Наталья Евсеенко: «Pony Express может обеспечить регионы визовыми центрами»

По инициативе АТОР прошел круглый стол с участием посла ЕС Вигаудаса Ушацкаса, генеральных консулов стран Шенгена и визовых провайдеров. Темой обсуждения стала обеспокоенность туроператорами недостаточным количеством визовых центров в регионах России. Новые правила получения шенгенских виз требуют сдачи раз в 5 лет биометрических данных, а для этого необходимо личное присутствие туристов. О том, как работать с биометрией и почему на рынке визовых провайдеров так мало игроков, «Вестнику АТОР» рассказала Наталья Евсеенко, директор департамента визового сервиса компании Pony Express.

– Наталья, сколько стран обслуживают визовые центры Pony Express, и сколько визовых центров вашей компании работают в России?

– Мы обслуживаем Словакию, Латвию, Венгрию, США, Китай, Японию, Сингапур и Кипр. Pony Express имеет 127 офисов по всей России, 43 из которых уже оснащены оборудованием для приема биометрических данных. Но при этом мы обслуживаем всего три страны Шенгенского соглашения. Остальные шенгенские страны обслуживают другие компании. Всего же, по нашим данным, в России работают около 150 мультивизовых центров, работающих с биометрией, включая нас.

Для России этого явно недостаточно. Мы постоянно получаем запросы от туроператоров, которые заявляют, что в регионах ощущается нехватка визовых центров. Мы работаем над этим. К началу 2016 года офисов Pony Express, оборудованных для приема биометрии, будет уже 60. К примеру, к нам официально обращался греческий туроператор «Музенидис Трэвел» с просьбой организовать в визовых центрах Pony Express прием документов на оформление виз Греции. Мы готовы к сотрудничеству, но пока МИД Греции не планирует увеличение количества визовых провайдеров, работая только с одним поставщиком услуг. Мы надеемся, что эта ситуация изменится, и все официальные визовые центры, соответствующие необходимым условиям по безопасности и экспертизе, будут принимать документы на оформление виз всех стран ЕС. Потребность в этом очевидна туроператорам и индивидуальным туристам. Думаю, что и сами страны Евросоюза, которые хотят сохранить турпоток из России, придут к выводу, что такой выход выгоден всем. 

– У вас много визовых центров, почему же вы обслуживаете только три страны Шенгена?

– Мы работаем с теми странами, чьи тендеры выиграли. Выбор в пользу той или иной компании делают МИДы государств, именно они выставляют критерии оценки при проведении тендеров на оказание визовых услуг. Единой законодательной базы по объявлению и проведению таких тендеров в Евросоюзе нет, есть только рекомендации по их проведению. Поэтому у стран разные правила госзакупок, которые они и предъявляют к поставщику визового сервиса.

Есть, например, критерии «глобальность», «экспертиза», «количество визовых центров», «лучшая цена». Отмечу, что у Pony Express цены очень конкурентоспособные. Консульский сбор на оформление визы для всех одинаковый, установленный правилами Евросоюза – 35 евро. Сервисный сбор у нас, например, для оформления визы Словакии, 12 евро. Для сравнения – сервисный сбор за французскую визу стоит 23 евро. Цена – самый распространенный критерий, помимо числа визовых центров, который разыгрывается в тендерах. Мы предлагали наши услуги, как второго провайдера, но государства ЕС на такой шаг пока не идут. К сожалению, консерватизм, укоренившийся на рынке визового сервиса, пока преодолеть не удается. Хотя страны, которые сделали выбор в пользу Pony Express, сотрудничеством с нами довольны и дают нам отличные рекомендации.

– Может быть, мобильная биометрия быстрее решит проблему, чем новые визовые центры?

Основным камнем преткновения является передача данных. Правила таковы: при сканировании отпечатков пальцев они должны сразу поступать в систему и самоуничтожаться на устройстве, так запрограммированы сканеры. Хранить и передавать данные имеют право только консульства. Визовый центр имеет право получать биометрические данные, но в течение 24 часов должен передать их в консульство, хранить их он не имеет права.

Например, в регион едет сотрудник со сканером. Если он не успевает передать биометрические данные в консульство в тот же день, когда передается пакет документов – этот пакет документов не будет принят. Раньше пакета документов биометрию в консульстве тоже не примут. В правилах ЕС сказано, что документы и биометрические данные должны поступить в консульство одновременно. То есть, до момента, либо в момент, когда документы – досье, паспорт, визовая анкета и так далее – пересекут порог консульства, электронная анкета с биометрическими данными должна оказаться в визовой системе.

Сколько человек может за рабочий день обслужить сотрудник со сканером? Помимо дактилоскопии, нужно заполнить анкеты, разместить там цифровое фото заявителя в соответствии с требованием консульства и все это передать. Процитирую посла ЕС Вигаудаса Ушацкаса: Россия является страной, которой выдается больше всех в мире шенгенских виз – 5,8 млн в 2014 году, треть от всех выданных шенгенских виз. По мнению наших экспертов, даже с учетом падения спроса, количество виз, которое требуется российским гражданам, слишком велико для того, чтобы решить вопрос с помощью мобильной биометрии.

Не забудем и такую важную составляющую, как цена. Предварительно заявлялось, что стоимость мобильной биометрии для одного человека может быть около 150-180 евро. И надо четко понимать, что это цена по Москве. Для отдаленных регионов к этой сумме добавится стоимость проезда. Например, я лично поинтересовалась стоимостью сдачи биометрических данных в Южно-Сахалинске, через одного из провайдеров мобильной биометрии. Во-первых, как оказалось, сдать отпечатки пальцев таким образом можно только в 4 страны шенгенской зоны, во-вторых, для сдачи мобильной биометрии в Южно-Сахалинске клиент должен оплатить все расходы компании, включая авиабилет и проживание до следующего рейса. Полагаю, с такой ценой мобильная биометрия – неподходящий вариант для массового туризма. Мы считаем, что наши граждане просто станут больше ездить в безвизовые страны.

И, наконец, принципиальной является безопасность персональных данных граждан. Можем ли мы быть уверены, что мобильная биометрия даст полные гарантии для обеспечения безопасности? Кроме того, это огромное поле для мошенничества. Купить сканер и с ним разъезжать по городам и весям, собирая паспорта и биометрические данные – что может быть проще? Где потом окажется ваш паспорт и где «всплывут» отпечатки пальцев – неведомо.

– Наталья, почему же, все-таки, нельзя открыть дополнительные визовые центры, хотя бы во всех крупных российских городах?

– Открытие визового центра требует больших вложений. Pony Express – крупнейший в России и странах СНГ логистический оператор, и оказание визовых услуг – одно из направлений бизнеса. Отсюда и наши возможности. Скажем, новый визовый центр Pony Express, который открылся этим летом в Москве, обошелся в 40 млн рублей. Почему так дорого? Мы уделяем огромное внимание безопасности и наши визовые центры оборудованы по последнему слову техники. Замечу, что высок и уровень подготовки нашего персонала. Мы на этом рынке работаем более 15 лет.

– Изменится ли ситуация с визовыми центрами в России в лучшую сторону?

– Необходимость открытия дополнительных визовых центров действительно назрела. На наш взгляд, страны Шенгена пока не осознали масштабы проблемы, ведь летний сезон практически подошел к концу. Спад спроса на визы списывается на это. Но уже предстоящий зимний сезон покажет более реальную картину. Возможно, это подтолкнет заинтересованные стороны к принятию верных решений.

Во всяком случае, г-н Вигаудас Ушацкас на встрече с туроператорами обещал внимательно изучить эту проблему, и заявил, что не исключает возможности появления на территории России новых визовых центров. Мы, со своей стороны, открыты для сотрудничества с консульствами. Очень надеюсь, что заинтересованность стран Шенгена в российских туристах действительно изменит ситуацию. Мы официально изложили наши предложения в письмах, которые направили в МИДы стран шенгенского соглашения.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР