Виктория Кизимова: «Мегаполюс турс» предложит рынку уникальный продукт»

В июне 2011 года туроператор «Мегаполюс турс» провел серьезную реорганизацию и отказался от жестких блоков. О том, с чем пришла компания в 2012 год, а также о последних новинках рассказала гендиректор компании Виктория Кизимова.

- Каковы предварительные итоги новой стратегии развития бизнеса вашей компании? Удалось ли за счет отказа от туров, сформированных на условиях жестких блоков, улучшить рентабельность «Мегаполюс турс»?

- Как показывают события последнего года, принесшего нам банкротства и приостановление деятельности сразу нескольких туроператоров, принятое решение было верным. У компании «Мегаполюс турс» нет потребности в оборотных средствах как таковых, есть задача зарабатывать прибыль через продажу качественного туристского продукта. Чартерные программы и программы на регулярных рейсах на условиях гарантированного выкупа мест сейчас в России имеют экстремально низкую маржинальность еще до вычета накладных расходов. Поэтому мы решили пересмотреть свои подходы к принципам формирования продукта.

В соответствии с нашей новой бизнес моделью, в 2011 году у нас не было жестких блоков и чартерных рейсов. Поэтому не было и участия в демпинговых войнах. Новая стратегия себя оправдала – мы перестроились очень быстро и смогли закончить год без потерь.

- В конце 2011-го концерн Kuoni Group, в который входит «Мегаполюс», сообщил о положительных итогах финансового года. На данный момент заявленный показатель выглядит одним из лучших среде крупных европейских туркомпаний. За счет чего удалось выйти в плюс?

- Прежде всего, это связно с дифференциацией бизнеса в компании Kuoni. В ее структуре очень много компаний, которые, несмотря на негативные финансовые ожидания по всему миру, работают с прекрасными экономическими результатами. В первую очередь это подразделения, работающие в MICE сегменте, компании, занимающиеся приемом (DMC, или как мы в Kuoni называем – KDM), безусловно, он-лайн проекты компании – Kobra, GTA.

Вторым не менее важным фактором успеха является способность компании быстро трансформироваться в условиях изменяющегося бизнеса. За последние годы в компании произошли такие изменения в структуре, которых не было до этого 30 лет. Были созданы три хаба по централизованному контактингу, пересмотрены принципы обмена информацией между подразделениями.

В-третьих, я бы отметила постоянный контроль Kuoni за расходами, ведение аналитики, статистики, работа с отчетностью. В любой момент времени каждое подразделение компании знает, сколько процентов от плана выполнено по учитываемым показателям.

И, безусловно, отдельно хотелось бы отметить отношение к кадрам в Kuoni. В компании очень много сотрудников «со стажем». И практически каждый из них ротируется, участвует одновременно в нескольких проектах, делиться опытом. Большую работу проводит центральный HR по взаимодействию подразделений между собой.

- Довольны ли в Kuoni годовыми результатами своего российского игрока?

- Kuoni удовлетворены тем, что мы провели стремительную и при этом безболезненную для клиентов и агентов реструктуризацию, ушли от потерь по чартерным программам.

- Как вы можете оценить ситуацию на рынке в данный момент? Какими вы видите итоги 2011 года для турбизнеса?

- Мир меняется глобально. Экономика уже не поддается прогнозам с помощью привычных инструментов. Эти факторы накладываются на нашу молодую туристическую индустрию. Специфика российского бизнеса, политическая нестабильность – все это делает туризм одной из самых уязвимых отраслей в современной России. Прошедший год выявил потребность рынка в новом законодательстве, которое бы действительно защищало добросовестных участников рынка – клиентов, агентов, туроператоров. Кроме того, стало понятно, что нужно менять принципы планирования. Уже нельзя прибавить 30% к объемам прошлого года только потому, что так делает конкурент. Демпинг на рынке затянулся на долгие 5-6 лет, и из инструмента краткосрочного привлечения, завоевания доли рынка, превращается в удавку для компаний, которые когда-то инициировали этот демпинг.

- В этом году многие операторы отметили «запоздалость» начала новогодних продаж. Спрос шел волнами, а экзотика у многих продалась ниже уровня рентабельности. Как вы оцениваете итоги новогодних продаж?

- Думаю, что в целом по рынку падение новогодних продаж составило 15-20%. Это объяснимые вещи – выборы и события, с ними связанные, отодвинули спрос на другие даты, частично клиенты ушли в пробу самостоятельного бронирования, кто-то просто решил сэкономить и съездить сразу после праздников.

- Как изменилась ваша продуктовая линейка за последнее время?

- Сейчас основными направлениями туроператорской деятельности «Мегаполюс турс» являются продажа индивидуальных туров ручной работы (tailor made, FIT) любой сложности, групповые экскурсионные и индивидуальные туры в режиме он-лайн (система Мегатур онлайн). Это также MICE бизнес (бронирование отелей, авиабилетов и дополнительных услуг под businesstravel, организация конференций и поощрительных поездок), авиа и железнодорожные билеты.

- Многие направления, на которые ранее делалась ставка многими операторами, оказываются все менее рентабельными последние несколько лет. Пришлось ли «Мегаполюс турс» отказаться от каких-то стран? Какие направления сейчас ведет компания?

- Мы предлагаем нашим клиентам горнолыжные туры в Австрию, Швейцарию, Италию, Словению, Андорру, Францию. На выбор также предлагаются лечебные туры в Китай, Словению, Швейцарию, Чехию. В сегменте пляжного отдыха мы организуем поездки в Хорватию, Черногорию, Италию, Испанию,  Грецию,  Португалию, Китай, Вьетнам, Таиланд,  Индию, Индонезию, Шри-Ланку, Филиппины, Мексику.

Приверженцы совмещения пляжного и экскурсионного отдыха могут выбрать у нас туры в ЮВА и Китай, осенью к ним добавляются и европейские страны, особенно Италия, Испания, Франция.

«Мегаполюс турс» также организует групповые экскурсионные туры в Австрию, Германию, Италию, Швейцарию, Великобританию,  Португалию, Испанию, Чехию, Китай, Вьетнам.

Из того, от чего пришлось отказаться – это, прежде всего, Куба и Доминиканская республика last minute  в силу беспрецедентного демпинга по этим странам и специфике оплат: на Кубу практически невозможно сделать прямой платеж, деньги идут очень долго, это крайне неудобно при небольшой глубине продаж.

- После проведения реорганизации компании вы предполагали, что «Мегаполюс» потеряет примерно 40% своих объемов. Как ситуация выглядит сейчас?

- Мы закончили 2011 год с цифрой 33 тыс. 500 клиентов, что как раз и составило 60% от показателей 2010 года. В 2012 году мы запланировали 59 тыс. человек. Рост обеспечат в первую очередь наш MICE отдел и Мегатур (система индивидуального бронирования он-лайн).

- Сохраняете ли вы намерение со временем вернуться к жестким блокам и прежним объемам?

- В 2012 и 2013 году «Мегаполюс турс» намерена придерживаться курса, принятого в прошлом году.  Дальнейшие планы будут зависеть от общих изменений в российском туризме, экономике, законодательной базе. Мы все время развиваемся и меняемся в соответствии с требованиями рынка, ожиданиями потребителей.

- «Мегаполюс» известен своей высокой технологичностью и гибкостью. Все большую популярность набирает проект Мегатур онлайн. Каким вы видите развитие этого проекта?

- Мы много сил, времени и средств потратили в 2011 году на технологии, в марте–апреле планируем запустить новые сервисы на нашем сайте для агентств. В рамках развития технологий мы продолжаем совершенствовать наш FIT он-лайн МЕГА ТУР.  Эта тема сейчас очень модная,  многие компании принялись за собственные разработки. У нас этот проект работает уже два года и есть четкая цель, к которой мы идем в плане развития b2b продаж через этот модуль:

- интеграция с Мастер туром уже завершена, думаю, что в момент выхода статьи мы уже закончим тестирования. Это позволит агентам иметь один пароль для всех наших сервисов, единый личный кабинет.

- сейчас через Мегатур можно бронировать отели и авиабилеты, в ближайшее время будут готовы в режиме он-лайн трансферы, экскурсии и аренда автомобилей. Сейчас дополнительные услуги в режиме он-лайн доступны нашим лучшим агентам, которым мы устанавливаем расширенный модуль.

- в случае специальных запросов менеджеры компании добронируют нужные услуги у наших поставщиков, не входящих в систему Мегатур.

- мы оказываем визовую поддержку по более чем 20 странам и постоянно работаем над расширением списка стран.

- наши услуги можно оплатить многими способами, в том числе кредитными картами с сайта, в офисах связи и т.п.

- b2b модуль, работы над которым еще не закончены, будет предлагаться нашим передовым агентам для реальных он-лайн продаж с сайтов, при этом стоимость интернет-эквайринга мы берем на себя.

- Скажите, стоит ли в этои году ожидать новых проектов?

- Одним из лейтмотивов развития «Мегаполюс турс» в 2012 и 2013 годах будет еще большая интеграция с Kuoni и, как следствие, мы предложим рынку уникальный продукт. Это, прежде всего, коснется бронирования вилл и апартаментов более чем в 40 странах мира в режиме он-лайн. Также мы сейчас тестируем новые экскурсионные маршруты по странам, в которых российские операторы экскурсионку либо не предлагают, либо она слишком «классическая».

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР