В АТОР нередко обращаются с вопросами о проверках Роспотребнадзора: когда их ждать, как они проходят и чем они грозят? Если говорить кратко, то компании, работающей в соответствии с российским законодательством, проверок Роспотребнадзора бояться нечего. Но, по многочисленным просьбам, обо всем по порядку.
КТО?
Как было сказано выше, проверки имеют право проводить сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), имеющие при себе служебное удостоверение и распоряжение о проведении мероприятия по контролю (либо его заверенную копию).
ЧТО?
Роспотребнадзор имеет право проверять соблюдение в туристской организации норм Федерального закона № 2300-1 от 07.02.92 года «О защите прав потребителей», Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, а также санитарных правил и гигиенических нормативов, введенных на основании Федерального закона № 1034-1 от 19 апреля 1991 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
КОГДА?
Проверки этого надзорного органа могут быть двух видов – плановые и внеплановые. Первые проводятся согласно плану проведения мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности, составленном в каждом территориальном органе Федеральной службы ежегодно (ежеквартально) и утвержденном приказом руководителя не позднее, чем за месяц, предшествующий календарному году. Плановые мероприятия по надзору осуществляются не чаще чем один раз в два года по отношению к одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и не ранее, чем через 3 года с момента регистрации.
Внеплановые проверки в туристической сфере проводятся в основном на основании обращений граждан или юридических лиц с жалобами на нарушения этой компанией их прав и законных интересов или в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении нарушений.
КАК?
Распоряжение о проведении мероприятия по контролю должно содержать следующие моменты:
- номер и дата распоряжения о проведении мероприятия по контролю;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятия по контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Проверка не может длиться более месяца (в исключительных случаях, проверка может быть продлена еще на один месяц) и проводить ее имеет право только тот сотрудник Роспотребнадзора, чье имя указано в распоряжении о проверке.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Честно предоставлять представителям Роспотребнадзора запрашиваемые ими документы. Вас могут попросить предоставить:
- Учредительные и регистрационные документы организации.
- Договоры с туристами и контрагентами.
- Инструкции по охране труда.
- Журнал учета инструктажа по охране труда.
- Жалобы потребителей и ответы на них.
- Списки граждан, выезжавших в страны, эндемичные по карантинным инфекциям (хранятся в течение месяца после их возвращения, а для граждан, выезжающих в страны, эндемичные по малярии, - в течение 2 лет).
- Журнал проведения инструктажа с лицами, выезжающими в туристские маршруты, о мерах личной профилактики инфекционных и паразитарных болезней, с обязательным получением подписей клиентов.
- Свидетельства центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора о прохождении обучения или ежегодной переаттестации менеджеров, по профилактике завоза особо опасных инфекций и предупреждения заражения инфекционными заболеваниями*( см. примечания в конце статьи).
- Памятки, выдаваемые туристам.
- Журнал проведения проверок**.
Также Роспотребнадзор может обратить внимание на:
- Вывеску организации***.
- Оформление стенда для потребителей.
- Книгу жалоб и предложений.
Представители Федеральной службы не имеют права:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Роспотребнадзора;
- требовать представление документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;
- изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Не надо забывать, что представители проверяемой компании имеют право присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих.
КТО ВИНОВАТ?
По результатам контрольных мероприятий составляется акт проверки в двух экземплярах, в котором указываются сведения о результатах проверки, в том числе:
- о выявленных нарушениях, об их характере;
- о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
- сведения о лицах, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю.
Актом подписывается должностным лицом, осуществившего проверку и руководителем проверяемой компании, если он согласен с результатами проверки. Один экземпляр остается у руководителя компании, передаваясь ему под роспись или почтой.
Если в процессе проверки будут выявлены нарушения, проверяющим сотрудником Роспотребнадзора составляется протокол об административном правонарушении и дается предписание об устранении выявленных нарушений. С протоколом об административном правонарушении должен быть ознакомлен руководитель компании, который вправе представить свои объяснения и замечания.
На основании протокола должностное лицо Роспотребнадзора имеет право вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Штрафы, согласно КоАП РФ, могут быть наложены как на руководителей (должностных лиц), так и на организацию, при этом одно не исключает другого.
Самыми распространенными нарушениями являются:
- неверно, с нарушениями законодательства, оформленный договор;
- отсутствие документов, подтверждающих фактически понесенные затраты, в случае, если туристическая компания отказалась в добровольном порядке вернуть денежные средства, уплаченные за тур, если он по каким-либо причинам не сложился;
- сроки рассмотрения жалоб потребителей;
- отсутствие уголка потребителя и книги жалоб и предложений;
- отсутствие памяток, в первую очередь по профилактике завоза особо опасных инфекций и предупреждения заражения инфекционными заболеваниями;
- отсутствие вывески или отсутствие на ней необходимой информации.
* Свидетельство центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора о прохождении обучения или ежегодной переаттестации менеджеров, по профилактике завоза особо опасных инфекций и предупреждения заражения инфекционными заболеваниями должен иметь каждый сотрудник, работающий непосредственно с туристами. Стоимость обучения в настоящее время составляет 3 790,16 рублей, можно оплачивать по безналичному расчету или наличными в день обучения. При необходимости, с центром можно заключить договор на обучение сотрудников, но следует учитывать, что процедура заключения договора занимает весьма продолжительный срок.
Обучение проходит один раз в неделю, по четвергам, но в отдельные месяцы может быть сокращение обучающихся групп и занятия проходить не чаще одного раза в месяц.
На обучение записаться надо заранее, в противном случае сотрудника не допустят до обучения. При себе иметь деньги на оплату (если планируется оплата наличными), печать организации (проставляется на документы центра) и письмо на бланке организации с печатью и подписью руководителя (текст примерно следующий: Просим обучить сотрудника (ФИО должность обязательно) по вопросам профилактики карантинных и паразитарных заболеваний). Свидетельство действительно один год, по его истечении необходимо пройти повторную аттестацию по аналогичной схеме.
Телефон для справочной информации и записи на обучение – 616-90-00.
**Журнал проведения проверок должен быть в каждой организации. В нем фиксируются проверки всех государственных надзорных учреждений: дата проведения, проверяющие, результаты проверки, лицо компании, ответственные лица за исполнением предписаний об устранении нарушений.
***Вывеска организации должна соответствовать требованиям ФЗ «О защите прав потребителей» и содержать следующую информацию:
- фирменное наименование (наименование) организации;
- место нахождения организации (адрес);
- режим работы организации.
Вывеска должна быть расположена перед входом в помещение и быть легко читаемой.