Очень самостоятельный турист: как летают на самолетах дети без сопровождения взрослых

Российские авиакомпании и аэропорты оказывают услугу по перевозке несопровождаемых детей. Иногда, когда юного туриста нужно отправить к бабушке или из-за работы родители вынуждены подолгу жить в разных городах, это очень удобно. Протестировали такую услугу у «Аэрофлота». Рассказываем, как это работает у них и у других.

Необходимость отправить ребенка самолетом в другой город России или в другую страну может возникать по очень разным причинам: из-за учебы, работы или семейных обстоятельств. Ребенка может быть срочно нужно отправить к живущей далеко бабушке, в детский лагерь, на лечение и пр., а родители не могут поехать с ним (работа, болезнь).

Или же это просто дорого. Например, если в детском лагере в Дубае ребенка встречают организаторы, то вряд ли имеет смысл брать второй дорогой билет на Emirates, чтобы просто «проводить и сдать ребенка на руки» прямо в аэропорту, и тут же улететь обратно.

К счастью, в таких случаях можно переложить ответственность по доставке юного туриста из пункта А в пункт Б на плечи авиакомпаний.

Правила перевозки несопровождаемых детей (так это называется в авиации – когда ребенок летит один – прим.ред.) у разных авиакомпаний могут немного отличаться, но смысл примерно одинаковый: это отдельная услуга, которая предоставляется за фиксированную сумму.

У "Аэрофлота" услуга сопровождения ребенка называется "Умка". Фото АТОР

Ее нужно оформлять при покупке авиабилета (иногда можно после, но будет дороже). Но для оформления нужно связываться с авиакомпаниейонлайн, на сайте, это сделать не получится.

Летать под присмотром авиакомпании без родителей или других взрослых может ребенок от 5 до 12 лет.

С 12 лет, по российским законам, может и один. Но некоторые авиакомпании предоставляют сопровождение и несовершеннолетним пассажирам более старшего возраста, если родители слишком сильно волнуются.

НЕСОПРОВОЖДАЕМЫЙ РЕБЕНОК – КАК ЭТО РАБОТАЕТ

У «Аэрофлота» услугу сопровождения можно оформить в офисе, где сотрудники строго следят за тем, чтобы в документах была подпись родителя или другого законного представителя несовершеннолетнего пассажира. Опция доступна для детей от 5 и до 16 лет.

Нужно выбрать рейс и тариф (тариф будет применяться взрослый), определиться с необходимостью провоза багажа. Выбор места для несопровождаемого пассажира неактуален – кресло авиакомпания назначит сама. Как правило, это мест всегда в начале салона, чтобы у стюардесс была возможность постоянно за ним приглядывать. После оплатить, собственно, билет и услугу: внутри РФ она стоит 5500 руб. за сегмент, за границу – 100 евро.

У "Аэрофлота" услугу удобно приобретать и оплачивать в офисе. Фото АТОР

Также нужно заполнить заявление на получение этой услуги и во всей полноте предоставить данные о тех, кто будет ребенка встречать и провожать: нужны будут телефоны (включая дополнительные, «на всякий случай»), адреса, паспортные данные.

И важно ничего не перепутать: за тем, чтобы вся информация была на своих местах, очень внимательно следят и агент на регистрации, и представители авиакомпаний. Если что-то пойдет не так – попросят все заново переписать. Заполнение бумаг занимает минут 15, точно не меньше.

Данных придется предоставить очень много. Это занимает время. Фото АТОР

«Аэрофлот» и «Россия», где услуга сопровождения называется «Умка», дают вот такую красивую папочку со всеми документами – на фото ниже. Туда же после регистрации нужно будет положить посадочный талон и свидетельство о рождении. И (прямо как ключи от дома в нашем детстве) повесить ее на шею юному туристу, чтобы точно не потерялось.

Папка с документами для несопровождаемого ребенка. Фото АТОР

В аэропорт нужно приехать заранее – зарегистрироваться онлайн (по крайней мере, у «Аэрофлота») не получится. Зато на стойку подходить очень приятно – в «Пулково» ребенка встретили особенно приветливо и проявили всю возможную заботу о юном пассажире.

Агент выдаст посадочный талон и, при необходимости, примет багаж. А также назначит время, когда за ребенком подойдет представитель аэропорта, чтобы пройти с ним предполетный досмотр (забирают юного пассажира за час до вылета).

За час до вылета несопровождаемого пассажира заберет сотрудник аэропорта. Фото АТОР

И на этом моменте важно учитывать два нюанса: во-первых, тот, кто привез ребенка, должен оставаться в аэропорту до момента вылета рейса. На случай, если что-то пойдет не так. «Сдать и забыть» не получится.

Во-вторых, даже если и вы, и ребенок, вылетаете в похожее время, но разными рейсами, досмотр он проходить все равно будет с сотрудником аэропорта. «Проводить до гейта» – тоже не получится. И, опять же, главное, чтобы ваш рейс улетал значительно позже, чем рейс ребенка и у вас был запас времени.

В полете о юном путешественнике позаботятся уже сотрудники авиакомпании.

На прилете сопровождающий отдаст ребенка встречающим после тщательной проверки всех документов. Фото АТОР

А на прилете его проводят до выхода. И удостоверятся, чтобы встречающий был именно тем, кто заявлен в документах. Опять же, проверяют все очень внимательно, за это можно не волноваться.

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕСОПРОВОЖДАЕМЫХ ДЕТЕЙ У ДРУГИХ АВИАКОМПАНИЙ

Авиакомпания «Победа» попросит за услугу сопровождения 4500 руб. за сегмент на внутренних рейсах, 57 евро – на международных и 250 дирхамов (AED) за перевозку в ОАЭ.

S7, судя по информации на сайте перевозчика, с 2018 года такую услугу не оказывает: дети до 12 лет летают только в сопровождении.

У «Уральских авиалиний» по России, как у других, могут летать дети с 5 лет, но за рубеж – только с 6 лет. Сопровождение по России будет стоить от 8000 до 12000 руб. в зависимости от того, когда была оформлена услуга. За рубеж – от 100 до 200 долларов США также в зависимости от времени и направления. Если ребенок летит за границу, то проводить его должны только родители или иные законные представители или представители по нотариальной доверенности.

У Nordwind стоимость услуги зависит от даты перелета и тарифа. По России: от 4100 до 9200 руб., за рубеж – от 53 до 136 долларов США. Отдельно подчеркивается, что сервис доступен в любом классе обслуживания.

У UTair услуга стоит 6000 руб. на внутреннем рейсе и 85 евро –  на международном. Несопровождаемого ребенка можно отправить только «экономом». Чтобы воспользоваться услугой, законные представители должны предварительно пройти верификацию в чате службы поддержки Utair или в аэропорту.

У Red Wings сама услуга стоит 5000 руб., но проверять возможность ее оказания нужно в каждом случае отдельно в колл-центре авиакомпании.

У Smartavia такая услуга стоит 4900 рублей.

Что касается классических чартерных рейсов за рубеж, то увы, у большинства авиакомпаний на международных чартерных рейсах перевозка несопровождаемых детей запрещена. 

Но это касается не всех «чартеров»: сейчас довольно большое количество рейсов, которые туристы «воспринимают как чартерные» (потому что летят с туроператорами), являются по бумагам вполне себе регулярными рейсами, где туроператор просто взял блок мест: вот там, в определенной доле случаев, такой услугой воспользоваться можно.

Но все нюансы в отношении конкретного рейса нужно узнавать у авиакомпании. И, главное, заранее - не откладывать до последнего.

ОСОБЕННО ВАЖНЫЕ НЮАНСЫ ПЕРЕВОЗКИ НЕСОПРОВОЖДАЕМЫХ ДЕТЕЙ

Итого, несколько особенно важных моментов.

  • Услуга перевозки несопровождаемого ребенка оформляется только в условиях личного контакта с авиакомпанией – в офисе или через колл-центр

  • Оформлять ее должны родители или законные представители (а вот встречать и провожать могут, например, тётя и дедушка)

  • Встречать и провожать ребенка должны строго те люди, которые указаны в документах

  • Провожающий должен находиться в аэропорту отправления до момента, когда самолет ребенка вылетит

  • Само собой, у ребенка должны быть все необходимые документы. В случае международных перелетов – все визы, страховки, анкеты, – все это должно быть собрано и оформлено стандартным образом перед полетом. Также ребенку потребуется нотариально заверенное разрешение на выезд от законных представителей.

  • Лучше, конечно, отправлять в такую поездку детей, которые уже имеют опыт полетов на самолете. Официально никаких ограничений на этот счет нет, но если, несмотря на юный возраст, путешественник уже знаком с тем, как устроены аэропорты и самолеты, ему, конечно, будет намного проще.

  • В каждом случае все условия нужно дополнительно проверять у авиакомпании

  • Цинично, но возможно: если родители летят в бизнес-классе, ребенку можно купить билеты в эконом с сопровождением.

ЕСЛИ ПРИСМОТРЕТЬ ЗА РЕБЕНКОМ НУЖНО ТОЛЬКО В АЭРОПОРТУ

Если сопровождение ребенку нужно только в аэропорту (например, ребенок от 12 и до 16 лет, и может лететь сам, но родители волнуются), то такую услугу можно докупить, например, в аэропорту Домодедово. В этом случае переплачивать за сопровождение на борту не придется. Но для этого родителю или законному представителю необходимо совместно с ребенком пройти регистрацию на рейс, а затем обратиться на стойку «Информация» в зале регистрации внутренних воздушных линий или на стойку «Услуги пассажирского обслуживания» в новом сегменте пассажирского терминала (Т2).

Далее до посадки на борт о ребенке позаботится сотрудник. Услугу можно заказать не позднее чем за 2 часа до времени вылета рейса. Судя по информации на сайте, ее стоимость – 3600 руб.

Если ребенок прилетает и его нужно встретить и сдать на руки встречающим, то сотрудник аэропорта встретит его с именной табличкой у выхода из телетрапа или у борта самолета, поможет с прохождением всех послеполетных формальностей, проконтролирует получение багажа и проводит к встречающему. 

Екатерина Тропова

Фото: АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР