Российский стартап QRepublik, успешно вышедший на европейский и американский рынки в Европе и США, серьезно рассчитывает и на отечественный турбизнес. О том, как компания развивала свой продукт и кому он может пригодиться на российском туристическом рынке – в материале «Вестника АТОР».
ОТ ВИЗИТОК К МЕДИЦИНСКИМ БРАСЛЕТАМ
Стартап QRepublik, победивший в 2018 году в конкурсе АТОР и фонда «Сколково» в номинации «Лучшее IT-решение для туристических и социальных сервисов и коммуникаций», начинал, как это ни банально, с... визиток с QR-кодами.
«В 2014 году мы, так как это можно было в Европе, запустили сервис с личным кабинетом, куда вели визитки с QR-кодов. В личном кабинете был личный профиль человека, он видел, кто посещал его страничку – то есть воспользовался визиткой, были также доступны внутренние сообщения пользователю в рамках сервиса. Но дело не пошло», - вспоминает учредитель и директор по продукту QRepublik Сергей Вищипанов.
По его словам, на медицинскую тему они вышли случайно, заметив идею медицинских браслетов в интернете на одном из китайских сайтов – где такого рода концепция продвигалась для страдающих хроническими заболеваниями пожилых людей. Так родилась идея переделать изначальный проект: выпускать браслеты с QR-кодом, который бы вел на страничку (личный кабинет) с медицинской информацией о человеке.
Технология была простой: купивший браслет человек самостоятельно вбивал данные в свой личный кабинет. В случае же необходимости экстренной помощи врач мог, сосканировав QR-код, получить на свой смартфон страничку с медицинской информацией о пациенте – хронических заболеваниях, прививках, регулярно принимаемых препаратах, аллергических реакциях и пр. Там же были ФИО пациента, контакты родственников и клиники, где человек наблюдается.
УСПЕХ В ЕВРОПЕ И США
«Мы сразу нацелились на рынок Европы. – рассказывает г-н Вищипанов. – В России в 2015 году QR-коды были скорее игрушкой, и серьезного масштабирования на нашем рынке мы не ждали. Если потребитель не покупает страховки, то ожидать, что медицинские браслеты будут широко раскупаться в России, было наивно». И все же в России компания умудрилась за два года реализовать порядка 12 тыс. браслетов – в основном по совместным программам с общественными организациями.
Для международного рынка, однако, продукт требовал доработки. После Олимпиады в Рио, интерфейс был переведен на 24 языка, для корректного перевода данных компания использовала самообучаемую систему.
Сам перевод пришлось делать с помощью собственной системы, использующей латынь и международный классификатор болезней (МКБ): передавать персональные данные онлайн третьим сторонам без согласия пользователя было юридически недопустимым в ЕС.
Ради соответствия требованиям европейского регулятора мы отказались от целого ряда готовых программных решений и типовых архитектур в пользу самописных технологий и максимальной деперсонализации.
Доделали и систему оповещений: при заходе постороннего (по умолчанию – врача) на эту страничку, родственникам владельца браслета стало отправляться SMS-сообщение со ссылкой и местоположением.
Ровно год назад, в декабре 2017 года QRepublik открыл офис в Страсбурге и стал работать на поле медицинского туризма, продавая за 20 евро QR-браслет и доступ в личный кабинет с медицинскими данными людям, которым может понадобиться экстренная помощь. Основными партнерами и каналами дистрибуции компании здесь стали турагентства, организующие медицинские туры и частные клиники – в Германии, Швейцарии и Испании.
Туристический рынок Европы, говорит основатель QRepublik, оказался очень перспективным для бизнес-модели «браслетов жизни». С осени 2018 года компания работает и со специализированными европейскими агентствами, которые продают «туры для пожилых». Сейчас у российской компании в Европе продано около 10 тысяч браслетов. Сейчас QRepublik нацелилась на рынок горнолыжного туризма в Альпах, куда в этом году приедут около 28 млн туристов. Здесь компания работает непосредственно с администрациями альпийских курортов. Для горнолыжников разработан и «легкий» форм-фактор идентификатора – наклейка с QR-кодом на горнолыжный шлем.
Одновременно с выходом в Европу в QRepublik начали и экспансию на рынок США, но с другой бизнес-моделью: здесь компания продает браслеты частным лицам через Amazon. Сейчас, по данным QRepublik, в США уже продано порядка 30 тысяч браслетов с доступам в личный кабинет с медицинской информацией. Более половины клиентов – диабетики.
«Когда мы доделали всю систему – с переводами, с полным соответствием требованиям европейского и американского законодателей о хранении персональных данных, в 2017 году мы начали продаваться и в США – на Amazon. В отличие от нашего главного американского конкурента мы решили не брать с пользователя даже минимальной абонентской платы, зарабатывая только на продажах самих браслетов – и продукт в Америке пошел на ура. Но не потому, что американцы не готовы платить абонплату, а потому что европейцы не готовы на это – а делить продукт на две части нам невыгодно», - рассказывает основатель QRepublic.
Накопленная база по владельцам браслетов позволила компании предлагать деперсонализированные данные по заболеваниям, принимаемым препаратам, частоте и причинам обращения за медпомощью. Потребителями QRepublik видит фармацевтические, страховые и туристические компании.
Европейский и американский опыт позволил компании опять повернуться лицом к российскому рынку.
КОМУ В РОССИИ ПРИГОДЯТСЯ РЕШЕНИЯ QREPUBLIK
Сейчас, по словам Сергея Вищипанова, компания, наработав определенный опыт взаимодействия с туристическим бизнесом в Европе, хочет наладить взаимодействие и с участниками российского туристического рынка.
ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ
«Если говорить о сегменте выездного туризма, то своими партнерами в России на этом этапе мы видим как нишевых туроператоров и турагентов, например в FIT-туризме, так и подразделения, занимающиеся обслуживанием VIPи FIT-туристов у крупных массовых туроператоров. Включение в пакет услуг нашего браслета, брендированного под туристическую компанию, например, в качестве подарка – отличный способ завоевать лояльность и доверие туриста. К тому же это реально удобно, особенно для семейных туристов, особенно – на дальнемагистральных направлениях», - делится Сергей Вищипанов.
Медицинские браслеты, считает он, могут быть также востребованы в детском и спортивном туризме – например, в детских лагерях. При этом для лагерей у компании есть надстройка, которая позволяет «зашить» в QR-код и функцию учета: вожатому просто нужно отсканировать смартфоном браслеты детей при входе на территорию лагеря. «Это не требует никакого оборудования или собственной облачной инфраструктуры – списки детей можно загружать просто в виде Excel-файлов», поясняет он.
И добавляет – эта же учетная надстройка может быть использована для автоматизации работы принимающих компаний туроператоров. Например, в меню личного кабинета облачного сервиса QRepublikпо желанию туроператора могут быть добавлены все экскурсии, более того, через сервис можно отправлять клиенту на телефон внутренние уведомления – напоминания о предстоящей экскурсии, времени и месте сбора и пр.
Не менее перспективны медицинские браслеты, по расчетам специалистов QRepublik, будут и для круизных туристов, как морских, так и речных – особенно учитывая традиционно возрастной контингент.
СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ И КЛИНИКИ
Перспективным сегментом основатель QRepublik считает страховые компании, работающие с полисами страхования ВЗР. Медицинские браслеты-идентификаторами могут здесь быть, во-первых, одним из форм-факторов полиса.
«Не только браслеты могут быть забрендированы под страховщика, но и сам личный кабинет. У нас есть полноценный whitelabel, интеграция по API с третьей стороной – и мы уже работаем по такой схеме в Европе с рядом частных клиник – пользователь видит личный кабинет с логотипом медучреждения. То же самое мы готовы делать и для страховщиков – причем в любом форм-факторе», - рассказывает основатель QRepublik. По его расчетам, страховые компании заинтересованы в использовании медицинских браслетов прежде всего для сокращения рисков (за браслетом, в отличие от бумажного полиса, не надо бежать в отель, а врач сразу видит все аллергии и противопоказания пациента). Кроме того, это моет быть и формой поощрения клиентов в рамках программы лояльности.
Частные клиники в России в целом положительно относятся к идее использования медицинских браслетов, акцентируя, впрочем, внимание, на необходимость дополнения их телемедицинскими сервисами.
«Браслеты QRepublik дают жизненно важную возможность передачи данных и связи на уровне врач-врач в экстренных ситуациях. В любом случае, это шанс выжить, который никогда не будет лишним», - считает Денис Швецов, директор по развитию сети медклиник «Доктор рядом». В то же время, говорит он, в более легких случаях, когда путешественнику нужна медпомощь, но нет быстрого доступа к качественной помощи местных врачей, в дороге или в отдаленных точках, или же после неудовлетворительного приема доктора за границей, выходом из ситуации станут телемедицинские сервисы.
Сергей Вищипанов, в свою очередь, подчеркивает, что в случае использования решения частными клиниками доступ к личному кабинету пациента, в котором будет ветка медицинской информации и доступ к медицинским документам (рецептам, историям болезни, выпискам), может как раз серьезно помочь в кейсах телемедицины.
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ
Еще одну тему для бизнеса в QRepublik видят не только в выездном, но и во въездном туризме в Россию. «Любой человек, въезжающий в страну, не знающий местного языка и жизни, находится в ситуации повышенного риска. Наше решение – как раз для этих целей. Причем QR-код и личный кабинет с медицинскими данными и контактами родственников тут нужен, а вот браслеты как форм-фактор – не нужны. Наша идея для этого сегмента – наклейка с QR-кодом на паспорт, который у туриста в городе всегда с собой. Это легко, просто, необременительно», - рассуждает он.
Сегодня компания готова вести переговоры со всеми участниками туристического рынка и уже ведет их с рядом игроков. «Мы рассчитываем в итоге доработать продукт с учетом пожеланий участников рынка и выйти на российскую «историю успеха» - ведь возможности развития, надстройки в продукте заложены огромные, а спектр проблем, которые наше решение способно решить для турбизнеса – очень широк», - заключает г-н Вищипанов.
Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"
Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.
.