В этом сезоне российские туроператоры, работающие на внутреннем речном круизном рынке, вновь столкнулись с проблемой маловодья. О том, как развивается навигация-2015 и какие круизы пользуются спросом, в интервью «Вестнику АТОР» рассказала Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму ОАО «Мостурфлот».
– Позади основная часть навигации-2015. Каковы ее промежуточные итоги? В чем отличие от навигации-2014?
– Основное отличие – заметное падение спроса на российские речные круизы со стороны зарубежного рынка. По нашим оценкам, это от 20% до 50%. Такая ситуация вынудила несколько крупных компаний-судовладельцев отказаться от ввода в эксплуатацию сразу десяти 4-х палубных теплоходов. При этом оставшийся флот был перераспределен между иностранным и российским рынком в пользу последнего, в результате чего на внутреннем рынке появилось значительное количество дополнительных пассажиромест. Так что даже неплохой подъем спроса на российском рынке, а в нашей компании мы фиксируем эту динамику на уровне 15%, не смог перекрыть значительного предложения.
– Из-за маловодья в этом сезоне «Мостурфлоту» пришлось корректировать программы круизов. Как удавалось решать вопросы с пассажирами?
– В этом году круизные компании вновь столкнулись с проблемой маловодья. Такая ситуация складывается второй год подряд, это впервые за многолетний период. Мы провели огромную работу по пересадке туристов, предлагая им на выбор разные варианты, зачастую – с улучшением категории каюты, без дополнительных доплат. Например, такой же маршрут, но на другом теплоходе с меньшей осадкой, или на этом же теплоходе, но другой маршрут, с сохранением дат круиза. Или же альтернативный маршрут, но на теплоходе класса «люкс» Так, в мае теплоход «Николай Карамзин» должен был идти по маршруту Казань-Елабуга. Но из-за маловодья нам пришлось пересаживать пассажиров на «Княжну Викторию» (класс «люкс») до Санкт-Петербурга и обратно. Также мы предлагали нашим туристам возврат стоимости путевки в полном объеме. Однако туристы относились с пониманием к вынужденным изменениям маршрутов, так что возвратов практически не было.
– По официальной информации, все больше турфирм ориентируются на внутренний рынок. Стало ли в этой связи у вас больше партнеров – турагентов, которые реализуют ваши туры?
– Да, мы заметили интерес к речным круизам со стороны операторов и агентств, ранее не занимающихся внутренним туризмом. Действительно, переговоры ведутся активнее, больше заключается договоров с агентами. Наши специалисты провели обучающие семинары в более чем пятидесяти компаниях, организовали несколько крупных мероприятий на собственных теплоходах, где участвовали в общей сложности 190 агентов, представляющих 135 туристических компаний.
Для удобства наших партнеров мы предоставили возможность автоматически выгружать информацию с нашего сайта, выделили кураторов. Однако, пока ожидаемого эффекта не случилось: количество продаж за счет агентских выросло менее чем на 3%.
– В каких регионах России сегодня можно приобрести круизы «Мостурфлота»? Увеличилась ли в общей структуре пассажиропотока доля региональных туристов?
– После введения компанией сервисов по онлайн бронированию и онлайн продажам, круизы «Мостурфлота» можно купить в любом уголке мира, где есть интернет. Это касается не только прямых продаж, но и агентских. На сайте есть полная информация о маршрутах, теплоходах, ценах, видео и фотоматериалы. Наши круизы начинаются и заканчиваются, за редким исключением, в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому основные продажи идут в этих городах. Но мы не теряем надежду привлечь туристов из других российских городов и регионов на наши маршруты, такие, как, например, на круиз Москва-Санкт-Петербург, где за семь-десять дней можно не только познакомиться с двумя столицами России, но и замечательно отдохнуть в красивом и познавательном путешествии.
– В этом году «Мостурфлот» поставил на внутренние маршруты суда класса «люкс». Как туристический рынок оценил эту новинку? Каковы ваши планы по этому продукту на сезон-2016?
– Действительно, в этом году «Мостурфлот» впервые на весь период навигации вывел на внутренний рынок суда класса «люкс» – «Александр Грин» и «Княжна Виктория». Новый продукт всегда трудно выходит на рынок, который в этом году и так очень непростой. А если учесть, что этот продукт стоит в два раза дороже стандарта, то наши результаты по первому полугодию можно считать удовлетворительными. Оценки пассажиров по этим теплоходам отличные. У нас есть туристы, купившие уже несколько круизов на суда класса «люкс» в эту навигацию.
Из опыта мы знаем, что в следующем году на этот продукт появятся новые покупатели, пришедшие по рекомендации друзей и знакомых. Что касается следующего года, то сейчас идут переговоры с зарубежными партнерами, и от их итогов зависит, в какой период навигации «Александр Грин» и «Княжна Виктория» будут работать на внутреннем рынке.
– В этом году многие туроператоры отмечают, что российские туристы стали более экономными. Вы согласны с этим?
– Продажи на навигацию-2015, которые начались год назад, показывали хорошую глубину и активность. Подъем цены был примерно на 15%, но из-за вынужденного и значительного увеличения предложения на внутреннем рынке, массовых пересадок из-за мелководья, компаниям пришлось вводить ценовые спецпредложения, делать скидки от 10% до 30% на низко загруженные рейсы. Конечно, были и круизы со 100% загрузкой, проданные по максимальной цене. Так что «средний чек» составил от 4000 до 6600 руб/день за человека (стандартная каюта) и 5600-11000 руб/день за человека на теплоходах класса «люкс» (стандартная каюта).
– У вашей компании большой портфель круизов. Какие продукты пользуются сегодня большим спросом?
– Беспроигрышный вариант для новичка – это круиз выходного дня. Недорого, недолго и показательно. Востребован недельный отдых из Москвы по Волге до Плеса или до Санкт-Петербурга. Интересны круизы до Соловецких островов, которые вызывают большой интерес своей неоднозначной и загадочной историей. Остаются любимыми круизы по малым рекам, например, по Оке, где в открытое окно доносится запах цветущих трав, пение соловьев и, кажется, можно рукой дотянуться до веток деревьев. В любом случае, такое путешествие – это релакс, полное отключение от городской суеты и шума.
– Планируете ли вы под конец навигации делать спецпредложения? Если да, то на какие круизы они будут распространяться?
– Спецпредложения идут полным ходом, и, думаю, продлятся до конца навигации. Распространяются они на различные круизы. Полная информация есть на сайте «Мостурфлота».
– Когда компания откроет продажи на будущий сезон? Какие предусмотрены скидки для пассажиров и условия для турагентов?
– Продажи на следующий сезон уже открыты – с 1 августа. Акция раннего бронирования, скидка по которой составляет 10%, продлится до конца года. Данная скидка действительна как при прямых, так и при агентских продажах.