К середине недели вулканический пепел от вулкана Гримсвотн может достигнуть Франции и Испании. Несмотря на то, что активность вулкана несколько спала, возможно, что уже ко вторнику облако может заметно повредить авиасообщению Великобритании и Норвегии.
Прошло чуть больше года после того как исландский вулкан Эйяфьятлайокудль на шесть дней парализовал авиасообщение над Европой, как 21 мая 2011 года аналогичную угрозу начал представлять другой исландский вулкан - Гримсвотн. В субботу пепел вулкана поднялся на 20 км в воздух, спустя два дня, по данным метеобюро Исландии, высота выбрасываемого вулканом облака пепла снизилась до 10-11 километров. Тем не менее, специалисты пока затрудняются сказать, как дальше «поведет» себя вулкан.
22 мая из-за активности вулкана власти Исландии закрыли основной международный аэропорт государства, сообщает агентство Рейтер со ссылкой на Управление гражданской авиацией Исландии из Рейкьявика. Как сообщила представитель авиаслужбы Хьердис Гудмундсдоттир (Hjordis Gudmundsdottir), аэропорт «Кефлавик» был закрыт в 8.30 по Гринвичу (12.30 мск), с этого времени самолеты не взлетают из аэропорта и рейсы не принимаются. Управление гражданской авиации Исландии также запретило полеты в радиусе 222 километров от вулкана.
Эксперты не исключают, что последствия извержения Грисвотн могут быть серьезными. В понедельник, 23 мая, компания Avinor, которая обслуживает норвежские аэропорты, сообщила, что к вечеру пепел, предположительно, войдет в воздушное пространство стран Северной Европы и что воздушное сообщение между материком и островами Свальбард Арктики может быть закрыто с 8 часов вечера. Авиакомпания Air Greenland отменила рейс из Копенгагена в Кангерлуссуак Гренландии и приостановила продажу билетов по крайней мере до 27 мая, цитирует сообщение компании Bloomberg.
Следующей в зону риска попадает Великобритания. По оценкам экспертов, пепел до страны может дойти во вторник. Однако, по сравнению с прошлым годом, на этот раз Великобритания готова к последствиям извержения вулкана. «Мы гораздо лучше подготовлены, чем в прошлом году, у нас больше информации и больше опыта», - заявил в понедельник британский министр иностранных дел Уильям Хейг, находясь в Брюсселе на встрече министров иностранных дел стран ЕС. По его словам, за прошедший год британские воздушные службы провели целую серию экспертиз, чтобы определить, насколько опасен пепел вулкана для двигателей самолетов. «Проделана огромная работа по анализу прошлогодней ситуации. Мы будем следить за развитием событий, и надеемся, что удастся обойтись без полного закрытия воздушного пространства страны», - отметил Хейг. По данным Евроконтроля (Европейского агентства по контролю воздушного сообщения), облако пепла и пыли, образовавшееся в результате извержения исландского вулкана, «накроет» Шотландию уже утром вторника 24 мая.
Эксперты не исключают, что к четвергу облако пыли достигнет воздушного пространства континентальной Европы. Облако пепла и пыли из Исландии доберется до Франции и Испании в четверг, «если вулканическая активность будет продолжаться с прежней интенсивностью», говорится в сообщении Евроконтроля. Тем не менее, европейские власти уверены, что извержение не сможет причинить значительного ущерба при отсутствии сильного ветра для распространения пепла. Кроме того, пепел от Гимсвотн не разлетается на большие расстояния и падает на землю быстрее, чем вулканическая пыль Эйяфьятлайокудль год назад. В ЛИИ имени Громова, между тем, другое мнение. «Если пепел поднялся на 20 км, то это очень большая высота. В стратосфере пепел будет оседать медленно, а те большие частицы, которые могли осесть, уже осели. Поэтому сейчас все будет зависеть от того, какой воздушный поток этот пепел понесет», - рассказал летчик-испытатель Анатолий Квочур, заместитель начальника ЛИИ имени Громова. По его словам, воздушные потоки, которые существуют на этих высотах, способны за сутки перенести вулканический пепел на расстояние до 3 тысяч километров. «Вулканический пепел способен оседать на лопатках двигателя самолета, впоследствии приводя даже к остановке двигателя. Мы слышали мнение о том, что этот пепел имеет другую фракцию, но я, даже будучи летчиком испытателем, летать в нем бы не рискнул», - пояснил Анатолий Квочур. Он затруднился сделать прогноз о том, когда концентрация пепла сможет быть безопасной для полетов: все зависит от скорости, направления ветра и дальнейшей активности вулкана. Однако как заставить его оседать быстрее и локально в ЛИИ имени Громова знают. «На высоте 20 км, куда не могут подняться даже наши истребители, можно применить только звуковое воздействие, которое заставит пепел укрупниться и быстро осесть. Однако вновь извергаемый пепел можно локально «осаживать» с помощью вызывающих осадки реагентов, которые применяются для защиты Москвы во время парадов», - уверен эксперт. Под действием реагентов вулканический пепел будет опускаться на землю с осадками, и основная проблема — распространение пепла — будет решена. Правда, пока это всего лишь идея, для проведения подобных опытов необходимо финансирование.
Росавиация в настоящее время не видит оснований для закрытия воздушного пространства РФ из-за извержения исландского вулкана, сообщает «Интерфакс». «Все рейсы выполняются по расписанию. По прогнозам метеослужб облако пепла пока не представляет опасности для воздушного движения над территорией России», - сообщил официальный представитель Росавиации.
Последние извержения Гримсвотна имели место в 1996, 1998, 2004 и 2011 годах. В ноябре 2004 года извержение сопровождалось массивным выбросом пепла, вследствие чего на несколько недель было парализовано авиационное сообщение с международными аэропортами Рейкьявик, Торсхавн и Акюрейри.
24.05.2011