Вице-президент АТОР (Ассоциации туроператоров России) Владимир Канторович рассказал о ситуации в туризме, которая сложилась в последние месяцы, после переподчинения отрасли Министерству культуры, а также о том что может произойти с крупнейшими туроператорами в ближайшие месяцы.
- Как вы относитесь к передподчинению туризма Минкульту, что это даст отрасли?
- У меня скептическое отношение ко всем этим преобразованиям. Складывается ощущение, что предыдущее правительство приняло законы, которые и работать не будут, и сами по себе нелепые. А перевод туризма в Минкульт, возможно, был сделан вообще, для галочки, чтобы отчитаться о проделанной работе.
- В Минкульте есть понимание, как работать с туризмом?
- Вопрос наверное даже не в том, как и что делать с туризмом, а когда у Минкульта вообще дойдут руки до нашей отрасли. И ответа на этот вопрос я не знаю. Министерство культуры – это дотационное ведомство, там совсем другая модель работы, иное понимание проблем и видение ситуации.
- Но там создается департамент туризма, назначен замминистра, который отрасль будет курировать. Достаточно ли этого, для нормального руководства?
- Замминистра к туризму не имеет вообще никакого отношения. А то, что там создается департамент ни о чем не говорит. Насколько я помню в Министерстве спорта и туризма, туризмом почти не занимались. Министр встретился с туроператорами только на третьем году своей работы. А всего таких встреч было две или три. О каком взаимодействии можно тут говорить. Не могу сказать однозначно, потому что не знаю, но, как мне кажется, ждать какого-то участия Министерства культуры в решении проблем туризма, не стоит. Туризм можно связать почти со всеми отраслями, может быть, потом переведут в Минтранс. Создавать параллели возможно с чем угодно, поэтому говорить об аргументации, когда принимаются решения о присоединении то к одному министерству, то к другому я не могу.
- Туризм – все-таки экономическая отрасль, может снова подчинить его Минэкономразвитию?
- Это четвертое правительство за последние двенадцать лет и туристическая отрасль оказывается в четвертом ведомстве. Сначала была в Минэкономике, потом управлялась независимо, потом ее прикрепили к спорту, а теперь к культуре
- Может вообще стоило бы сделать по туризму отдельное министерство?
- Во время второго срока Владимира Путина, отрасль была самостоятельной. И это было самое эффективное и плодотворное время. Тогда принимались самые правильные решения. И это происходило потому, руководитель этого федерального ведомства был занят только туризмом.
- По какой же причине Агентство по туризму расформировали?
- Никакой причины не было. Ситуация точно такая же, как с переводом его из министерства в министерство.
- Туристическая отрасль стоит на пороге серьезных преобразований, с 4 июля, в соответствии с поправками в «Законе о туристической деятельности» туроператоры должны обеспечивать свою деятельность страховыми взносами. Насколько своевременным являются эти поправки?
- Это сделано некстати. Более того, это ошибочный шаг. Одним участникам рынка финансовые обязательства урезали, других – нагрузили дополнительными до такой степени, что не представляется возможным исполнять их в том виде в каком требует закон. А у самих участников рынка даже не спросили, что они думают по этому поводу. В итоге большинство туроператороу не смогло исполнить требования, пришлось искать различные лазейки – деление компаний на несколько и так далее. И вопрос даже не в финансовой нагрузке на бизнес, а в том что страховщики не хотят работать с турбизнесом на таких условиях.
- Туристы сильно пострадают от этого?
- Туристы просто подвергаются еще большей опасности – проще говоря могут купить путевки у туроператора-банкрота. Никто же не консультировался с туроператорами и страховыми компаниями относительно того, готовы ли первые платить огромные взносы, а вторые – страховать бизнес на миллиарды рублей. Боюсь, что со временем этот закон просто не будет работать. Туркомпании уже стоят перед выбором – работать дальше не получая прибыль или банкротиться. И хочу обратить внимание, что сделано это было в самый сезон, когда уже проданы сотни тысяч путевок.
- Может бизнесу удастся договориться с чиновниками?
- Государству нет дела до туризма, который, как известно, не является приоритетным направлением госполитики. Все эти вопросы взвалили на министерство.
- Может быть ситуацию изменит компенсационный фонд, о котором столько говорится в последнее время?
- Фонд ничем не поможет. Все утверждения, что он изменит ситуацию – бред. Зачем, скажите, добросовестные компании должны платить за жуликов? Более того, каким образом его создавать, тоже никто еще не придумал. Все эти новые фонды и законы только усиливают неопределенность на рынке. И не только мелкие компании, но крупнейшие туроператоры с миллиардными оборотами не знают, как себя вести, и как сохранить свой бизнес.