямой зависимости объема проданных туров от размера фингарантии туроператора (этот «баг», присутствовавший в архитектуре старой системы, просто остановил бы продажи туров в сезон), а также о том, какой договор и какую цену турпродукта требуется указывать в системе.

Так как конкретных вопросов к специалистам АО «НТТ» осталось много и у Ростуризма, и у турбизнеса, а живого тестирования работы системы в очередной раз никому увидеть не удалось, на встрече 18 марта было решено, что система пройдет тестирование с участием туроператоров, представителей Ростуризма и Минцифры, и уже по ее результатам правительству, бизнесу и Госдуме можно будет делать последующие выводы о степени ее работоспособности и готовности.

По отзывам ряда участников, встреча вызвала противоречивые чувства. Главным разочарованием стало то, что в очередной раз не удалось увидеть, как работает система электронных путевок в режиме реального времени. Не был решен в «презентационном» формате и ряд других острых вопросов.

«Система электронных путевок – важный проект. Внедрить его надо так, чтобы не навредить ни бизнесу, ни, что более важно, - туристу. Для этого все характеристики ЕИСЭП, результаты промежуточных и основных тестов в режиме реального времени, протоколы с результатами испытаний в компаниях и прочие факты, связанные с ее работой, должны публично обсуждаться. Иначе нам угрожает скатывание в идеологические и популистские аргументы о необходимости «скорейшего внедрения» того, о чем никто по сути ничего не знает. А это недопустимо», – говорит один из участников встречи.

«Такой сложный механизм нельзя внедрить по принципу «главное запустить, а дальше будем что-то менять и разрабатывать» – это вопиющая безответственность по отношению ко всем участникам рынка, и в первую очередь – к туристам. Система построена на деньги налогоплательщиков, обслуживать ее планируется за счет средств бизнеса, но в интересах государства... При этом система никому не показывается. Более того, никто ни разу не привел ни одного разумного объяснения, как именно и в чем именно она может помочь туристам, туроператорам, госорганам. Но внедрять ее почему-то хотят здесь и сейчас, «не мытьем, так катаньем». Принятие закона о введении электронной путевки сейчас нанесет непоправимый урон всем туроператорам, независимо от сферы деятельности», – поддерживает это мнение другой эксперт, присутствовавший на заседании.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР