Тарас Демура: «Для развития внутреннего туризма нужны комплексный подход и стратегия»

В этом сезоне фокус туриндустрии смещен на внутренний туризм. В TUI Россия увеличили предложение по курортам Черного моря, запустили чартеры на Байкал и предлагают побывать на русской Балтике в Калининградской области. О перспективах сезона, планах на лето и зиму, а также туризме после пандемии «Вестнику АТОР» рассказал  гендиректор TUI Россия Тарас Демура.

- В этом году все внимание приковано к внутреннему тризму, здесь же пока сосредоточены все силы туроператоров. TUI Россия имеет большой опыт работы на внутренних направлениях, у вас одна из самых широких линеек российского турпродукта. Как вы готовились к рестарту работы?

- Мы ожидали, что восстановление начнется с внутреннего туризма. Поэтому во время карантина мы готовили свой продукт и бизнес-процессы к тому, чтобы активно стартовать. Конечно, когда были объявлены первые требования Роспотребнадзора относительно справок и ограничений, это не вызвало энтузиазма у клиентов, бронирований было мало.

Активные бронирования на российские курорты начались в 20-х числах июня, когда, благодаря активной позиции Ростуризма, основные ограничения, особенно, в Краснодарском крае, были сняты. Если до этого мы бронировали 100-200 человек в день, то с момента снятия ограничений их число увеличилось до 2000. Это неплохие объемы, они кратно выше, чем в прошлом году.

- Готовы ли курорты принять такой поток туристов? Хватит размещения для всех желающих?

- Нельзя сказать, что инфраструктура российских курортов готова к такому объему бронирований. Если интенсивность поступления заявок продолжит оставаться такой, как сейчас, то мест в объектах размещения в прямом смысле слова не останется уже через 2 недели.

Если за рубеж ежегодно, покупая турпакеты, выезжали порядка 10 млн человек, а сейчас они все остались в России, то нужно понимать, что запаса сертифицированного номерного фонда хватит на 1-2 млн туристов

Если за рубеж ежегодно, покупая турпакеты, выезжали порядка 10 млн человек, а сейчас они все остались в России, то нужно понимать, что запаса сертифицированного номерного фонда хватит на 1-2 млн туристов. Таким образом, непонятно, где проведут свой отпуск еще около 8 млн туристов.

Поэтому в долгосрочной перспективе остро стоит вопрос о необходимости инвестиций в инфраструктуру на российских курортах. Здесь нужен комплексный подход, стратегия. Насколько я знаю, сейчас Ростуризм этим занимается. Надеюсь, их работа будет комплексно построена и всё получится.

- Этим летом прямые рейсы на российский юг поставили все крупнейшие игроки туроператорского рынка? Учитывая ограниченность номерного фонда, не возникнет ли профицит перевозки?

- Действительно, все туроператоры поставили максимальное количество полетных программ в Сочи, Крым и на другие курорты, и уверен, что скоро мы увидим избыток перевозки и недостаток мест в отелях.

В этой ситуации выиграет потребитель. Туроператоры будут конкурировать, демпинговать, и клиент получит максимально привлекательную цену.

В этой ситуации выиграет потребитель. Туроператоры будут конкурировать, демпинговать, и клиент получит максимально привлекательную цену на российские курорты.

Но важно помнить, что курортный сезон на юге России очень непродолжителен. Купальный сезон здесь длится около 2,5 месяцев. Для сравнения, на курортах Средиземного моря – 5 месяцев. Поэтому российским отельерам нужно думать, как заполнять «крылья» сезона, чтобы туроператоры могли начинать летать с апреля, а заканчивать – в октябре.

Здесь необходима государственная поддержка в виде субсидирования рейсов, выполняемых на «крыльях» сезона.

В свою очередь, отельерам нужно инвестировать в бальнеологическую, СПА инфраструктуру, предлагать альтернативу морю. Это могут быть какие-то активности, начиная от велопрогулок, заканчивая спортивными мероприятиями.

Хорошо, если бы власти южных регионов могли наполнить старт и конец сезона различными событийными мероприятиями, фестивалями (уличной еды, музыкальные и т.д.). Без равномерной загрузки отелям будет очень сложно держать умеренные цены летом.

- Все объекты размещения на курортах открылись в этом сезоне? Возможно, часть из них откроется в августе, выпустив на рынок новое количество мест, которое было бы актуально в условиях дефицита «наземки» и профицита перевозки?

- Открылись практически все значимые, но далеко не все имеющиеся объекты. В Сочи и Краснодарском крае большое количество объектов размещения не сертифицированы как отели, но фактически ими являются. Мы традиционно с такими объектами не работаем. Я думаю, что, если бы власти смогли легализовать таких предпринимателей, перевести их в белый сектор, нам бы как туроператорам это очень помогло.

Хорошо, если бы власти южных регионов могли наполнить старт и конец сезона различными событийными мероприятиями, фестивалями (уличной еды, музыкальные и т.д.). Без равномерной загрузки отелям будет очень сложно держать умеренные цены летом.

- Увеличивали ли вы свои объемы по черноморским курортам в этом году? Какой авиаперевозкой пользуетесь?

- Да, конечно, мы в разы увеличили наши объемы. Наш основной перевозчик – авиакомпания «Уральские авиалинии», но готовы предложить клиентам перевозку практически всех авиакомпаний, которые выполняют рейсы на направлениях.

- Планируется ли включение железнодорожной перевозки в турпакеты TUI? Как вы считаете, поезд может составить конкуренцию авиасообщению на популярных направлениях?

- Мы уже активизировали сотрудничество с РЖД, и в ассортименте TUI появились пакеты на базе ж/д перевозки. Популярностью у туристов пользуются направления, куда можно доехать на поезде в течение одних суток. Здесь железнодорожная перевозка вполне может составить конкуренцию другим видам транспорта.

- На кого ориентировано предложение ж/д перевозки в вашем ассортименте?

- Это может быть разный потребитель. Сейчас многие боятся летать, боятся находиться с большим количеством людей в общем пространстве. Нахождение в индивидуальном купе – это какой-то выход из ситуации.

Кроме того, есть направления, куда интересно ехать на поезде, где поезд – это уже часть путешествия. Например, Карелия, Петрозаводск.

Мы только начинаем взаимодействие с РЖД с точки зрения включения билетов в турпакеты. В течение 3-6 месяцев у нас сформируется некий объем статистики, опираясь на которую можно будет сказать, какие направления пользуются наибольшим спросом у пассажиров поездов.

- Какие направления лидируют в спросе у клиентов TUI Россия в этом сезоне? Какая доля приходится на курорты Черного моря?

- Безусловно, лидирует Краснодарский край. Доля курортов Черного моря в этом году составляет до 90%. Далее следуют (если не брать Москву и Санкт-Петербург) Байкал, Кавминводы, Карелия, Алтай и Калининград. Это те регионы, куда идет активный турпоток, сформированы пакеты.

Доля курортов Черного моря в этом году составляет до 90%. Далее следуют (если не брать Москву и Санкт-Петербург) Байкал, Кавминводы, Карелия, Алтай и Калининград.

- В этом году вы приняли решение о запуске чартера на Байкал с отдыхом в Бурятии. Это озеро всегда было точкой притяжения для российских и зарубежных туристов. Но поездка на Байкал предполагала ряд трудностей: здесь нет современных объектов размещение, а поездка стоит дорого. Чем руководствовались в TUI, формируя турпродукт по Байкалу? Что вы предлагаете на Байкале вашим клиентам?

- Действительно, Байкал, с одной стороны, всегда был «магнитом» для туристов, но при этом мало кто фактически эту мечту реализовывал.

Географически Байкал находится в двух регионах. Есть Иркутск и популярный курорт Листвянка. От отдыха здесь многих отпугивала инфраструктура. В Листвянке хаотичная застройка, большинство объектов было построено в советские времена и уже имеет плачевный вид. В целом, побережье выглядит неухоженным. Если хочется полюбоваться природой, то нужно куда-то уезжать дальше от курорта.

Мы решили показывать Байкал не с привычной для туристов стороны, а со стороны Бурятии (рейсы из Москвы выполняются в Улан-Удэ). Эта часть Байкала нетронутая, чистая. Вы правы, развитой инфраструктуры здесь пока нет. Мы работаем более чем с десятью отелями на побережье. Это новые аккуратные коттеджи, которые предоставляются нами по доступным ценам. Мы сделали ставку на девственную природу и экологию.

Но Байкал – это не только природа. Отдых на Байкале не будет скучным, здесь предлагается большое количество экскурсий. Это может быть водная экскурсия на катере, на пароме можно добраться на Ольхон, Ушканьи острова, где обитает байкальская нерпа, заповедники и места силы.

Ну и, конечно, сама Бурятия станет отдельной точкой притяжения для туристов. Это родина российского буддизма. С этнографической точки зрения поездка в этот регион, который еще так мало изучен туристами, может быть очень интересным опытом.

- Удалось ли сделать цену на туры более привлекательной?

- Мы снизили цены на туры на Байкал. В этом году мы приняли решение, что не зарабатываем на этом чартере и летаем «в ноль». Ожидаем помощь государства, субсидию Ростуризма на эту перевозку. В результате наши клиенты могут купить себе тур от 30 тыс. р. Раньше цены начинались от 120 тыс. р.

Таким образом, направление стало вполне конкурентным по ценам на рынке внутреннего туризма. Конечно, не нужно ожидать по прилету пятизвездочные отели, но с точки зрения всех аспектов организации путешествия – безопасность, участие туроператора, встреча, трансфер – такого сервиса, как мне кажется, здесь раньше не было.

В этом году мы приняли решение, что не зарабатываем на этом чартере и летаем «в ноль». Ожидаем помощь государства, субсидию Ростуризма на эту перевозку. В результате наши клиенты могут купить себе тур от 30 тыс. р. Раньше цены начинались от 120 тыс. р.

- Сколько людей вы планируете отправить на Байкал в рамках этой чартерной программы?

- Мы планируем цепочку один рейс в девять дней. Пока непонятно, когда чартерная программа будет завершена. На каждом рейсе прилетает около 200 человек (ближайшие рейсы уже практически распроданы).

По нашим оценкам, по линии туроператора TUI(на чартерных и регулярных рейсах) на Байкале и в Бурятии побывает 2-3 тыс. человек. Мы пока не можем дать более точные цифры. Если спрос будет высоким, мы готовы добавить еще одну частоту и выполнять рейсы, например, раз в пять дней. Также, если чартер будет успешным, мы готовы продлить полетную программу и даже сделать ее круглогодичной.

- Какие туристы чаще других интересуются турами на Байкал? Есть ли категории людей, кому такие поездки не рекомендованы?

- Туры на Байкал выбирают в основном две большие категории туристов – семьи с детьми и пары. Никакая из категорий туристов не сочтет поездку на Байкал сложной. Трансфер в Улан-Удэ (а многие предпочитают жить здесь) занимает всего полчаса, на озеро – порядка двух часов в зависимости от выбранного отеля и плана поездки. Мы постарались сделать безопасный и познавательный продукт для всей семьи, включая детей.

Конечно, если турист хотел только теплое море, ему не подойдет отдых на озере. Во всех остальных случаях мы этот турпродукт рекомендуем. Мне кажется, нужно побывать на Байкале хотя бы один раз в жизни. В нем совершенно определенно есть какой-то магнетизм, заставляющий полюбить это место. И очень многие туристы возвращаются сюда из года в год.

- Какие еще нечерноморские пакетные туристические направления вы предлагаете этим летом?

- В этом году хорошим спросом пользуются Кавказские минеральные воды. Также предлагаем туры в Калининград и «русскую Балтику». Традиционно, в ассортименте есть Карелия, расширили ассортимент по Алтаю за пределами Белокурихи, высокий спрос на Золотое Кольцо.

Мы также пытаемся формировать стабильный турпоток на Камчатку и Сахалин, и у нас поступают индивидуальные запросы. Но здесь спрос строится на «плоских тарифах» перевозчика. Как только «Аэрофлот» публикует «плоские тарифы», спрос растет. И, соответственно, спрос падает, когда тарифы становятся полными.

Кроме того, в июле и августе объекты размещения на Камчатке и Сахалине заполнены местными жителями. А другие месяцы сложно планировать из-за непредсказуемой погоды. Иными словами, по Дальнему Востоку нужна отдельная стратегия, которая должна выстраиваться, в том числе, при участии государства.

- Как вы считаете, какие еще направления могли бы стать потенциально привлекательными для массового туризма?

- Сейчас на рынке появились пакетные туры в Хакасию. Думаю, у этого направления есть потенциал, и коллеги поделятся с нами опытом по итогам реализации полетной программы.

Кавказ имеет большой потенциал. Это Северная Осетия, Дагестан, активно продвигает себя Чечня. Мы находимся в контакте с руководством региона. Я думаю, что эти республики будут активно развивать свой потенциал и в ближайшем будущем займут свое место на туристической карте России.

- Можно ли оценить этот год с финансовой точки зрения для туроператоров? Работа на российских направлениях сможет хотя бы частично компенсировать убытки, понесенные в результате почти полной остановки деятельности?

- Мы не знаем, когда откроются рейсы за рубеж. Если они откроются в конце июля или в августе, по ряду направлений (например, Турция) у нас есть некое окно бронирования – август, сентябрь, октябрь. Это, конечно, не заменит полноценный сезон, но это хоть что-то.

По России у нас объемы выросли примерно в 5 раз по сравнению с 2019 годом. Если в прошлом году мы отправляли в туры по России около 50 тыс. туристов, в этом году мы планируем, что около 250-300 тыс. человек купит у нас турпакеты, и еще значительное количество туристов купят только перелет или только размещение.

По России у нас объемы выросли примерно в 5 раз по сравнению с 2019 годом. Если в прошлом году мы отправляли в туры по России около 50 тыс. туристов, в этом году мы планируем, что около 250-300 тыс. человек купит у нас турпакеты, и еще значительное количество туристов купят только перелет или только размещение.

Что касается финансовой стороны, покрыть убытки из-за пандемии, конечно, не получится. Но даже если туроператоры в такой конкурентной среде смогут что-то заработать, этого будет недостаточно, чтобы пережить зиму без финансовых заимствований. Чтобы дать возможность туроператорам что-то заработать, при благоприятной эпидемиологической ситуации заграницу нужно открывать.

- Планируете ли вы зарубежные направления в этом году? Раннее бронирование по зимнему сезону уже стартовало?

- Сейчас активно идет обсуждение возобновления международной авиаперевозки, и как мы знаем, границы будут открываться со странами с благополучной эпидемиологической обстановкой с учетом принципа взаимности.

Мы планируем зимний сезон, ведем реализацию туров по направлениям, которые не запрещены к продаже и продвижению.

- Как планируют сезон ваши партнеры за рубежом? Стоит ли ожидать скидки?

- В условиях отсутствия туристов все готовы быть гибкими и стимулировать спрос специальными предложениями, акциями, более лояльными условиями.

До тех пор, пока наши партнеры не увидят активный спрос, они будут инвестировать в него, пытаться его раскачивать. Но нужно понимать, что как только спрос начнет восстанавливаться, всё это будет пропорционально притормаживаться.

Если произойдет так, что зимой откроются границы и все резко полетят за рубеж, цена быстро вырастет, а акции закончатся. Все эти процессы регулируются исключительно спросом.

- Представим, что границы открылись, туроператоры могут в обычном режиме вести свою работу. Будет ли работа туркомпаний такой же, как до пандемии? Чему эта ситуация научила нас, как изменила туристов и потребительское поведение?

- Я думаю, что многое изменится. В первую очередь, поменяется взаимодействие между туроператорами, принимающими компаниями и отельерами. Сейчас никто не готов брать на себя долгосрочные обязательства.

Отношения станут более гибкими, туроператоры не будут готовы авансировать большие средства. В целом уровень договоренности между партнерами будет предполагать возможные изменения – открытие и закрытие границ, уменьшение и увеличение объемов. Все будут работать в режиме максимальной адаптивности.

Отношения станут более гибкими, туроператоры не будут готовы авансировать большие средства. В целом уровень договоренности между партнерами будет предполагать возможные изменения – открытие и закрытие границ, уменьшение и увеличение объемов. Все будут работать в режиме максимальной адаптивности.

Второе – безусловно, в фокусе у людей будет безопасность. Мы сейчас приводим в соответствие с требованиями безопасности все наши продукты и технологии предоставления сервисов, начиная от трансферов, заканчивая размещением. Меняются привычные туристам шведский стол, ресепшн, автобусы и гиды.

Я думаю, что количество перемещений с целью «просто поговорить с партнером» значительно сократится – мы все освоили видеосвязь. И командировки будут больше сфокусированы на том, чтобы посмотреть какой-то важный продукт или сервис.

Кроме того, я думаю, что изменится поведение потребителей. Будет востребовано «гибридное» многоканальное бронирование – когда турист может выбрать тур онлайн, потом посоветоваться со специалистом офлайн, затем совершить бронирование онлайн и т.д.

Мы должны предоставить клиенту удобный со всех сторон способ бронирования туров таким образом, чтобы по своему желанию он мог начать бронирование в одном месте, а закончить его в другом.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР