Вице-президент АТОР Тарас Кобищанов: «В 2025 году на рынке выездного туризма стоит ждать скорее стагнации»

Побеседовали с вице-президентом АТОР, генеральным директором холдинга «Русский Экспресс» Тарасом Кобищановым, о перспективах рынка выездного туризма в 2025 году. Выяснили, что сейчас влияет на спрос, как растут цены, могут ли появиться на рынке горящие туры, и чего ждать туристам и турагентам от высокого сезона.

– Тарас, каким был для рынка выездного туризма прошлый 2024 год?

– Я бы сказал, что для рынка выездного туризма он стал годом «новой стабильности». Не было никаких «черных лебедей», внезапных закрытий направлений и т.п. Относительно стабильны, за исключением самого конца года, были и курсы доллара и евро к рублю. Основной пляжный сезон прошел достаточно спокойно, он дал туроператором прирост продаж, хотя и не слишком большой. В целом, все намеченное игрокам рынка удалось реализовать.

Но новый высокий сезон 2025 года сейчас, из января, выглядит более сложным и непредсказуемым по целому ряду причин.

– Каких? Что здесь будет оказывать на туристический рынок наибольшее влияние?

– Во-первых, нет ясности с геополитикой – непонятно, как будут складываться отношения России с новой американской администрацией Трампа. Соответственно, неясен и вопрос с санкционными ограничениями – будут ли они ужесточаться или, наоборот, сниматься.

Во-вторых, еще один очень важный для выездного туризма фактор, во многом недооцененный – это высокая ключевая ставка ЦБ. Она самым прямым образом влияет на потребительское поведение. Многие потенциальные туристы предпочитают сейчас зарабатывать на процентах с вкладов, а не тратить деньги на крупные покупки (а зарубежный тур сейчас – это почти всегда крупная покупка).

В-третьих, разгоняющаяся инфляция, высокие курсы доллара и евро «подрубают» покупательскую способность значительной части среднего класса.

– Курс рубля к доллару и евро тоже будет играть важную роль в спросе? 

– Безусловно, наряду с другими факторами. Мы видим, что падение курса рубля и растущие цены серьезно влияют на продажи зарубежных туров.

Прирост количества туристов, достигнутый в 2024 году, произошел в период, когда доллар колебался в диапазоне 85-93 рублей. А вот в конце года, в ноябре – декабре, когда доллар пробил отметку 100, продажи туров за рубеж у многих агентств серьезно упали или вообще встали.

Если курс рубля будет продолжать падать и в 2025 году, то, очевидно, мы будем наблюдать общее сокращение количества туристов, выезжающих за границу. 

– Но ведь растут и зарплаты, причем серьезно? Покупательская способность клиентов на рынке все равно будет падать? Или те, кто стал больше получать, могут исправить ситуацию?

– Действительно, много людей в России, прежде всего в реальном секторе экономики – в «оборонке» и на смежных производствах, стали зарабатывать существенно больше. Иногда в разы. Но, на мой взгляд, эти деньги вряд ли хлынут в выездной туризм.

Во-первых, часть из этих людей невыездные, так как связаны формами допуска. Во-вторых, в большинстве своем они не привыкли отдыхать за границей, это не является для них некоей насущной потребностью. Скорее, они предпочтут потратить заработанное на то, что действительно для них важно – закроют кредиты, улучшат жилищные условия, построят дачу, сделают давно откладываемый ремонт. 

Конечно, не только в оборонке или промышленности стали больше зарабатывать. Но на покупательскую способность туристов влияет сейчас в основном потребительская инфляция. Которая все же выше, чем официальная – все мы в этом убеждаемся, заходя в магазины. Скорее всего, в 2025 году инфляция по-прежнему останется высокой, а падающий рубль еще больше увеличит долю расходов «на еду».

Кроме того, и те, кто стал жить лучше в финансовом плане, испытывают определенный психологический шок от роста цен на путевки. Принять внутренне, что тур, который год назад стоил 250 тысяч, сейчас стоит 400 – для многих очень непросто.

Все эти факторы, увы, «откусывают» от рынка то или иное количество процентов потенциальных клиентов. Поэтому я думаю, что 2025 год не покажет значимого роста выездного туризма. Реалистичный сценарий, на мой взгляд, может предполагать снижение спроса на зарубежные туры примерно на 5-10%. Оптимистичный – сохранение или очень незначительный рост по сравнению с объемами 2024 года.

– Есть ли прогнозы по пятерке стран-лидеров в выездном туризме в 2025 году? Как будут влиять на позиции направлений цены? Какой рост цен вы видите в диалоге с зарубежными партнерами?

– По моим прогнозам, топ-лист самых популярных массовых направлений выездного туризма в целом останется тем же самым, что и в 2024 году: Турция, ОАЭ, Египет, Таиланд, Китай и Абхазия.

Турция опять будет лидировать просто в силу емкости отельной базы, близости к России и наибольшим объемам полетных программ. В остальном позиции направлений могут меняться – в зависимости от объема полетных программ (например, Таиланд может и обогнать Египет) и геополитики.

Что касается цен на зарубежных направлениях, то в 2025 году продолжится их повышение. Но на разных рынках – по-разному. Так, в ОАЭ подорожание в валюте крайне незначительно – играет роль большая отельная база и отсутствие новых въездных рынков. А вот в Таиланде рост расценок отелей более весом: у них активно растет китайский рынок, который загружает отели. И в целом там есть некая «эйфория от успехов».

В Турции мы пока видим наиболее серьезное подорожание, продиктованное разрывом между инфляцией и искусственно сдерживаемым курсом евро к лире. За 2024 год курс евро к лире почти не изменился: около 30 лир за евро в начале и в конце года, а вот инфляция составила примерно 50%. Это неизбежно заставляет отели повышать цены, просто чтобы не работать в убыток.

Вообще же, туристический рынок Турции, на мой взгляд, находится перед очень непростой «вилкой» решений. Нужна либо девальвация лиры (что поначалу больно ударит по всей экономике), либо сохранение текущей ситуации.

Но в последнем варианте из-за повышения цен на отдых или снижения его качества (разные отели пойдут разными путями) Турция, так или иначе может постепенно терять конкурентоспособность по сравнению с другими рынками. И хотя лидером по выездному туризму в России она быть, естественно, не перестанет, но все больше туристов будут рассматривать альтернативные направления.

– По вашим прогнозам, что будет с авиаперевозкой по ключевым зарубежным направлениям в этом году? Не скажется ли постепенное выбывание бортов из флота авиакомпаний из-за сложностей с обслуживанием на сезоне?

– Сейчас на рынке выездного туризма нет дефицита перевозки. Скорее, есть даже ее некоторый профицит. Что касается тенденций на выбытие бортов из флота авиакомпаний из-за их «каннибализации», то на сезон 2025 года, я полагаю, это не повлияет. Пока масштабы такого явления некритичны.

Скорее, этот фактор может сказаться на туризме в 2026–2027 годах, если не будут смягчены санкции и если российский авиапром опять не «сдвинет вправо» свои планы по производству «импортозамещенных» самолетов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

– А вообще, есть шанс, что санкции для российской авиации ослабят?

– Сейчас мы, разумеется, не можем уверенно предсказать, в какую сторону будут двигаться геополитические процессы, так что не хочу выступать в роли Кассандры.

Но если тренд на смягчение или снятие санкций начнет реализовываться, то как раз авиация, скорее всего, и станет одним из первых его бенефициаров. Просто потому, что санкции неудобны не только нашим авиакомпаниям – западным перевозчикам сейчас тоже очень затратно облетать Россию.

– Какой, по вашим оценкам, будет доля туроператоров на рынке выездного туризма в 2025 году? Увеличится ли доля «самотуристов»?

– Доля самостоятельных путешественников в выездном туризме упала до самых низких значений в 2022 году – около 20%. Но с расширением объемов международной перевозки она стала расти. По нашим оценкам, в 2024 году самостоятельные путешественники уже формировали не менее 30% всего выездного потока с туристическими целями.

Профицит перевозки и увеличение предложения дешевых билетов на рынке, безусловно, влияет на это – когда на рынке периодически появляются предложения авиакомпаний слетать в Дубай или в Анталью за 15 тысяч, этим самостоятельные туристы пользуются. В 2025 году этот тренд, скорее всего продолжится, и в итоге доля клиентов туроператоров на рынке выездного туризма может составить около 60-65%, а самостоятельных путешественников – около 35-40%.

– Если есть профицит перевозки и «горящие билеты», то можно ли ждать появления «горящих туров» за рубеж в этом высоком сезоне?

– Во-первых, предложения дешевых билетов все же точечны, появляются перед вылетом на даты самого низкого спроса. В блок-чартерный контрактинг для формирования туров билеты по таким ценам не закладываются.

Кроме того, в этом вопросе всегда нужно брать в расчет рыночную ситуацию. Сегодня количество туроператоров на рынке выездного туризма уменьшилось – значимых игроков осталось не более десятка. Не выдержали конкуренции субмассовые туроператоры, в свое время пытавшиеся «вклиниться» в пул больших игроков и делавшие ставку на агрессивное продвижение за счет низкой цены. Они и провоцировали ценовые войны на всем рынке. Все вот эти воспоминания о «Турции за 50 тысяч на семью на две недели» – они как раз из этих времен.

Сейчас туроператорам гораздо выгоднее договариваться, обращать внимание прежде всего на рентабельность продаж, а не пытаться «отъесть» у конкурентов долю рынка за счет бросовых цен. Поэтому времена массовых «горящих туров», я полагаю, не вернутся. По крайней мере, не в этом году.

– На рынке постепенно появляются новые туроператоры, например, те же онлайн-магазины туров, которые сами начинают формировать турпродукт и продавать его через агентов. Они станут угрозой «классическим» туроператорам? 

– На них тоже влияет экономика. Сегодня ассортимент дешевых туров, которые можно одним кликом забронировать в онлайне и ни о чем больше не думать, существенно сузился. Туры за рубеж очень серьезно подорожали, многие туристы не могут себе позволить «спонтанные» поездки за несколько сотен тысяч рублей.

Поэтому так же быстро расширяться на рынке конечного покупателя, как раньше, онлайн-площадки (OTA – Online Travel Agencies) больше не могут – просто в силу экономической ситуации в стране. Более сложные и дорогие продукты, требующие «доводки», сегодня туристы все же предпочитают бронировать у классических турагентов.

Поэтому в такой ситуации ОТА, многие из которых приобрели статус туроператора, сейчас идут в агентскую нишу. Это естественно, но это не угроза классическому туроперейтингу, а скорее, дополнительные возможности для агентов.

– Как чувствует себя сегодня агентский рынок? Чего ждать рознице от 2025 года?

– Подавляющее большинство профессиональных агентов, оставшихся на рынке после всех кризисов, сейчас чувствуют себя весьма комфортно. Бизнес классических турагентств, в отличие от ОТА, очень плохо масштабируется – нужно нанимать новых менеджеров, вкладываться в обучение, в маркетинг, думать, будут ли сотрудники загружены в низкий сезон и т.п. При серьезном масштабировании бизнеса часто падает качество обработки заявок.

Но сейчас на рынке сложилась уникальная ситуация, когда агентства, не масштабируясь, могут при этом повысить прибыльность. Туры подорожали, средний чек заявки в агентствах значительно вырос, а самих бронирований при этом стало меньше. Это означает, что при большем, чем ранее, рублевом заработке с отдельной заявки, турагент теперь может уделить каждому клиенту больше времени и качественнее отработать, увеличить конверсию.

Сами агентства говорят, что в пандемию и после нее агентства стали зарабатывать больше, тратя на это меньше времени.

С рынка ушла масса клиентов, которые стремились отдохнуть за условные 50–100 тысяч рублей и при этом требовали скидок. Раньше при минимуме комиссии агенты тратили на них массу времени – ведь для этих людей каждая такая поездка была событием. Соответственно, консультации длились часами, и агентам приходилось постоянно решать какие-то проблемы на отдыхе (ведь он выбирался самый дешевый, что зачастую значит – и самый проблемный).

– Перейдем от рынка к вашей компании. Чего удалось достичь холдингу «Русский Экспресс» в 2024 году? Насколько ваша динамика отличалась от рыночной?

– Пока мы растем быстрее рынка. У нас есть трехлетняя программа развития, которая предусматривает средний рост в 40% каждый год. В 2024 году мы выросли в количестве туристов на 53%, с нами отдохнули за рубежом и в России более 600 тысяч россиян. Такая же динамика и по выручке, пересчитанной в валюте.

В прошлом году я не могу назвать ни одного ключевого направления, где наши объемы бы стагнировали или падали – ОАЭ, Россия, Мальдивы, Турция, Таиланд и др.

С нами (как с туроператором «Русский Экспресс», так и с системой бронирования Online Express) в общей сложности работают уже более 12,5 тысяч агентств, что на четверть больше, чем в прошлом году.

– В 2025 году рассчитываете на сохранение такой динамики?

– Нет. В 2025 году не рассчитываем на столь хорошие темпы – по причинам, которые я озвучивал выше. Получить рост в 40% было бы отличным результатом, но мы уже предполагаем, что этот показатель может быть ниже.

Мы не планируем агрессивного роста за счет рентабельности. Не стремимся к поражающим воображение чартерным программам и к собственным авиакомпаниям. 10 лет назад, да и не только тогда, все уже видели, как при появлении «чёрного лебедя» эти «тяжелые» активы превращаются в «камень на шее», который может утянуть бизнес на дно.

Наша фокусировка в 2025 году и последующие два года – на рынке индивидуальных и FIT-туров. Сейчас мы уже считаем себя крупнейшей компанией на российском рынке в этом сегменте, но наша цель – стать здесь абсолютным лидером, нарастив свою долю до 30-35% от общего объема индивидуальных туров. Будем концентрироваться прежде всего на сервисе и на том, чтобы создать механизм легкого роста. 

Тем не менее, согласно нашей программе развития, в 2027 году мы планируем выйти на показатель в 1,5 млн обслуженных туристов в год, но это будет не только Россия. С 2026 года мы намерены выходить на нерусскоговорящие рынки, открыть там свои офисы и развиваться.

– Это интересно. Если не секрет, какие именно?

– У нас есть еще год, чтобы присмотреться и решить. Однозначно, это будут рынки «дружественных» стран, но, конечно, не Китай. Возможно, первый из наших новых рынков будет не очень большим по объему потенциальных клиентов, но нам важно создать прецедент и отработать технологию.

– Что сулит вам, и туроператорам в целом, 2025 год в плане маржинальности и прибыльности?

– В этом плане 2025 год будет непростым для турбизнеса из-за изменений в налоговой системе и правилах начисления НДС, в частности. Но мы как холдинг видим для себя возможности, которые помогут снивелировать негативные эффекты.

У «Русского Экспресса» нет кредитов, зато есть довольно большие банковские остатки – так что с нынешней ключевой ставкой мы можем зарабатывать на краткосрочных вкладах для юрлиц. И эти деньги инвестировать в развитие. В 2024 году за счет этих средств, например, мы уже внутри нашей компании снизили курс конвертации валют к рублю. Можно сказать, что это наш вклад в борьбу с инфляцией.

Беседовала: редакция «Вестника АТОР»

Фото: «Русский Экспресс»

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР